Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ повседневности в этнометодологии Г.Гарфинкеля






9. Социальный конструктивизм: понятия «социализация» и « альтернация » в работе П. Бергера и Т. Лукмана

Трансформацию субъективной реальности, происходящую в результате изменений в социальных условиях существования «Я», которая кажется полной в сравнении с меньшими изменениями внутреннего мира человека, П. Бергер и Т. Лукман называют «альтернацией». Альтернация требует процессов ресоциализации и изменения релевантной структуры. Последняя передается индивиду значимыми другими, с которыми он себя эмоционально идентифицирует. Подобная идентификация напоминает детские переживания эмоциональной зависимости от значимых других. Субъективная реальность трансформируется в ходе беседы с новыми значимыми другими, а прежняя реальность реинтерпретируется в рамках аппарата легитимирования новой реальности («Тогда я думал... теперь я знаю») и подводится под отрицательную категорию.

 

Для авторов общество является также и субъективной реальностью, т. е. реальностью, ин- териоризированной через социализацию. Эта социализация определяется как «всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или в отдельную его часть», причем первичная социализация происходит на протяжении всего детства, следовательно, она является более важной, тогда как вторичная социализация осуществляется в рамках последующего обучения. Социализация, таким образом, характеризуется, как и институцио- нализация, двойным процессом сохранения и изменения. Одним из векторов социализации является «речевой аппарат»: «постоянно удерживая реальность, он все время ее модифицирует. Одни предметы выпадают, другие добавляются, одни сектора реальности <...> ослабевают за счет усиления других». Наконец, в проведенном Бергером и Лукманом анализе подчеркивается — в отношении как объективного, так и субъективного мира — разнообразие как характеристика наших современных контекстов, плюрализм реальностей и идентичностей.

10. Концепции «социального поля», «габитуса» и «символического насилия» в работах П. Бурдье

Социальное пространство включает в себя несколько полей, и агент может занимать позиции одновременно в нескольких из них (эти позиции находятся в отношении гомологии друг с другом). Поле, по Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают.

 

При одновременном рассмотрении поля представляют собой структурированные пространства позиций, которые и определяют основные свойства полей. Анализируя такие различные поля, как например, поле политики, поле экономики, поле религии, Пьер Бурдье обнаруживает неизменные закономерности их конституирования и функционирования: автономизация, определение “ставок” игры и специфических интересов, которые несводимы к “ставкам” и интересам, свойственным другим полям, борьба за установление внутреннего деления поля на классы позиций (доминирующие и доминируемые) и социальные представления о легитимности именно этого деления. Каждая категория интересов содержит в себе индифферентность к другим интересам, к другим инвестициям капитала, которые будут оцениваться в другом поле как лишенные смысла. Для того, чтобы поле функционировало, необходимо, чтобы ставки в игре и сами люди были готовы играть в эту игру, имели бы габитус, включающий знание и признание законов, присущих игре.

Одним из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье является понятие габитуса, позволяющее ему преодолеть ограниченность и поверхностность структурного подхода и излишний психологизм феноменологического. Габитус (habitus) - системы прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, то есть в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства. Проще говоря, габитус — это система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления.

Это понятие означает умелую промывку мозгов, в результате которой в сознании людей откладываются и становятся «естественными» господствующие представления (докса). С точки зрения этого социолога, например, передача и внушение норм господствующих классов через школьную систему есть символическое насилие, осуществляемое над народными массами при помощи властных институтов и средств. Архитектурные пространства, по мнению Бурдье, являются наиболее важными составляющими символичности власти, благодаря самой их незаметности.

11. М. Фуко: понятия «власть» и «дискурс власти»

понятия «власть» и «дискурс власти»

- власть (множественность отношений силы; столкновения и битвы этих сил, их же трансформирующие; стратегии этих отношений силы, в которых они находят свою действенность)

- власть вездесуща не потому, что она охватывает всё, а потому, что она исходит отовсюду

12. М.Фуко: инструменты дисциплинарной власти («Надзирать и наказывать»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.