Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово о нартах






ХРЕСТОМАТИЯ

Литератур народов Юга России

(для студентов отделения «Регионоведение»

Южного федерального университета)

Автор-составитель Г.А. Матвеев

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

НАРТЫ  
  ОСЕТИНСКИЕ СКАЗАНИЯ О НАРТАХ  
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЮГА РОССИИ  
  М.А. ШОЛОХОВ  
  ТИХИЙ ДОН (Кн. 1. Ч. 1.)  
АБАЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Джемуладин Лагучев КУБИНА – РОДИМЫЙ КРАЙ  
  Микаэль Чикатуев АБАЗАШТА  
  Юсуф Цеков ДРЕВНИЕ КАМНИ  
  Али Ионов ЧЕТВЕРОСТИШИЯ  
  Керим Мхце АБАЗИНИЯ  
  Петр Чекалов ВОЗРАСТНОЕ (II)  
  Лариса Шебзухова ТАМ, ГДЕ ЖИВУТ АБАЗИНЫ  
  Лариса Шебзухова ФАША  
  Лариса Шебзухова ГОСТЬ  
АДЫГСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ  
АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Цуг Теучеж СВОЕ ЛУЧШЕЕ СЛОВО  
  Сафер Яхутль АДЫГЕЯ РОДНАЯ МОЯ  
  Сафер Яхутль «ПО ВЗГОРЬЯМ ТВОИМ…»  
  Киримизе Жанэ У АДЫГОВ ОБЫЧАЙ ТАКОЙ  
  Хусен Андрухаев КАВКАЗ  
  Аскер Гадагатль СЫНУ  
  Исхак Машбаш ЧЕРКЕСКА  
  Кадырбеч Кумпилов «ТЫ УШЛА…»  
  Руслан Нехай МОЙ АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК  
  Шихамбий Куев МОЙ ТОСТ  
КАБАРДИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Бекмурза Пачев ВЕРНЫЕ СЛОВА (3)  
  Хасан Эльбердов ВЕРНУЛСЯ...  
  Алим Кешоков НА МЧАЩЕМСЯ КОНЕ  
  Алим Кешоков Я ВИДЕЛ СМЕРТЬ  
  Адам Шогенцуков НЕКРАСИВАЯ ДЕВЧОНКА  
  Фаусат Балкарова НА РОДИНЕ ВСЕ КАМНИ – ЗЛАТО  
  Борис Кагермазов ПАГАНИНИ  
  Адальби Браев СЫН  
  Борис Гедгафов МОЙ ЯЗЫК АДЫГСКИЙ  
  Инна Кашежева «И Я – КАВКАЗ. И Я ОТТУДА…»  
ЧЕРКЕССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Хусин Гашоков СВАДЕБНЫЙ ХОХ  
  Мухадин Ахмедов «ДАВНО ЭТО БЫЛО, ПРИ ГРОЗНОМ ИВАНЕ…»  
  Алим Ханфенов КАВКАЗ  
  Фатима Кабардиева У ОБЕЛИСКА  
  Хизир Абитов «ЛЮБОВЬ, КАК ПТИЦА В ПОРУ НЕПОКОЯ…»  
  Марина Карданова «НАМ СОЖАЛЕНЬЯ ДУШУ ОТРАВЛЯЮТ…»  
БАЛКАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Кязим Мечиев ОТКРОВЕННОЕ СЛОВО  
  Кязим Мечиев «СЕРЫЙ КАМЕНЬ СОРВАЛСЯ С УТЕСА…»  
  Берт Гуртуев БЕЗ ТЕБЯ МНЕ ЖИЗНИ НЕ БЫЛО И НЕТ...  
  Кайсын Кулиев ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ ТЕМ, ЧТО ГОРЕЦ Я!  
  Кайсын Кулиев ЖЕНЩИНА КУПАЕТСЯ В РЕКЕ  
  Кайсын Кулиев «РЕЧЬ ГОРЦЕВ НЕ ЦВЕТИСТА, А СУРОВА…»  
  Сафар Макитов МЫ БЫЛИ ВМЕСТЕ  
  Танзиля Зумакулова ДВА ЯЗЫКА  
  Светлана Моттаева МОНОЛОГ КАВКАЗЦА  
  Магомет Мокаев ЛЕЗГИНКА  
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА  
АВАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Тажутдин (Чанка) «КОГДА Б ЗА СТРОЙНОСТЬ НАГРАЖДАЛ НЕВЕСТ…»  
  Махмуд из Кахаб-Росо «В КРАСИВЫХ НАРЯДАХ ИЗ РЕДКОЙ ПАРЧИ…»  
  Махмуд из Кахаб-Росо «О, ЛЮДЯМ ОБЕЩАЮЩИЙ…»  
  Гамзат Цадаса ИЗ КНИГИ «УРОКИ ЖИЗНИ»  
  Расул Гамзатов ПОКУДА ВЕРТИТСЯ ЗЕМЛЯ  
  Расул Гамзатов СТАРЫЕ ГОРЦЫ  
  Фазу Алиева ЖЕНЩИНА – ЭТО НЕ ЧАША...  
  Магомед Абасил ГОРНЫЙ ТУР  
ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Батырай «ДЖАМАВ-ХАНА ТАБУНЫ…»  
  Батырай «КОНЬ, ОБЪЕЗЖЕННЫЙ ТОБОЙ…»  
  Батырай «ПУСТЬ У ХРАБРОГО ОТЦА…»  
  Мунги Ахмед СУД ШАМИЛЯ  
  Мунги Ахмед «ВОЛЯ АУЛЬЧАН – ЗАКОН…»  
  Рашид Рашидов «ЧЕМ ТАК ДОРОГИ НАМ ГОРЫ…»  
  Рашид Рашидов «СО СНЕГОВ СЕДЫХ ВЕРШИННЫХ…»  
КУМЫКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Ирчи Казак КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МУЖЧИНА  
  Магомед-Апенди Османов ПЕРВАЯ ПЕСНЯ ИЗ «КУМЫКСКОЙ СВАДЬБЫ»  
  Аткай ЧТО ПЛОХО?  
  Анвар Аджиев СЕРП И САБЛЯ  
  Багаутдин Аджиев «БЕРЕТ НАЧАЛО У ПОДОЛА ГОР…»  
ЛАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Юсуп Муркелинский НАСТАВЛЕНИЯ  
  Щаза из Куркли «МОЙ СОКОЛ ЖЕЛАННЫЙ!..»  
  Муэтдин Чаринов ОТЧИЙ КРАЙ  
  Юсуп Хаппалаев «Я РОДИЛСЯ В ТОМ КРАЮ…»  
  Мирза Магомедов ЛЮБОВЬ  
ЛЕЗГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Саид из Кочхюра НОВОЛУНИЕ  
  Етим Эмин ЧЕРНООКАЯ  
  Сулейман Стальский МОЛОДЫМ ПОЭТАМ  
  Алирза Саидов ЛЕЗГИНКА  
  Ханбиче Хаметова ДУХОВНАЯ КРЕПОСТЬ (9)  
ТАБАСАРАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Багаутдин Митаров СООБЩИТЕ ДРУЗЬЯМ  
  Шамиль Казиев СЫНУ РАМАЗАНУ  
ТАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Миши Бахшиев ТАТСКОЙ ЖЕНЩИНЕ  
  Манувах Дадашев «НА СНЕЖНОЙ ВЕРШИНЕ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ТУР…»  
Расул Гамзатов МОЙ ДАГЕСТАН (Отрывки)  
ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Салман Озиев СЕРДЦЕ ВЕЛИТ  
  Ахмет Хамхоев НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МАТЕРЕЙ  
  Джемалдин Яндиев ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ НАЧАЛЬНЫХ СЛОВА  
  Саид Чахкиев СОБИРАЙСЯ, МОЙ СЫН  
  Гирихан Гагиев РАЗГОВОР С ИНГУШЕТИЕЙ  
  Якуб Патиев НА ПОСТУ  
  Сали Арчаков БУРКА  
КАЛМЫЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Санджи Каляев КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК  
  Аксен Сусеев НАВСТРЕЧУ НОВОЙ ЖИЗНИ (Отрывок из поэмы)  
  Константин Эрендженов «НАЧАЛО» (Отрывок из поэмы)  
  Бося Сангаджиева СТЕПЬ МОЯ  
  Давид Кугультинов «НИКТО НЕ ПОМНИТ…»  
  Давид Кугультинов «СКОНЧАЛСЯ МОЙ ДРУГ. НО ЛИШЬ ТЕЛО…»  
  Джангар Насунов КОЧЕВЬЕ  
КАРАЧАЕВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Исмаил Семенов ИТОГ  
  Халимат Байрамукова РОДНЫЕ ХРЕБТЫ КАРАЧАЯ  
  Халимат Байрамукова НЕКРАСИВЫХ ЖЕНЩИН НЕ БЫВАЕТ  
  Азамат Суюнчев СПЕШИ ТВОРИТЬ ДОБРО  
  Насу Абайханов ГОРЕ НАРОДНОЕ  
  Назир Хубиев МОЙ НАРОД  
  Хасан Айбазов УРОКИ ПРОЖИТОГО  
  Кулина Салпагарова А ДРУГОЕ  
НОГАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Шал-Кийиз Теленши Улы ТЫ В ЖЕЛАНИЯХ БУДЬ УМЕРЕННЫМ  
  Фазиль Абдулжалилов «Я БЫТЬ ХОТЕЛ БЫ ОБЛАКОМ, ЧТО В НЕБЕ…»  
  Суюн Капаев МОЕМУ КУНАКУ  
  Бекбийке Кулунчакова МОГЛИ БЫ РОДИТЬСЯ МИРУ ДЕТИ!  
  Кадрия Темирбулатова БЕРЕКЕТ  
  Иса Капаев «НЕ СКАЖУ, КАК ЭТО БЫЛО…»  
  Фарида Сидахметова «МОЙ МИР – ДЫХАНИЕ СТЕПИ…»  
ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Темирболат Мамсуров ДУМЫ (Отрывок)  
  Инал Кануков «ЗМЕЕЙ ШИПЯЩЕЙ КЛЕВЕТЫ…»  
  Коста Хетагуров ЗАВЕЩАНИЕ  
  Коста Хетагуров «НЕ УПРЕКАЙ МЕНЯ, ЧТО Я ЗАБРОСИЛ ЛИРУ…»  
  Коста Хетагуров ФАТИМА  
  Илас Арнигон ОТЕЦ ЗАВЕЩАЕТ СЫНУ  
  Георгий Дзугаев ОРЕЛ  
  Нафи Джусойты СТИХИ, НЕСКАЗАННЫЕ МАТЕРИ (Отрывок)  
  Хазби Дзаболаты ОСЕТИНСКИЙ ТАНЕЦ  
  Ирина Гурджибекова ГОРЯНКА  
  Тотрадз Кокайты В ПУТИ  
  Теймураз Хаджеты ИРИСТОН  
ЧЕЧЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА  
  Марьям Исаева ГАМАР  
  Магомед Мамакаев СКАЗАНИЕ О ГОРЦАХ  
  Раиса Ахматова «ВСЕ В ЖИЗНИ МНЕ ДАВАЛОСЬ НЕЛЕГКО…»  
  Шайхи Арсанукаев ДВА ВОПРОСА  
  Мусбек Кибиев КАРТИНЫ РОДИНЫ  
  Алвади Шайхиев БАШНИ  

 


НАРТЫ [*]

 

У народов Кавказа с древнейших времен сохранились широко популярные устные сказания о легендарном обществе далеких предков, именуемых в этих сказаниях нартами.

Первые упоминания о нартах как о героях народных сказаний мы находим в этнографических изданиях Российской Академии наук 40-х годов прошлого столетия. В середине XIX века появились фрагментарные публикации отдельных вариантов эпоса. А в 80-х гг. в трудах академика В.Ф. Миллера были сделаны первые попытки научного осмысления исторического факта существования нартских сказаний. И вот уже более столетия длится записывание и собирание текстов эпоса.

Раньше всех работа по изучению нартского эпоса развернулась в Осетии, и уже в 20-е годы XX века осетинский вариант эпоса был опубликован с наибольшей полнотой, в то время как другие национальные версии эпоса были известны в меньшей степени.



Разумеется, исследовательская работа по изучению этого памятника сначала опиралась главным образом на осетинский материал. И, может быть, этим объясняется тот факт, что вплоть до 50-х годов генезис нартского эпоса связывался по преимуществу с историей осетин. Считалось, что он «проник» на Кавказ вместе с приходом туда аланских предков осетин. Появление доказательств о широком бытовании нартского эпоса также и у других народов Кавказа (многочисленные записи на адыгских и абхазском языках, на языке карачаевцев и балкарцев, чеченцев и ингушей) воспринималось как факт культурного заимствования, и не более.

Но уже в середине 50-х годов в советской науке был провозглашен тезис о нартских сказаниях как о едином общекавказском памятнике древней эпической поэзии. Стало очевидным, что исторические корни, объединяющие нартские сказания всех национальных версий, надо искать в основных факторах кавказской общности, таких как: генетическое родство народов Кавказа; роль единого кавказского субстрата; сходные условия материального общественного существования и тесное духовное общение между этими народами в течение длительного исторического времени.

Нартский эпос состоит из отдельных рассказов о различных событиях из жизни тех или иных героев. Многочисленные сказы группируются вокруг имен основных персонажей эпоса, образуя, таким образом, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место. Так, например, в адыгской версии цикл сказов о младшем нарте Сосруко занимает более обширное место, в абхазском – значительным является цикл о Сатаней. Также по-разному звучат и имена героев, как, например, Сосруко – Сослан – Созруко – Сосрыква, или: Ашамез – Ацамаз, Батрадз – Батрез и т.д. Но есть и разная трактовка образа одних и тех же героев. К примеру, Сатаней в абхазской версии овеяна романтикой, она – полубогиня, всеми почитаемая мать нартов, женщина, олицетворяющая неотразимый ум, красоту и неувядаемую молодость.

В осетинском варианте Сатаней во многом уже лишена божественных и романтических черт, она – жена родоначальника нартского племени Урызмага с подчеркнуто земными атрибутами.

Основные герои эпоса являются сквозными, они присутствуют в той или иной форме во всех национальных версиях. Но имеются герои, присущие только одной версии, например, Бадыноко в адыгской версии, в балкаро-карачаевской – Шауай, у осетин Уархаг и т.д.

Однако своеобразие национальных вариаций не нарушает черт общности идейно-художественного содержания нартских циклов сказаний как эпоса народов Кавказа. Сущность нартских сказаний как древнего памятника духовной культуры народов Кавказа, берущего свое начало с далеких времен до нашей эры, в одинаковой степени выявляется во всех версиях. Они объединены не только жизненным материалом (воспоминания о предках), составляющим основу сюжетики сказаний, но также и своеобразием их художественного стиля.

 

ОСЕТИНСКИЕ СКАЗАНИЯ О НАРТАХ [†]

СЛОВО О НАРТАХ

Здесь собраны древнейшие сказанья

О нартских героических деяньях.

Сказители их завещали миру,

Отдав всю душу звучному фандыру.

Во времена далекие, седые,

Проникли нарты в небеса впервые.

Они не раз пересекали страны,

Где жили уаиги – великаны.

В скитаниях не находя покоя,

Они спускались и на дно морское.

К донбетрам шли, терк-туркам и гумирам,

Они всегда кончали битвы пиром.

В подземном царстве жили далимоны.

У всех – свой нрав, у всех – свои законы.

Но вот огонь сверкнул во мгле зарницей,

Чтоб до конца земли распространиться.

И люди, озаренные огнем,

Не в силах были позабыть о нем.

Герои-нарты, мощь огня изведав,

Считать устали славные победы.

Так утверждались нарты на земле,

С огнем в глазах, со славой на челе.

На пиршествах, в сраженьях, на охоте

Вела их смелость, честь была в почете.

Отвергнув зло, насилие и гнет,

Искал свободы нартовский народ,

Он даже небу бросил смелый вызов –

И ринулся к воздушным далям снизу.

Но в этих битвах, страшных и неравных,

Погибло много нартов достославных.

Как воск на солнце, таяли полки,

Под женский стон у вспененной реки.

А те, которые в живых остались,

Опять, как прежде, с силами собрались.

Народный дух рождал живое слово,

И крепло мужество в борьбе суровой:

В полях, ущельях, на вершинах горных

Сражались нарты долго и упорно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.