Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Студгородок: бочка с селедками или страховочная сетка?






Барбара Уиттингтон (Whittington, 2003) проводила исследование того, что значит «быть семьей», в студенческом городке одного университета в одной из англоязычных провинций Канады. Сейчас контингент людей, получающих высшее образование, в Канаде существенно изменился по сравнению с тем, что было, скажем, лет тридцать тому назад. Во‑ первых, в университет поступают не только сразу после колледжа; многие после колледжа идут работать, а потом решают повысить уровень образования, выбирая для этого как заочную, так и очную форму обучения. Значительная часть этих студентов — женщины старше 30 лет. Вторая тенденция изменения контингента студентов — всевозрастающее разнообразие культурной и этнической принадлежности студентов. В университет поступают не только иммигранты, но и представители малых коренных народов канадского Севера. Однако большая часть нормативных документов, задающих условия обучения в вузе и проживания в студгородке, до сих пор не принимает во внимание этих студентов, называя их «нетипичными». Так или иначе, количество семей, проживающих в студгородке, постепенно возрастает. Не стоит сбрасывать со счетов и студенческие семьи, образующиеся во время обучения, так что в студгородке можно встретить и семьи с двумя родителями, имеющими детей, и бездетные супружеские пары, и родителей-одиночек (здесь их больше, чем в среднем по популяции), и даже в некоторых случаях семьи с бабушками и дедушками. Ежегодно в кампусе появляется на свет несколько десятков младенцев.

Семья, живущая в студгородке, сталкивается с достаточно серьезными трудностями. Например, в случае, если оба родителя учатся, то встают вопросы о том, кто, когда и как будет зарабатывать деньги, чтобы содержать семью, как организовать уход за детьми при том, что денег, а тем более времени, часто не хватает? Родителю-одиночке это все тоже знакомо. Добавьте к этому проблемы иммигрантов, для которых английский язык — не родной, родственники и друзья остались далеко, приятелей, живущих поблизости, нет… Если только один из членов семьи учится, то второй может столкнуться с тем, что практически все социальные службы — поликлиника, служба занятости и т.п. — студгородка встретят его в штыки: «Вы у нас не учитесь — мы Вас не обслуживаем».

Барбара Уиттингтон — одна из сотрудниц Центра помощи семье в описываемом кампусе. Она решила применить концепцию Л.Беллы о том, что значит «быть семьей» для анализа работы Центра. Одним из аспектов работы Центра является дискуссионный клуб, и его участники согласились рассказать Барбаре о том, какую роль для них играет Центр, и что «семейного» есть в их общении и взаимодействии с другими жителями студгородка.

Оказалось, что многие воспринимают других жителей студгородка как родственников, а иногда даже — как близких родственников («Никогда бы не подумала, что соседка будет заходить ко мне, как к себе домой, без стука, приносить еду и садиться заниматься, пока ее муж дома развлекает детей! А я могу пойти позаниматься к ней, когда у меня дома слишком шумно»). Семьи, живущие в кампусе, относятся к жизни других семей с вниманием и участием. Например, когда в одной недавно приехавшей семье случился громкий скандал между родителями, одна соседская семья явилась туда и забрала детей к себе, другая семья привела сотрудника правоохранительных органов, а третья постаралась по возможности успокоить ссорившихся и выяснить, как соседи могли бы помочь.

Семьи, живущие в студгородке, часто устраивают общие праздники (дни рождения детей и взрослых, годовщины свадьбы, чествование того, кто получил ученую степень или сдал сложный экзамен). Они собираются вместе, чтобы поговорить; достаточно распространенное явление — сотрудничество в присмотре за детьми, когда родители из нескольких семей по очереди опекают всю ораву детишек (особенно много пользы такая форма кооперации приносит родителям-одиночкам во время сессии). Соседи по кампусу часто сами проявляют инициативу в организации помощи. Когда выяснилось, что жена одного аспиранта, студентка, не может придти на защиту его диссертации, потому что защита приходится как раз на тот момент, когда ее малыши-близнецы спят, и это чуть ли не единственное время, когда она может заняться важным рефератом, соседки организовали «шефство»: сидели с детьми несколько дней до и после защиты, приготовили праздничный стол. Они объясняли это тем, что «ребята из-за этой учебы совсем друг друга не видят; а мы что, чужие люди, что ли, к тому же слепые?»

Однако особо выдающимися, специальными способами «быть семьей» в этом кампусе являются Общественный Огород и Клуб Культур. Общественный Огород был создан на территории студгородка при содействии администрации университета и Центра помощи семье по инициативе студентов, решивших выращивать кое-какие овощи и фрукты своими силами. Это действительно позволяет сэкономить деньги, а также способствует возникновению дружеских отношений между огородниками. Даже если у них нет других тем для разговора, для начала они могут обсуждать подкормку и прополку. В существовании Общественного Огорода проявляются и терпение (оно же устойчивость во времени и по отношению ко всяческим невзгодам), и забота (полив чужого участка, а также принятие права хозяина участка сажать на своей территории что и как в голову взбредет). Сам огород может считаться общим домашним пространством, особенно в периоды сезонных работ.

Клуб Культур появился, когда стало понятно, что традиционные занятия по английскому языку для иностранцев, о которых так просили иммигранты, не пользуются у них популярностью. Было решено устраивать каждый четверг на территории Центра помощи семье (это двухкомнатная квартира в одном из общежитий) посиделки, что-то вроде кулинарных курсов, где представители разных культур готовят свои любимые блюда и обучают этому желающих. Это предложение было воспринято с энтузиазмом. Студенты говорят, что с нетерпением ждут четверга, потому что точно знают, что будет здорово. Они приходят, некоторое время общаются по-английски со знакомыми, потом готовят кучу еды, радостно ее поглощают (при этом всегда спрашивают, не надо ли кому на вечернюю лекцию: тех, кому надо будет уходить, кормят в первую очередь), потом также вместе моют посуду, наводят порядок, болтают. Помещение Центра тем самым становится для них общим домашним пространством; даже самые маленькие дети знают, где включается свет и как открыть холодильник (и достать оттуда сок).

Однако учеба заканчивается, и то одна, то другая семья покидает кампус. Но, как правило, люди — и уезжающие, и остающиеся — продолжают дружить и быть друг для друга семьей. Жаль только, что администрация пока еще мало осознает важность этой стороны учебы в университете.
Бабушки и внуки: быть семьей без среднего поколения

Мэрилин Каллахан, Лесли Браун, Патрициан Маккензи и Барбара Уиттингтон (Callahan, Brown, McKenzie & Wittington, 2002–2003) изучали семьи, где бабушки брали на воспитание своих же внуков, так как среднее поколение — дети бабушек, родители внуков — в силу проблем, связанных преимущественно с психическим здоровьем, растить собственных детей оказывались не в состоянии. Бабушки при этом принимают на себя троякую задачу: «разобрать» традиционное представление о семье, где биологические родители считаются наилучшими воспитателями для своих детей, создать новую семью для своих внуков, а также сохранить возможность восстановления постоянного участия родителей в воспитании детей.

В состав «традиционной» семьи входят гетеросексуальные мужчина и женщина и их дети. При этом преимущественно заботится о детях именно мать, ставя их интересы выше своих собственных. Данное представление о семье расходится не только с укладом жизни, например, коренных народов, где функцию воспитания детей выполняют так же тетушки и бабушки, но и с большинством современных семей, если учитывать все те семьи, где мать работает.

Если мать по каким-то причинам не может ухаживать за ребенком, вероятнее всего, что это начнет делать именно бабушка. По данным переписи населения США 1990 года, каждый двадцатый ребенок жил с бабушкой, и наблюдалась тенденция к увеличению числа подобных семей, особенно тех, где биологические родители отсутствуют вовсе. Демографически исследования, проведенные в 1999 году, показывают, что каждая девятая бабушка брала на воспитание внука на срок более полугода (как правило, на срок более 3 лет). Тем не менее, не существует программ социального обеспечения, рассчитанных именно на семьи подобного рода, и поэтому бабушки часто весьма ограничены в средствах.

Часто бабушки принимали решение взять ребенка, потому что боялись, что система социального страхования решит поместить его в приемную семью — к чужим людям. Многие бабушки не оформляют официальное опекунство над ребенком, потому что опасаются, что их сочтут не годными для этой роли: в силу возраста или того, что они «не смогли как следует воспитать своих собственных детей».

Воспитание внуков является для бабушек во многом, но не во всем, повторением их опыта родительства. Основное различие в том, что им приходится создавать и поддерживать представление об «отсутствующем присутствии биологического родителя». Они решают делать это зачастую в надежде, что их дети когда-то смогут стать настоящими родителями тем, кого они произвели на свет.

Отдельная проблема, с которой сталкиваются бабушки — как объяснить внукам, почему он не живут с мамой и папой (если те живы), зачем мама родила троих детей, если она не может их воспитывать, и почему она никогда даже не звонит. Бабушки стараются не судить своих детей, но часто разрываются между жалостью к детям и злостью на них. Многие из участвующих в исследовании подчеркивали то, что в этот раз (воспитывая внуков) они стремятся не допустить тех ошибок, которые были допущены при воспитании детей.

Другие бабушкины дети, как правило, принимают близко к сердцу, что их мама взяла на воспитание их племянника или племянницу, но некоторые это одобряют и стремятся помочь, а некоторые — нет. Существенную поддержку бабушкам оказывают их подруги. Бабушки прикладывают много усилий, чтобы поддерживать контакт с различными родственниками (сводными братьями и сестрами внуков, новыми семьями родителей и т.п.), чтобы у внуков было чувство принадлежности к семье, а также для того, чтобы было кому позаботиться о внуках, если с бабушкой, не дай Бог, что-нибудь случится.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.