Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея единства мира в философии.






Бытие проявляется в бесконечном множестве предметов, явлений, процессов.

[ Современной науке известно: - около 30 тыс. видов минералов,

- 500 тыс. видов растений,

- 2 млн. видов животных;

- существует множество наров, стран;

- в нашей Галактике более 100 млрд. звезд,

- в доступной исследованию части Вселенной около 10 млрд. галактик и т.д. ]

Встает вопрос: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует единство мира?

Большинство мыслителей в истории философии, независимо от философского направления, отвечали положительно на вопрос о единстве мира. Однако в каждой конкретно-исторической эпохе основания этого единства определялись по-разному, в зависимости от господствующего принципа культуры.

В античности единство мира рассматривалось через принцип космоцентризма. Мир представляет собой одухотворенное целое, где природа – часть Космоса, а человек – часть природы. Мир един, т.к. представляет собой космическую гармонию.

В Средние века единство мира определялось через принцип теоцентризма: единство мира олицетворял Бог-творец.

В эпоху Возрождения единство бытия определялось принципом антропоцентризма: интегральной основой мира был человек.

В эпоху Нового времени принципом, определяющим единство мира, стал механицизм: мир един, т.к. представляет собой целостную систему, функционирующую по законам механики.

Современная наука единство мира связывает с его материальностью: мир един, т.к. он материален и существует в едином пространственно-временном измерении.

Проблема единства мира – одна из основных в онтологии. Ключевая категория для ее решения – субстанция (лат. substantia – основа) – первооснова бытия, являющаяся причиной и источником всего многообразия природных и социальных явлений. Понятие «субстанция» характеризует реальную действительность с точки зрения ее внутреннего единства, взаимосвязи всех форм ее существования.

В решении вопроса о субстанции бытия как основании единства мира выделяются основные философские направления.

Философский плюрализм признает существование нескольких или множества независимых друг от друга оснований бытия. Такой характер носили некоторые мучения Древнего Востока и античности (например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху, огню). В Новое время ярким примером плюрализма является система Г.Лейбница. Он считал, что все состоит из абсолютно простых, неделимых духовных частиц – монад (они образуют умопостигаемый мир, а мир вещей – «физический космос» - является производным от него). По мнению Г.Лейбница, количество монад бесконечно, они физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем они образуют единый развивающийся мир; это единство обусловлено существованием высшей монады – Бога. Т.е. плюралистические учения не противоречат идее единства мира.

Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал – материального и духовного. Крупнейшим представителем этого направления в философии Нового времени был Р.Декарт, который утверждал существование двух равноправных и независимых друг от друга субстанций: духовной (ее основной атрибут – мышление) и материальной (основной атрибут – протяженность). эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют, однако их взаимосвязь является лишь механической. (Ярким примером такого взаимодействия является человек – единство телесного и духовного). Основой единства мира выступает абсолютная бесконечная субстанция – Бог, который является Творцом всего мира и, по существу, единственной субстанцией (к духовному и материальному понятие «субстанция» можно применить лишь условно, т.к. они проявляются только в сотворенном Богом мире).

Монизм признает основой мира одну субстанцию, что приводи к утверждению о внутреннем единстве мира. Различается материалистический и идеалистический монизм. Идеалистический монизм в разных формах представлен в философии Платона (первооснова бытия – мир идей), религиозно-философских системах (божественное начало), в учении Гегеля (Абсолютная идея) и т.д. Материалистический монизм характерен для большинства стихийно-материалистических учений античности; в Новое время проявляется в учениях Т.Гоббса, Б.Спинозы (признание вечной и бесконечной субстанции, в которой соединяются Бог и природа и которая является причиной самой себя); в учениях французских материалистов; в философии Л.Фейербаха; в марксизме (здесь идея материального единства мира получила научное обоснование и дополняется диалектической концепцией развития); в русской философии – в учениях А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.