Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последнее столкновение Византии с Римом в половине ХI-го века. Так называемое разделение Церквей.






Несколько пошатнувшийся авторитет пап окреп в 11 веке из-за проведенной Клюнийской реформы (см. след. билет) и тесной политической связи с немецкими королями. На папском престоле – клюниец Лев 9 (а его ближайший помощник Гильдебрандт – будущий папа Григорий 7). Борьба с внутренними недостатками, проведенная папами усиливалась борьбой с внешними врагами – норманнами. Таким образом, папа стал защитником всех сторон Церкви. Находясь в сложной обстановке папа предпринял попытку укрепить союз с Константинополем, но встретил серьезное сопротивление патриарха Михаила Керуллария(1043-1058 г.).

Собственно конфликт глав Церквей можно назвать главным образом борьбой за сферы влияния.

В 40 годы 11 века, заключив союз с норманнами и немцами, папа начал вытеснение греков из Италии и введение в Капуе и Салермо латинских обрядов через посредничество византийского представителя и полководца в Риме Аргиры, вставшего на сторону западной веры. Лангобардская и Норманнская Италия вскоре были уже полностью под властью папы, тогда в 1053 патриарх Михаил издал указ о закрытии латинских монастырей и храмов на Восток и составил послание против латинян, порицая пост в субботу и использование опресноков в причастии. Однако Константин 9 предпочитал политику мира с Западом для укрепления своих позиций в Италии, поэтому, обменявшись парой писем, патриарх и папа примирились, но продолжали добиваться своего. Патриах требовал от папы такого же первенства Константинополя на Востоке, как у Рима на Западе, но это значило для Рима отказаться от власти над остальными восточными кафедрами и уронить честь римской кафедры.

1054 год. В ответ на Византийское посольство к папе, приглашавшее его к союзу с Византией для изгнания норманнов из Италии, в начале 1054 г. были отправлены папские делегаты в Константинополь. Их было трое — кардинал Гумберт, канцлер Римской Церкви Фридрих и архиепископ Петр из Амальфии. Римские легаты, имея, разумеется, от папы очень определенные инструкции относительно Константинопольской Церкви и патриарха, официально делали вид, что назначались только для императора. Во время их посещения Студийского был устроен спор с Никитой Стифатом, который написал трактат об отклонениях Рима от канонов, в ходе которого Никита отрекся от своих взглядов.

В ответ патриарх Михаил на Соборе предложил папским легатам сесть не рядом с председателем, как обычно, а позади всех епископов, и после их отказа прервал с ними общение. После этого конфликт стал очевиден. Император и легаты хотели созвать Собор для низложения патриарха, но, как показал случай, народ поддерживал Михаила Керуллария. Так, когда легаты во время службы в Св. Софии неожиданно вышли к алтарю и обратились к народу с буллой о ереси патриарха, его низложении и о прекращении церковного общения со всеми его приверженцами, особенно со Львом Охридским, автором сочинений против латинских церковных традиций. В итоге началось восстание, легатам пришлось покинуть Константинополь, а Аргира был отправлен в изгнание.

Обвинения, предъявленные легатами Константинопольской Церкви:

  1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах.
  2. Михаила неправо называют патриархом.
  3. Подобно симонианам, они продают дар Божий.
  4. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
  5. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
  6. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
  7. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
  8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
  9. Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
  10. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
  11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

20 июля 1054 года патриарх Михаил созвал Собор, на котором папская булла была сожжена, а легаты преданы анафеме, причем папа не упоминался ни коим образом, сам Михаил считал этот Собор разделением Церквей.

Изначально этому соытию не придавали значения, так как рассматривали его как личную вражду патриарха Михаила и Гумберта, легата уже умершего к этому времени папы Льва. Однако, несмотря на обращение Петра Антиохийского с просьбой о примирении с Римом и усилий императора Генриха 3 и папы Стефана, отношения не возобновились, наоборот, Собор Михаила стали в 13 веке, когда начались уже крестовые походы и разделение стало существенным, даже считать Вселенским. Но еще в 13 веке отнюдь не все признавали раскол, так Феофилакт Боглгарский не признавал разделения Церквей, а Никифор Влеммид, признавая, призывал вернуться к единству.

В 1965 году взаимные анафемы легатов и патриарха Михаила были сняты, однако Церковь так и не объединилась.

Последствия разделения Церквей (организационные, догматические, исторические)

  • Догматические (в основном на Тридентском и 1 Ватиканском соборе были закреплены новые канонические нормы, которые не признает Православная Церковь)

1. Догмат о непорочном зачатии Богородицы (принят на Первом Ватиканском соборе)

2. Догмат о телесном вознесении Богородицы, как и Христа (принят тогда же, православие признает телесное вознесение Девы Марии, но догмата такого в восточной Церкви нет).

3. Пресуществление хлеба – сомнительное положение Тридентского собора, берущее корни из крайнего мистицизма, в то, что при благословлении во время евхаристии хлеба и вина они действительно становятся телом и кровью Христа, тогда как православные (и на самом деле большинство католиков) воспринимают хлеб и кровь как воспоминание о жертве Христа

4. Католики не признают православных святых, а православные, общие святые в основном только эпохи Вселенской Церкви.

5. Есть множество небольших расхождений, например, православные с сомнением смотрят на появление стигматов (появление на руках святых ран Христа), имеют другую практику поста и др.

  • Исторические
  1. Одним из важнейших последствий раскола стало воцарение на Востоке арабов и падение Константинополя, в котором Рим даже принял участие, когда крестоносцы разграбили Константинополь в 1204 и создали Латинскую империю. В каком-то смысле схизма может датироваться именно 1204 годом. Запад стал для Константинополя, а Восток для Рима отдельным объектом внешней политики, а позже экспансии, так как часто раскольников ненавидели больше, чем еретиков, хотя догматические различия несущественны и большинство. Вообще большинство столкновений Средневековья произошло между Католической и Православной Церкви. Тяжелая борьба шла за христианизацию славянских народов, например, русские и сербы приняли православие, а поляки, румыны и чехи католицизм.
  2. Сформировались две различные культуры, различное понимание роли Церкви. Там, католики принимали деятельное участие в событиях, католические рыцарско-монашеские ордена можно сказать сделали историю Средних веков, а православные провозгласили идеал в удалении от мира, смирении, аскетике и достигли в этом определенных успехов.
  3. Унии (Лионская, Флорентийская, Брестская уния в Речи Посполитой) как попытка компромисса (как правило, это признание главенства папы при оставлении всех догматов, что говорит о том, что именно идея непогрешимости папы остается самой тяжелой причиной раскола) и образование униатских Церквей.
  4. Раскол обозначил окончательно формирование теократии на Западе (даже образовался Ватикан – отдельное государство папы), а на Востоке особых отношений Церкви и государства, при которых Церковь фактически влилась в Империю.

 

    • Организационные

1. На западе продолжала формироваться Церковь с одним главой, тогда как на востоке она сохранила соборный характер (5 вселенских патриархов Восточной Церкви), однако такая форма принятия решений, как Собор, сохранилась и на Западе.

2. Богослужение в Православной Церкви велось на национальных языках, а в Католической – на латинском и только после Контрреформации на национальных

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.