Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Тема: «Развитие \Я-концепции\ младшего школьника»






Тема: «Развитие \" Я-концепции\" младшего школьника»

План

1 Становление \" Я-образа\" ребенка

2 Развитие эмоционально-оценочной составляющей \" Я-концепции\" ребенка

3 СТАНОВЛЕНИЕ поведенческой составляющей \" Я-концепции\" ребенка

4 Факторы и механизмы развития \" Я-концепции\" ребенка

1. \" Детство - особый период в развитии человека, когда на поверхности оказывается лишь незначительная часть того, что ребенок усваивает Большинство впечатлений, открытий, представлений никак не проявляются в поведении, накапливаются вроде как про запас, закладываются в хранилище на долгие годы Чем младше ребенок, тем больше подводная часть айсберга \" [182, 20t; [182, 20].

Ребенок приходит в школу с определенными представлениями и отношением к самому себе, что сформировались преимущественно в игровой деятельности, в процессе общения с родителями и ровесниками И именно в начале школьного же жизни начинаются трудности, обусловленные его определенными особенностями Меняется социальная ситуация развития - на смену игровой деятельности приходит учебная Ребенок в новых условиях становится объектом пост оценок со стороны учителей и одноклассников, не всегда совпадают с ее собственными представлениями о себе Это приводит к кризису в психологическом развитии ребенка, которую большинство психологов называют кризис семи лет \" Впервые у ребенка возникает внутренняя борьба переживаний, которую ребенок начинает осознавать как противоречие между восприятием себя и оценками со стороны окружающих\" [182, с 49] Переживая этот кризис, ребенок постепенно адаптируется к новым условиям, в которых идет формирование " Я-концепции.

У младших школьников - учеников первых, вторых и третьих классов - формирование \" Я-концепции\" в значительной степени зависит от их успехов в учебной деятельности, становится ведущей деятельностью данного возрастного периода и И поскольку успехи ученика оценивает учитель, то он и становится основным значимым другим, под влиянием которого у учащихся первых и вторых классов формируются представления о своих учебные способности, которые составляют основной содержание реального \" Я\" ребенка Довольно часто младший школьник, в зависимости от оценок, делает вывод не только о своих способностях, но и о себе в целом Однако, детям трудно одновременно быть тем, кто оценивает и тем, кого оценивают, т.е. смотреть на себя со стороны других, в результате способность оценивать других развивается быстрее способности оценивать собственное Я.

2.Относительно успехов в обучении определяется социальный статус младшего школьника в классе наибольшим авторитетом пользуются отличники, которые находятся в центре внимания Социальные контакты ученика начальных классе ей неизбежно влияют на его \" Я-концепцию\", способствуют становлению самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей. В связи с этим уже в шесть-семь лет индивид стремится занять новое, взрослое положений е в жизни и выполнять новую общественно важную деятельность. Именно в период младшего школьного возраста ребенок начинает себя осознавать не только субъектом учебной деятельности, но и субъектом в системе человеческих отношений, т.е. происходит осознание своего социального \" Я\", что выступает фактором становления личностного новообразования этого возрастного периода - внутренней позиции школьника.

3Становление социального \" Я\" младшего школьника - одного из важнейших структурных элементов \" Я-концепции\" - происходит не только под влиянием оценок взрослых - учителей, родителей, но и сверстников В с сложившихся взрослыми коллективах всегда существуют микрогруппы, создаваемых на основе собственных симпатий и общности интересов У первоклассников микрогруппы состоят преимущественно из двух человек и основываются на общих интересах, которые преобладают на данном отрезке времени До десяти лет \" Я-концепция\" формируется под влиянием сверстников, которым отдается преимущество над другими, независимо от их пола От десят и до двенадцати лет происходит половая изоляция, в условиях которой группы состоят из трех и более членов К четвертому классу уменьшается влияние учителей и родителей на формирование \" Я-концепции\".

В процессе развития личности усиливается склонность описывать себя в социальных терминах, каждый из которых означает принадлежность к определенному \" Мы\" группового \" мы\", с которыми ребенок соотносит собственное \" Я\".

Социальные контакты младшего школьника со сверстниками неизбежно влияют на становление его \" Я-концепции\" Наряду с взрослыми дети создают свое \" общество\", состоящий из различных групп, в яки их установлены определенные ранговые категории, по которым оценивается каждый участник группы Например, последний по математике может быть самым сильным в классе Однако, в этих условиях ребенок не оценивается по какому-либо ь одним признаком, что дает ей постоянное место в определенной группе Напротив, ребенок постоянно перемещается из одной категории в другую Данное положение фиксируется им в понятии и осознается Ребенок познает себя как средоточие различных возможностей Сама разнообразие окружения, в котором может оказаться младший школьник, и в котором он может себя представить, выступает фактором консолидации личности Изменение качества и с вязкой теперь уже не заставляет младшего школьника полностью отказываться от себя в сравнении с детьми дошкольного возраста с детьми дошкольного возраста.

Сквозь призму социального \" Я\" продолжается формирование важнейших образов для ребенка - эмоционального \" Я\", идеального \" Я\" и физического \" Я\" Все социальные контакты ребенка со значимыми другими является определенным чино ом эмоционально окрашенными, что в свою очередь способствует становлению эмоционального \" Я\"

Образ другого, а именно, образ близкого человека, у каждого человека формируется под влиянием эмпатии, т.е. способности сопереживать другому, выступает предпосылкой формирования эмоционально окрашенного образа Я..

С возрастом эмоции младших школьников становятся более продолжительными, стойкими и глубокими Такой уровень развития эмоциональной сферы личности предопределяет у учащихся начальной школы появление постоянных интересов, длительных дружеских отношениях основанных на этих общих и достаточно прочных интересах.

С формированием образов социального \" Я\" и эмоционального \" Я\" неразрывно связано становление идеального образа \" Я\" Именно в процессе эмоционально окрашенных социальных контактов со значимыми другими формируется идеальное \" Я\" Так, во время дружеского общения \" образ Я\" состоит особенно интенсивно, поскольку через других мы становимся собой время дружба способствует развитию \" Я-идеального.

Идеальное \" Я\" формируется у детей уже к концу начальной школы Если у детей дошкольного возраста планы реального, желаемого и возможного еще слабо дифференцированы, притязания и достижения не разграничиваются, т то у детей младшего школьного возраста реальные и идеальные представления о себе начинают дифференцироваться Содержание идеального образа \" Я\" у нормальных детей составляют преимущественно положительные качества Идеальное \" Я\" играет большую роль в становлении личности - дети стремятся вести себя согласно своим идеальным образом \" Я\", связанный с образом конкретной человек.

4.Большое значение в младшем школьном возрасте имеет и физическое \" Я\" Образ тела, что содержит оценку своего физического \" Я\", является источником развития \" Я-концепции\" В частности на \" Я-концепцию\" ребенка существенно влияет является тип строения ее тела, включая те стереотипные реакции, вызванные этим типом.

Одной из категорий, с помощью которой ребенок осознает собственное \" Я\", является пол Психологи предполагают, что к шести-семи годам ребенок уже осознает собственную половую принадлежность, которая уже будет такой навсегда. Согласно своим полом ребенок усваивает определенные типы поведения, которых придерживается в школе.

У дошкольника уже сложились определенные представления о своем физическом \" Я\" Однако с приходом в школу отношение ребенка к своему физическому образа \" Я\" может существенно измениться С одной стороны внешность ребенка значительной мере определяет определенное отношение к ней, что существенно отражается на общей самооценке младшего школьника С другой стороны ребенок сталкивается с новым отношением к своей внешности и поведения, с новыми реакциями людей, которых еще не было в ее жизненном опыте.

По-разному и в неодинаковой время происходит становление представлений о собственном \" Я\" у мальчиков и девочек младшего школьного возраста В девочек гораздо быстрее, чем у мальчиков, появляются представления о физическом \" Я\", и они значительно глубже видимому, это обусловлено тем, что они раньше проявляют внимание к своей внешности, к отношению со стороны окружающих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.