Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы маркетинговых исследований
Процесс маркетингового исследования включает ряд этапов, Выявление проблем и целей исследования Выбор методов и инструментов исследования Проведение исследования Анализ вторичной информации Сбор первичной информации Анализ собранной информации Обобщение результатов и подготовка отчета 1. Выявление проблем и целей исследования — определение целей, проблематики, содержания предмета исследования, постановка задачи в пределах данного исследования, замысла, обоснование необходимости проведения исследования, обозначение проблем, объектов, круга конкретных вопросов, подлежащих исследованию. Проблема рассматривается как некоторая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Чаще всего на практике за проблему маркетингового исследования принимаются видимые симптомы в сфере хозяйственной деятельности предприятия, в том числе: • уменьшение прибыли; • снижение реализации продукции предприятия; • сокращение занимаемой доли рынка; • увеличение товарных запасов и др. Однако проблема самого маркетинга и маркетингового исследования, в частности, заключается в том, что руководство предприятия не может найти объяснения той или иной сложившейся ситуации. Поэтому маркетинговые исследования на самом деле проводятся прежде всего для того, чтобы получить недостающие или дополнительные данные относительно маркетинговых усилий предприятия для решения проблем его хозяйственной деятельности. При этом учитываются внешние условия рынка и внутренние возможности предприятия. Проблемы маркетингового исследования связаны в большинстве случаев с выбором целевых сегментов рынка, знанием потребительского поведения и действий конкурентов. Важное значение имеет проблематика формирования товарного предложения, цены, каналов распределения, проведения рекламной кампании и др. Цели маркетингового исследования непосредственно вытекают из выявленной проблемы и связанными с ней целями предприятия и целями маркетинга. Цели предприятия обусловлены необходимостью выхода из сложившейся хозяйственной ситуации (например, увеличение прибыли для дальнейшего роста, освоение новой продукции, укрепление конкурентных позиций и др.). В настоящее время более 2 тыс. российских руководителей и менеджеров в 73 регионах страны ставят перед своими предприятиями основные цели, которые связаны с укреплением позиции на отечественном рынке на основе повышения качества выпускаемой продукции при одновременном снижении издержек2. Цели маркетинга могут способствовать определению путей выхода из сложной ситуации (например, выпуск модернизированной продукции и увеличение ее реализации на уже освоенном предприятием или новом рынке) или преследовать возможность получения необходимых данных для обоснования принятия решений (например, как воспримет целевой рынок новую продукцию). 2. Анализ вторичной информации. Эта информация ранее собиралась для других целей. Вторичная информация может быть получена из внешних и внутренних источников. Внутренняя вторичная информация собирается из отчетности компании. Внешняя вторичная информация может быть получена из правительственных (указы, приказы, постановления и др.) и неправительственных источников (периодическая печать, монографии и т. д.). 3. Сбор первичной информации. Она собирается для конкретных целей исследования. При этом разрабатывается базис или план исследования, включающий следующие пункты:
• кто собирает данные; • какая информация должна быть получена; • кого следует опросить; • какие методы сбора данных будут использованы; • кто будет проводить исследования; • длительность периода сбора данных. Методами сбора данных являются: наблюдение, опрос, эксперимент, имитация (основанный на применении ЭВМ метод, позволяющий воссоздать различные маркетинговые факторы на бумаге, а не в реальных условиях). Орудия исследования — анкета, механические устройства. Способы связи с аудиторией: интервью по телефону; анкета, рассылаемая по почте; личное интервью. 4. Анализ собранной информации — извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. На данном этапе происходит преобразование информации, ее перевод в удобный для пользователя вид. Определяются зависимости между данными, проводится статистический анализ (определяются средние величины, частоты, анализ трендов). Основу системы анализа маркетинговой информации составляют банки методов и моделей. Банк методов — это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Банк методов позволяет комбинировать различные методы. Он должен быть достаточно простым в использовании, чтобы не требовать наличия у пользователя специальных знаний. Статистические методы анализа можно классифицировать следующим способом: • одно- и многофакторные методы (в зависимости от количества одновременно анализируемых переменных); • описательные и индуктивные методы; • методы анализа зависимостей и взаимосвязей (регрессионный анализ, вариационный анализ, дискриминантный анализ, факторный анализ, кластерный анализ и др.). Банк моделей — набор экономико-математических моделей, способствующих принятию оптимальных решений, каждая из которых представляет собой некоторую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат. Примером средства анализа маркетинговой информации является Marketing Expert. Marketing Expert — аналитический модуль для - поддержки принятия стратегических и оперативных маркетинговых решений и контроля за их реализацией. Он предназначен для решения следующих задач с применением экономико-математического аппарата: • анализа маркетинговых возможностей (моделирование «карты рынка», многокритериальный отбор целевых сегментов рынка, автоматизация рыночной сегментации, построение матричных моделей и др.); • выбора целей и стратегий (автоматизация процедур установления целей, программная реализация стратегий Ансоффа, прогнозирование будущих объемов продаж, анализ рисков и др.); • разработки комплекса маркетинга (прогнозирование воздействия маркетинговых усилий на различных сегментах, формирование бюджета с помощью процедур многокритериальной оптимизации и др.). 5. Обобщение результатов и подготовка отчета — определение позитивных и негативных моментов коммерческо-хозяйственной деятельности субъекта рынка, подготовка обоснованных рекомендаций по совершенствованию этой деятельности, составление отчета по маркетинговому исследованию, который передается руководству предприятия, организации, другим заинтересованным лицам. Результаты исследования должны представляться в виде краткого четкого общедоступного изложения существа исследования либо полного научного отчета, содержащего в наглядной и систематизированной форме схему исследования, детально обоснованные выводы и рекомендации, и должны содействовать уменьшению неопределенности, с которой столкнулось руководство компании-заказчика. Контрольные вопросы 1. Какие направления маркетинговых исследований относятся к числу основных? 2. Каковы цели исследования конкурентов компании? 3. Из каких этапов состоит процесс маркетинговых исследований? 4. Сформулируйте проблему маркетингового исследования. 5. Из каких источников информации могут быть получены сведения об объеме реализации продукции фирмы, издержках обращения? 6. К какому виду источников информации могут быть отнесены сведения, полученные от друзей, знакомых? 7. Какой способ связи с аудиторией, с вашей точки зрения, самый надежный? 8. Что является итогом проведенного исследования?
|