Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буддизм.






Буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования — страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары.

Для настоящего буддиста вопрос жизни и смерти является если не запрещенным, то второстепенным точно, поскольку он относится к 14 вопросам, определенным Буддой как нежелательные для рассмотрения. В буддизме нет души, и ей придается только назывательная функция. Существует только ощущение, представление, желание и познание. А если идет речь о теле, то и его тоже нет изначально, и описывается оно теми же аспектами плюс телесность. Все ломают понятия реинкарнации и нирваны. Предполагается, что учение Будды наложилось на древние индийские религиозные традиции, существовавшие до него. Буддисты говорят, что нужно готовиться к прерыванию цепи бесконечных реинкарнаций путем осознанного умирания и входа в нирвану, что и считается конечным итогом. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Ни в одной религии не рассматривается так подробно процесс умирания. Буддисты считают, что смерть и умирание совсем не одно и то же. Умирание делится на несколько этапов, и каждый из них подробно описан в «Книге мертвых». Целое направление буддистской традиции – «Тантра», посвящено изучению процесса смерти и практикам подготовки к ней. Буддисты считают, что именно на третьем этапе умирания человека, согласно его поступкам в прожитой жизни, судит Владыка Смерти, и человек чувствует, как его терзают демоны, здесь человек наказывает сам себя, своими собственными проявлениями.

Далее человек может возродиться в одном из шести миров: мире богов, полубогов, людей, животных, голодных духов, обитателей ада. В какой из этих сфер возродится человек, зависит от поступков, совершенных им в прожитых жизнях.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически бесконечно. В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих — сангха. Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников.

 

Заключение.

Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами:

Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле. Почти 1, 5 млрд. жителей планеты живут в полной нищете и еще 1 млрд. приближается к отметке, 1, 5 млрд. землян лишены какой-либо медицинской помощи, 1млрд. людей не умеют читать и писать. В мире 700 млн. безработных. Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.

Так же бесспорно, важный момент жизни после смерти в религиозных и мистических течениях, обуславливается собственными страхами перед этим малоизученным и понятным обстоятельством. Люди инстинктивно стараются верить в то, что позволит им меньше бояться таких событий.

Мало того, поскольку, кто бы что ни говорил, любая религия мало чем отличается от мистики; если она начнет отрицать наличие загробной жизни, то она как бы будет оторвана от привычных сверхъестественных вещей. Кто станет верить религии, если ее пророки начнут говорить, что после смерти ничего нет и не может быть? Очень много определяет в этом направлении страх человека. На нем играют и его используют.

Тайна смерти предопределила нравственные законы бытия, отраженные во всех мировых конфессиях, дала жизнь великим научным трудам, бессмертным произведениям литературы и искусства.

Смерть остается неразгаданным и самым неоспоримым фактом. Неизвестность вселяет страх и заставляет лихорадочно искать путь к бессмертию. Перед лицом смерти люди, в полном смысле слова, равны друг другу, как и любому живому существу, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь.

 

 

Список литературы

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М., 1992 г.

2. Жизнь и смерть: загадки и противоречия (По материалам «круглого стола». Москва, 1999 г.). – М., 2000 г.

3. Ильин Н.А. Современная наука о жизни и смерти. - Кишинев, 1995 г.

4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М., 1996 г.

5. Опарин А.И. Жизнь как форма движения материи. – М., 1993 г.

6. Феномен человека: Антология. – М., 1999 г.

7. Философия. – Ростов н/Д. – 1996 г.

8. Библия. – М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.

9. Горелов А.А. История мировых религий. Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. – М.: Изд-во МПСИ, 2007 г.

10. Яблокова И.Н. Учебник История религии в 2-х т.т. - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

11. Религиоведение. Энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Академический проект», 2006 г.

12. Попова Е.В. Учебное пособие для ВУЗов Основы философии.– Тамбов, Изд-во ТГТУ, 2004 г. С. 53

13. Розенберг О. О., " Труды по буддизму" - Наука, 1990 г.

 

14. " Буддизм и культурно - психологический традиции народов востока" - Наука, 1990 г.

15. Васильев Л. С., " История религий востока" - Высшая школа, 1983 г.

16. " Буддизм, история и культура" - Наука, 1988 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.