Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 11. Эффективность инновационной деятельности.

1. Характеристика результатов инновационной деятельности.

2. Выход на рынок технологий как результат инновационной деятельности.

3. Эффективность затрат на инновационную деятельность.

1. Результатом инновационной деятельности являются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.

В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

- Закон об авторском праве и смежных правах;

- патентный закон Российской Федерации;

- Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

- Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.

Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.

Результатом инновационной деятельности являются ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование ноу-хау обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

Ноу-хау могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Права обладателей конфиденциальной информации закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Коммерческая передача ноу-хау оформляется лицензионными отношениями.

Следствием инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия – промышленные образцы.

Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

 

2. Представление результатов инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынке может происходить путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий. Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне.

Лицензионная торговля представляет собой основную форму международной торговли. Стоит заметить, что она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Исключая выше сказанное, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующего «ноу-хау».

В международной торговле широко распространены лицензионные соглашения, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые предусматривают комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау». Могут быть беспатентные изобретения и «ноу-хау».

Лицензионные соглашения, помимо передачи технических знаний, могут предусматривать оказание лицензиатором инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, поставки оборудования и т.п.

Важно заметить, что одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли будет высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они будут менее рискованными по сравнению с прямым инвестированием.

Специализированные фирмы, осуществляющие научно-исследовательскую деятельность, как коммерческую, занимаются скупкой патентов и идей, их доработкой и разработкой и выступают на рынке с широким ассортиментом научно-технических знаний, имеющих разную степень готовности для непосредственного промышленного применения.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями выступают лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не осуществляющие в больших масштабах научно-исследовательские работы.

Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», будут специфическим товаром мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

- потребительной стоимости;

- труда по созданию;

- процесса потребления технологических знаний.

Отметим, что технологические знания будут нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Стоит заметить, что она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Таким образом, эффективность инновационной деятельности определяется конкурентоспособностью технических разработок.

 

3. Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и внешними затратами.

Внутренние затраты (текущие и капитальные) распределяются по источникам финансирования:

- собственные средства организации;

- средства бюджета;

- средства внебюджетных фондов;

- средства организаций предпринимательского сектора.

Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются по видам работ и секторам деятельности. Выделяют затраты на:

- фундаментальные исследования;

- прикладные исследования;

- разработки.

По секторам деятельности:

- государственный;

- предпринимательский;

- сектор высшего образования;

- частный бесприбыльный сектор.

Для оценки эффективности затрат на инновационную деятельность крайне важно решить проблему оценки ее результатов.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и покупателей.

В ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ии с положением о составе затрат расходы на подготовку и оϲ ʙ ᴏ ение производства новых видов продукции серийного и массового производства, а также технологических процессов не влияют на себестоимость продукции и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по оϲ ʙ ᴏ ению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).

Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР определяется ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующими решениями Правительства РФ.

Внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1, 5% от себестоимости продукции.

Средства внебюджетных фондов идут на финансирование научно-исследовательских и опытных конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, работ по повышению технического уровня продукции, работ в области охраны труда и техники безопасности, разработок нормативных и инструктивных материалов и др.

Средства, получаемые из внебюджетных фондов, могут быть использованы строго по целевому назначению и отражаются на счете 96 " Целевые финансирования и поступления".

Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:

- затраты на оϲ ʙ ᴏ ение новшеств;

- общие затраты на производство и реализацию продукции;

- выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

- прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

- выручка от реализации всей продукции;

- стоимость нематериальных активов (средняя за период);

- стоимость основных фондов (средняя за период);

- чистая прибыль;

- средняя списочная численность персонала.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Справка в отношении Путина В. | Основное понятие звёздной эволюции.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.