Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданской службы






Как известно, государственная служба – вид деятельности, непосредственно связанный с осуществлением политики государства и реализацией от имени государства основных экономических, социальных и политических программ среди населения. Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего в этой области того или иного объема властных распорядительных полномочий, в связи с этим этика государственной службы распространяется на все основные элементы управления (принятие решения, его подготовка, реализация, предвидение последствий принятых решений и т. д.). Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовывать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных, она не формирует новые принципы и понятия нравственного сознания, а адаптирует уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека[4].

В основе формирования понятия профессиональной этики гражданских служащих лежит признание труда как нравственной ценности. Для представителей государственной службы понятие «профессиональная этика» формируется на основе принципов профессиональной чести, гордости за свой труд, повышенного самоуважения. Это не случайно, так как деятельность гражданских служащих существенно отличается от деятельности работников других сфер - практически за каждым их решением стоит ответственность за чужие судьбы. В связи с этим к государственным служащим предъявляются специфические требования, связанные с особенностями профессии. Предполагается, что государственный служащий должен обладать определенным набором поведенческих черт. Прежде всего, рациональной мотивацией – планомерным действием, связанным с рационально осознанными мотивами. Это, на наш взгляд, - важнейшее условие успешной деятельности чиновника. Из анализа законодательных документов, регулирующих деятельность российского государственного служащего (прежде всего – Концепции реформирования государственной службы)[5], следует вывод, что профессиональные требования настраивают на поведение, связанное с рациональное мотивацией, на планомерную и инициативную деятельность.

Кроме того, существенное значение имеют такие поведенческие черты, как решительное противостояние антиконституционному, противозаконному акту или действию, включая и обстоятельства, когда они исходят от должностных лиц или органов, находящихся на самом верху государственной пирамиды. Это – важнейший нравственный долг чиновников.

Профессиональная этика государственного служащего предполагает также особую приверженность букве законна, соблюдение принципов равенства всех перед законом, твердое убеждение при любых обстоятельствах строго соблюдать закон, независимо от личных и служебных выгод либо трудностей. Представитель государственной власти должен помнить, что именно ему общество доверило решать самые насущные вопросы государственного, местного управления, и он должен быть образцом, эталоном в глазах общественности.

В системе государственной службы всегда существовали официальные или неформальные способы отслеживания поведения чиновников, соответствия этого поведения нравственным нормам, предъявляемым в данный период к государственным служащим. Очевидно, что никакие личные выгоды не должны стоять между ним и требованиями закона. К сожалению, эти профессиональные требования порой грубо нарушались и нарушаются. Административно-карьерная мотивация, неспособность противостоять давлению «сверху», страх, желание работать «на показатель», закрытость государственных органов, недостаточная эффективность контрольных механизмов, личные корыстные интересы – вот основные причинны, ведущие к нарушениям профессиональной этики государственных служащих. Даже такие, относительно «безобидные», проявления поведения служащих, как служебное невнимание, грубость, скрытое вымогательство, приносят немалый ущерб и обществу, и престижу чиновников.

Можно выделить несколько групп факторов, негативно влияющих на соблюдение государственными служащими моральных норм[6]:

- специфическая форма оплаты труда;

- территориальное устройство;

- вертикальное построение по направлениям деятельности; - текучесть кадров;

- особая заинтересованность отдельных слоев населения в деятельности государственной службы.

К сожалению, сегодня приходится говорить о деформации корпоративной морали вообще и служебной административной морали в частности. В основе этого процесса, который активно развивается сейчас, - противопоставление одной профессии остальным профессиональным группам. До определенного уровня групповая солидарность на профессиональной основе выполняет позитивную роль. Она способствует поддержанию у служащего чувства собственного достоинства, высокого морального духа, стимулирует высокую индивидуальную и коллективную ответственность за качество работы. Однако часто корпоративная мораль ставится выше общественной.

Тогда начинают преобладать ее негативные свойства:

- отношение к человеку в зависимости от того, относится он к «своим» или «не своим»;

- протежирование «своим» вне зависимости от их подлинных достоинств и прав;

- неоправданное завышение оценок своей работы;

- стремление скрыть недостатки;

- нежелание обновления «корпорации»;

- желание самоутвердиться за счет унижения человека, обратившегося по необходимости и поэтому в данный момент зависящего от того, как чиновником выполняются служебные обязанности.

Сегодня наиболее опасным проявлением деформации корпоративной морали является бюрократическая этика. Ее особенности также определяются спецификой деятельности государственного служащего[7]:

- непосредственной причастностью к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь государственных решений разного масштаба;

- наличием у чиновника права и возможности в определенных пределах и вопросах выступать от имени государственного органа и, тем самым, от лица государства; - сочетанием формально-процедурной регламентации его служебных действий с возможностью принятия волевых субъективных решений;

- принадлежностью к особой профессионально-статусной группе, объединяемой фактом работы в государственном аппарате.

Эти особенности деятельности государственных служащих предполагают более значительную, чем у большей части граждан, возможность оказывать влияние на состояние и развитие дел в обществе и, соответственно, большую за них ответственность. Формирование профессиональной этики государственных служащих способствует недопущению проявлений деформации корпоративной морали.

Профессиональная этика, являясь составляющей профессионального нравственного сознания, имеет свои определяющие специфические понятия. Кратко рассмотрим наиболее важные из них. Пожалуй, основополагающим моментом формирования профессиональной этики является понятие «профессионального долга», которое во многом определяет уровень исполнения служебных обязанностей. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, с учетом многих конкретных нюансов взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива, стимулирует самоотдачу.

Следует выделить и такие понятия, как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии «профессиональная честь» выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего, это составляет основу его профессионального достоинства. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» тесно связаны между собой. В понятии «честь» выражается нравственное достоинство человека, стремление следовать принципам справедливости, добра, служения своему отечеству[8]. Первостепенное значение для любого человека, чем бы он ни занимался, имеет гражданская честь, которая обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относиться к законам государства.

Соблюдение таких нравственных принципов, как профессиональная честь и профессиональное достоинство, помогает поддерживать определенный, достаточно высокий, уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего выражаются в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональная справедливость». Быть справедливым не так просто, государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства, с ней связанные. Именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть побуждают государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», не быть зависимым от мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих» разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива[9]. Общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени государственных служащих, поэтому большое значение приобретает такая категория профессиональной нравственности, как «профессиональный такт», предполагающий чуткое и уважительное отношение к человеку.

Особо стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего. Можно говорить о том, что основополагающей составляющей профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т. е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, осознания ее неповторимости, ценности. Принцип гуманизма прямо противоположен утилитарному отношению к личности, использованию ее как средства достижения каких-либо целей. Одной из составляющих профессиональной этики является принцип оптимизма (профессионального). Профессиональная этика государственного служащего также включает в себя принцип патриотизма, предполагающий преданное служение своему отечеству и согражданам, а также уважительное отношение к достижениям других народов.

Соблюдение профессиональной этики, с ее интеллектуальной и нравственной основой, позволяет управленческому персоналу выполнять важнейшую государственную функцию – выявлять всеобщие, интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов - обязательных правил поведения.

При реализации понятий и принципов профессиональной этики государственной службы, они приобретают форму этических норм. Приведем основные этические нормы, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий[10]:

- приверженность высшим нравственным принципам, верность государству; государственный служащий должен ставить государственные интересы выше индивидуальных, частных интересов, целей и задач политических партий, других общественных объединений;

- готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, никогда не нарушать положений принятой присяги на верность государству и не отказываться от законных требований, определяемых государственной должностью;

- честная служба государству;

- стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

- отсутствие в деятельности государственного служащего элементов дискриминации одних субъектов, или же предоставление преференций другим субъектам (за особое вознаграждение или без него);

- никогда не получать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

- не делать никаких личных обещаний, связанных с исполнением обязанностей государственной службы;

- никогда не использовать никакую конфиденциальную информацию, полученную во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

- не заниматься предпринимательской деятельностью;

- разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

- соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

- стремиться создавать деловой имидж государственного служащего;

- не высказывать публично своего личного мнения о действующих политических деятелях;

- избегать злоупотребления служебным положением, проявления корыстной или иной личной заинтересованности;

- в общении с гражданами, как при исполнении своих полномочий, так и во внеслужебных отношениях, соблюдать общепринятые правила поведения: вести себя с достоинством; демонстрировать вежливое, корректное обращение, беспристрастность, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать и понять другую позицию, равное отношение ко всем гражданам и юридическим лицам, взвешенность высказываемых суждений и принимаемых управленческих решений.

Эти этические требования, на наш взгляд, наиболее полно отражают характер государственной службы, которая, являясь способом государственной организации жизни общества, выступает связующим звеном между государством и его гражданами. В современном обществе проблемы этики и управления связаны неразрывно[11]. Перемены во всех сферах жизни постоянно порождают столкновение нравственно-культурных идеалов различных социальных групп населения и ставят личность перед выбором. Этими процессами развития необходимо управлять. В качестве меры по поддержанию профессиональных этических стандартов используется моральное стимулирование труда государственных служащих (государственные, ведомственные награды, чествования и т. п.), подержание чести и достоинства среди управленческого персонала.

Таким образом, этика государственной службы на сегодняшний день находится в стадии формирования, изменяясь под воздействием многочисленных факторов. Как известно, в настоящее время на федеральном уровне активизируются усилия по разработке кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих. Указом Президента Российской Федерации «06 утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[12] от 12 августа 2002 г. утверждены принципы служебного поведения государственных служащих, где сформулировано требование неукоснительного соблюдения норм служебной профессиональной этики. Таким образом, эффективность функционирования системы государственной службы во многом определяется высоким уровнем профессионализма государственных служащих и соблюдения ими этических норм.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.