Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети Сварога – Сварожичи. Даждъбог – «божье око».






 

Сварог был не просто верховным богом, но и «рождающим божества». Порой всех славянских богов называют «Сварожичами». Но был среди них один, для которого это слово было именем собственным. Этот Сварожич олицетворял земной огонь, подаренный его отцом людям. Иногда его почитали как бога войны и побед. В древнерусском церковном поучении против язычества говорилось: «И огневи молятся, зовут его Сварожичем». Древние славяне всегда почитали огонь. Считалось, что ему присущи очистительные и целебные свойства. Многие века в купальскую ночь через костры

прыгали юноши и девушки не только для того, чтобы показать свою удаль, но стремясь освободиться от нечистой силы. С этой же целью меж костров проводили скот. Считалось, что дым способен отогнать злых духов. В огонь бросали отслужившую свое одежду, обувку, вещи больных. А вот всякие нечистоты в костер швырять не полагалось. Нельзя было плевать в костер, затаптывать огонь ногами. Считалось, что он может обидеться и потом отомстить. В новый дом обычно торжественно переносили огонь из старого. Во многих семьях существовали приемы получения «живого огня» — их передавали из рода в род.Но было у бога огня Сварожича и свое, особое празднество — именины овина. Истопив овин (помещение для сушки зерна), совершали жертвоприношение — бросали в огонь необмолоченный сноп. И тут же садились за щедро накрытый стол, ели, пили и славили Сварожича-овинника. Лишь после этого праздника начинали молотить зерно и мять коноплю. Древние люди считали, что бог огня Сварожич скачет по небу на красном коне с копьем в руках.

 

 

Добывание священного живого огня. Особую священную силу приписывали Огню, полученному трением.

 

Самым любимым и добрым богом считали наши предки старшего сына Сварога — Дажьбога. Он олицетворял солнце. В летописи так и говорится: «Солнце царь сын Сварогов еже естъ Дажьбог».

По преданию, жили люди когда-то в полутьме, в домах без окон, похожих на пещеры. Но однажды решил Сварог посмотреть, как они там существуют. Он выпустил из-за пазухи сына своего Солнце-Дажьбога. С тех пор дневное светило и называют «божьим оком».

Сам Дажьбог считался у древних славян подателем всяких земных благ, богатства, счастья, благополучия, неиссякаемым источником жизни. Многие исследователи считают, что часто произносимые слова «дай бог» сохранились с дохристианских времен и отражают имя любимого нашими языческими предками лучезарного божества.

Дажъбог — бог всей Вселенной, солнца и плодородия; олицетворение солнечного света; «дающий бог», бог — податель благ. Дажъбог считался покровителем свадеб и женихов, а также пахарей и сеятелей. Его представляли себе красивым и сильным юношей, молодым князем; верили, что он наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью и мастерством. Дажъбога считали также хранителем земных ключей и верили, что он замыкает зиму и отмыкает лето; заперев землю на зиму, он отдает ключи птицам, которые уносят их в Вырий, а весной возвращают Дажъбогу, чтобы он открыл землю на лето. Считалось, что Дажъбог положил начало летоисчислению по солнечному календарю.

Священными животными Дажъбога были волки и, вероятно, лебеди. Праздниками в честь Дажъбога были, очевидно, летние и зимние русалии — праздники, приуроченные к дням летнего и зимнего солнцестояния. Летний русальский цикл завершал Петров день; в этот день устраивали «петровскую братчину», а старики ходили на холмы за селом смотреть, как при восходе «играет солнце». Очевидно, в древности этот день был посвящен Дажъбогу — божеству, олицетворявшему собой живительный солнечный свет. Днем Дажъбога было, вероятно, также воскресенье.

Славяне верили, что Дажъбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу; в его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры — Утренней Зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра, Вечерняя Заря, заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд. Кроме того, у Дажьбога есть прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его лицо. Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой Дажъбог. Дажьбог, сын Сварога, считался прародителем славян и первым земным царем и законодателем.

 

Для любознательных.

Огонь Сварожич.

Третьим братом Солнца и Молнии, третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. До сих пор мы испытываем особое чувство, говоря об «огне родных очагов» — хотя у большинства из нас дома не очаги, а газовые или электрические плиты. В древние же времена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, да и после смерти его тело нередко ожидал погребальный костёр. В глубочайшей древности Огонь отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже — собирал вкруг себя несколько поколений рода — большую семью, символизируя её нераздельную общность (подробнее об этом см. в главе «В едином хлебе»).

Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к Огню, зато Огонь был способен очистить что-либо осквернённое. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, — стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной Огню. Недаром мы по сию пору говорим: «Любовь вспыхнула в их сердцах...»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.