Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Министерством образования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Рекомендовано
Министерством образования
Ульяновской области
УЛЬЯНОВСК 2011
УДК 77.03.13
ББК 75.0
Ж 86
Ж 86 Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011. – 17 с.
Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая программа призвана послужить моделью, которую общеобразовательные учреждения и учителя могут использовать при разработке учебных планов, конспектов занятий, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а так же при оценке достижений учащихся.
Рецензенты:
Левушкин С.П., директор НИИ Спорта Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доктор биологических наук, профессор.
Горбунова Н.А., директор лицея физики, математики, информатики № 40 при Ульяновском государственном университете.
© Министерство образования
Ульяновской области, 2011
© Ульяновский государственный
университет
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.
Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.
«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.
Цель программы «Обучение культуре здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Программа состоит из семи разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.
Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
| Разделы программы
| Классы / количество часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Здоровье, здоровый образ жизни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Обучение самопознанию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Межличностное общение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Формирование физической культуры личности
| Данный раздел программы соответствует содержанию образования образовательной области «Физическая культура».
| 6.
| Профилактика ПАВ - зависимостей
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО ЧАСОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
№
п/п
| Разделы программы, темы
| Классы / темы
|
|
|
|
| 1.
| Здоровье, здоровый образ жизни
| | | | | -Понятия «здоровье», здоровый образ жизни»
| Что такое здоровье.
Отличия здорового человека от больного.
| Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
| Здоровый образ жизни.
| Семья и здоровье.
| - Здоровое питание
| Представление об основных пищевых веществах, их значении для здоровья, пищевые источники.
| Как происходит пищеварение.
Режим питания.
| Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Традиции приема пищи в разных странах.
| Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой
| - Двигательный режим
| Потребность в движении.
| Физическая активность для удовольствия и для тренировки.
| Личное отношение к хорошей физической форме.
| Значение движения для органов и систем организма.
| -Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний
| Гигиена тела. Выбор одежды обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
| Гигиена полости рта. Факторы риска развития стоматологических заболевания. Выбор зубной щетки, пасты.
| Профилактика инфекционных заболеваний. Представление об иммунитете.
| Гигиена труда и отдыха.
| 2.
| Обучение самопознанию
| | | | | - Знание своего тела
| Части тела, их функционирование и предназначение.
Внутренние органы, их предназначение
| Рост и развитие человека. Периодизация развития.
Половые различия.
| Здоровье и болезнь. Гуманное отношение к физическим недостаткам.
| | - Осознание и признание себя
| Я – уникальный.
Выражение чувств. Типы эмоций.
| Мое значение в школе и дома.
Способы выражения чувств.
| Мои сильные стороны.
Как эмоции других влияют на нас.
| Уважение к себе.
Ответственность за выражение эмоций.
| - Самопознание через ощущение, чувство, образ
| | | | Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств.
| 3.
| Правила межличностного общения
| Дружба. Зачем нужны друзья. Взаимовлияние людей.
| Отказ от нежелательного общения. Конструктивное решение конфликтных ситуаций.
| Поведение на улице и в общественных местах. Правила поведения с незнакомыми людьми.
| Семейные связи. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.
| 4.
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
| Безопасное поведение на дорогах. Основные ситуации, в которые попадают дети на дорогах.
Правила поведения на ж/д путях.
| Бытовой и уличный травматизм.
Опасные факторы современного жилища.
Безопасное поведение на улице.
| Безопасное поведение в экстремальных ситуациях.
Поведение в городе, деревне.
Общение с незнакомыми людьми.
| Поведение на пожаре, вызов экстренной помощи, стихийные бедствия и катастрофы.
| 5.
| Формирование физической культуры личности
| Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии со стандартом начального образования.
| 6.
| Профилактика ПАВ – зависимостей
| | | | | - аспекты курения
| | | | Что находится в сигарете
Влияние курения на организм человека
| - детство без алкоголя
| | | | | - навыки противостояния и
сопротивления распространению наркомании
| | | | | 7.
| Обучение навыкам семейной жизни, Половое воспитание.
| Половая принадлежность и права поло ролевые различия. Различия между мальчиками и девочками.
| Постоянство пола. Гендерное равноправие и ответственность.
| Информация о структуре семьи. Потребности и обязанности членов семьи. Отличия семьи от других социальных институтов.
| Изменения при переходе от детства к зрелости. Базовая информация об основах репродукции.
|
| |
|
|
|
| 1.
| Здоровье, здоровый образ жизни
| | | | | -Понятия «здоровье», здоровый образ жизни»
| Здоровая школа.
| Здоровье и окружающая среда.
| Ответственность за собственное здоровье
| Значение хорошего здоровья для общества
| - Здоровое питание
| Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение.
| Энергетическая ценность питания, физиологические нормы потребления пищи. Составление индивидуального меню.
| Пищевые риски, опасные для здоровья.
| Продукты питания в разных культурах. Традиции национальной кухни.
| - Двигательный режим
| Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности
| Влияние занятий физическими упражнениями на качества личности.
| Последствия гиподинамии.
| Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями.
| -Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний.
| Уход за кожей лица, рук, ног.
Болезни кожи.Выбор средств ухода за кожей.
| Уход за волосами.
Выбор средств ухода волосами.
| Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены. Подбор предметов личной гигиены мальчиков и девочек.
| Биологические ритмы организма. Утомление и переутомление. Условия труда и отдыха. Выбор средств снятия утомления.
| 2.
| Обучение самопознанию
| | | | | - Знание своего тела
| Телосложения. Ткани, органы, системы органов.
| Функции основных систем организма. (костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой).
| Физиологические и психические процессы в различные периоды взросления.
| Индивидуальные особенности строения и развития человека
| - Осознание и признание себя
| Сильные и слабые стороны у меня и других.
Необходимость выражения эмоций.
| Унаследованные и приобретенные черты личности.
| Мои интересы и способности.
Интересы и их соответствие выбираемым занятиям.
Интересы и будущая профессия.
Оцениваю себя и свои поступки.
| Мои ценности.
Самоуважение и самооценка.
Я принимаю решения.
| - Самопознание через ощущение, чувство, образ
| | | | | 3.
| Правила межличностного общения
| Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения.
Виды и формы общения.
| Критика и ее виды. Способы реагирования на критику.
| Конфликты с родителями и друзьями, учителями, способы их разрешения.
| Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. Отношения между мальчиками и девочками.
| 4.
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
| Безопасное поведение в транспорте.
| Правила пользование пиротехническими средствами. Обморожение и первая помощь. Правила поведения в походе. Первая помощь при травмах.
| Основные правила наложения повязок, жгутов, транспортировка пострадавших.
| Экстремальные ситуации криминального и аварийного характера. Поведение в природной среде.
| 5.
| Формирование физической культуры личности
| Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии с требованиями к содержанию основного общего образования.
| 6.
| Профилактика ПАВ – зависимостей
| | | | | - аспекты курения
| Почему и как люди начинают курить
Почему люди продолжают курить
| Курение в общественных местах, ответственность за курение в общественных местах.
Влияние курения на потомство
Как бросить курить.
| |
| - детство без алкоголя
| | | Привычки и здоровье.
Что такое алкоголь.
Почему люди употребляют алкоголь.
Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
Как алкоголь влияет на организм человека.
| Злоупотребление алкоголем
Алкоголь и закон.
Умение отказываться от алкоголя.
Привычка сохранять здоровье.
| - навыки противостояния и
сопротивления распространению наркомании
| | | | | 7.
| Половое воспитание обучение навыкам семейной жизни,
| Перемены в период полового созревания. Составляющие репродуктивной системы. Социальная и физическая готовность к репродукции.
| Что влияет на развитие гендерных ролей. Физические и эмоциональные изменения в период полового созревания.
| Различия и сходства интересов мальчиков и девочек.
Причины конфликтов между мальчиками и девочками.
| Близкие отношения и связанные с ними риски. Семья, брак, функции семьи, семейные стили воспитания.
|
| |
|
|
| 1.
| Здоровье, здоровый образ жизни
| | | | -Понятия «здоровье», здоровый образ жизни»
| Значение хорошего здоровья для личного благополучия.
| Ответственность общества за здоровье населения.
| Участие в создании здоровьесберегающей среды.
| - Здоровое питание
| Ядовитые растения и грибы.
| Основные правила рационального питания, сбалансированность питания.
| Выбор продуктов питания, диеты, лечебное питание, голодание, питание спортсменов.
| - Двигательный режим
| Системы оздоровления при помощи физических упражнений.
| Спортивный стиль жизни.
| Критическое отношение к рекламе сомнительных форм оздоровления.
| -Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний.
| Планирование труда и отдыха во время учебы, экзаменов, соревнований.
| Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях.
| Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.
| 2.
| Обучение самопознанию
| | | | - Самопознание через ощущение, чувство, образ
| Самооценка. Кризисы развития в период взросления.
| Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы профилактики стрессовых проявлений.
| Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психического здоровья. Половые различия в поведении людей.
| - Осознание и признание себя
| Моя самооценка и мои поступки.
Я и мои социальные роли.
| Изменения, связанные с жизненными периодами.
Желаемые изменения. Планирование изменений.
| Самостоятельность и независимость. Выбор профессии и профессиональная ориентация.
| 3.
| Правила межличностного общения
| Тактика взаимодействия, инструменты общения. Групповое давление. Ролевые позиции в семье. Поведенческие риски, опасные для здоровья.
| Индивидуальные различия в восприятии и понимании друг друга. Интимные межличностные отношения. Способы манипулирования людьми.
| Формальные и неформальные группы. Механизмы воздействия группы на личность. Принятия решений в группе. Межличностные конфликты в группе. Навыки противостояния негативным влияниям неформальной группы.
| 4.
| Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
| Ответственность за нарушения правил дорожного движения.
Дорога глазами водителя.
| Травматизм при конфликтах.
Конфликты в школе.
Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации.
| Травматизм в местах массового скопления людей.
Прогноз развития травмоопасной ситуации.
Первая доврачебная помощь при ранениях.
| 5.
| Формирование физической культуры личности
| | Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии с обязательным минимумом содержания (полного) общего образования. (утвержден приказом Мин. Образования России от 30 июня 1999 г. № 56)
| 6.
| Профилактика ПАВ – зависимостей
| | | | - аспекты курения
|
|
|
| - детство без алкоголя
| | | | - навыки противостояния и
сопротивления распространению наркомании
| Современные представления о наркотиках, психоактивных веществах и формировании зависимостей от них
Распространенность употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков и молодежи в России, Европе, США.
Последствия употребления наркотиков
| Групповое давление, сопротивление давлению социального окружения.
Как отказаться от предложенных наркотиков.
| Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ.
Ответственность за употребление, хранение и распространение наркотиков.
| 7.
| Обучение навыкам семейной жизни Половое воспитание.
| Ответственность за свой выбор и поступки, уважение к противоположному полу. Гендерное равенство и справедливость.
| Репродуктивное здоровье.
Ответственность родителей.
Начало новой жизни.
| Показатели репродуктивного здоровья.
Планирование семьи.
Семейные ценности.
|
|