Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение голубого цвета







К.Кестлин, малоизвестный автор последнего столетия, пишет в своей «Эстетике» (Тюбинген, 1869) о голубом цвете: «Голубой цвет — это чрезвычайно мягкий и освещающий контраст по сравнению со всем неспокойным, резким, мрачным и наступательным; проявление миролюбиво-кроткого и отрадно-свежего; это сама нежность в наглядном противоречии со всем материально массовым и тяжелым». Кандинский определял голубой цвет как концентрическое движение.


Посмотри, как-нибудь, внимательно на голубое полотно и определи, какое настроение оно в тебе вызывает.

Ты почувствуешь, как на тебя нисходит состояние неподвижного покоя, расслабленного удовлетворения, бесконечное чувство гармонии и умиротворения.

Если твои желания со всех сторон удовлетворены, если тебе во всех отношениях хватает того, что ты имеешь, то ты ощутишь законченное «наслаждение», довольное веселье, которое произрастает из самоограничения. Удовлетворение собой — это жизненная философия, в соответствии с которой жил Диоген.

Тогда становится понятным, почему Диоген сказал Александру Великому: «Если бы я не был Диогеном, я хотел бы быть Александром». Если бы Диоген не нашел удовлетворения в самоограничении (голубое), он должен был бы стремиться, как Александр, в лихорадочном ослеплении завоеваниями к самоутверждению, к силе и к импонирующему величию (красный). Напротив, в окружении голубого, который выражает самоограничение, удовлетворенность и согласие, ты чувствуешь себя в гармонично-ненапряженном состоянии. Ты чувствуешь себя принадлежащим к определенной общности и защищенным. Поэтому голубой цвет соответствует взаимосвязанности вокруг тебя: принадлежности к единству; народная мудрость гласит также: «Голубой цвет означает верность».

В состоянии восприимчивой взаимосвязанности ты особенно остро ощущаешь различия. Поэтому голубой цвет соответствует всем видам восприимчивости.

Голубой как расслабленная восприимчивость является предпосылкой для проникновения, для эстетического переживания и спокойного размышления.

Шеллинг прибегает в своей «Философии искусства» к сплошным символам голубого, когда говорит: «Тишина — своеобразное состояние красоты, как спокойствие неволнующегося моря». Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту.

В немецком языке существует для настроения, которое вызывается синим цветом, почти непереводимое на другие языки понятие «нрав, душа». Голубой — это идеал единства и гармонии. Это исконно материнская привязанность, верность и доверие, любовь и самоотдача (поэтому голубой плащ богоматери). Голубой — это символический цвет вечности и гармонии в общественном развитии: цвет традиции. Новалис в своем романе «Генрих фон Офтердингер» выразил романтическую позицию в символе голубого цветка:

«Он находился в состоянии сладкого полусна, в котором ему грезились самые невероятные события. Он видел себя на мягком ковре трав на краю источника. Синие скалы с разноцветными прожилками возвышались в отдалении. Дневной свет, который его окружал, был светлее и мягче чем обычно. Небо было темно-голубое и совершенно чистое. Что его притягивало изо всех сил, так это высокий, светло-синий цветок, который сначала рос у источника и касался его своими широкими блестящими лепестками. Он не видел больше ничего, кроме голубого цветка, и смотрел на него долго с несказанной нежностью».

Немецкий психиатр Ф.Штеффлер исследовал «Эфир Гельдерлина и душевную гармонию» (Arztliche Praxis, №6, 1976):


«При этом без труда можно установить, что Гельдерлин, особенно в своем романе «Гиперион», придает эфиру определение голубой, т.е. что он связывает небесную голубизну с понятием эфира. Неоднократное упоминание голубого тона побуждает нас обратиться за советом к современной психологии цветовых оттенков. Психолог Макс Люшер называет голубой цвет цветом гармонии, тождества. Упоминание понятия гармонии заставляет нас насторожиться, если мы вспомним, что через все творчество Гельдерлина, именно в качестве лейтмотива, проходит стремление к установлению гармонии между я и миром. Бросается в глаза, что голубой эфир Гельдерлина называется как раз в те моменты, когда человек отождествляет себя гармоничным образом со своим окружением. В «Гиперионе» молодой герой, воспринимая интенсивно природу, становится таким образом единым с миром: «Затерявшись в далекой голубизне, я часто вглядываюсь вверх в эфир и внутрь божественного мира, и мне кажется, что как будто родственный дух распахивает свои руки мне навстречу, что боль одиночества растворяется в существовании божества. Быть одним целым со всем, это жизнь для божества, это небеса для людей. Быть единым со всем, что живет, возвращаться в блаженном самозабвении в бесконечность природы, это вершина мысли и радости, это священная горная вершина, место вечного покоя».»







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.