Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение аудированию детей с функциональными нарушениями зрения






Аудирование у незрячих и слабовидящих составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией как на родном языке в раннем детстве, так и на начальном этапе освоения иностранного языка.. Способность к аудированию складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. Говорение и аудирование - две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Через аудирование идет усвоение лексической стороны языка и его грамматической структуры. И в то же самое время аудирование облегчает овладение говорением. Оно является и целью и мощным средством обучения, давая возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.

Хорошие навыки слушания очень полезны в курсе иностранного языка. Но с другой стороны, незнакомые звуки, речь, ритм и интонация изучаемого языка дают новые возможности улучшения навыков «аудирования». Успешное обучение английскому языку зависит от многих факторов, но есть несколько главных сложностей, которые препятствуют ему:

- Время и начало визуального препятствия.

- Уровень развития ориентации и понятий подвижности.

- Уровень навыков чтения и письма по Брайлю.

- Вербализация.

- Понимание вспомогательных карт и диаграмм.

Хорошим способом решения некоторых проблем является использование современных технологий, н-р, электронных словарей. Но все же учитель должен положиться на свою интуицию и изобретательность. Использование специального словаря очень важно для слепых детей, поскольку учитель не сможет быть постоянным и единственным источником новых слов. В некоторых странах до сих пор не существует словарей Брайля. Есть три основных способа введения новых слов:

1) наглядный (показывать значение);

2) описательный;

3) «звуковые картины».

Проблема обучения аудированию, как одному из видов речевой деятельности, привлекает пристальное внимание методистов и психологов. Ее актуальность диктуется той ролью, которую слушание и понимание играют в процессе речевой коммуникации вообще и при обучении иностранному языку в частности. Потребность в аудировании значительно возрастает в связи с переходом к информационному обществу, в котором восприятие и понимание устной речи на слух является одним из основных способов получения информации при просмотре новостей, образовательных и развлекательных телепередач на иностранном языке, художественных и документальных фильмов, посещении собраний, конференций, круглых столов; прослушивании радиопередач. Умение аудирования также становится более значимым по мере все возрастающей интеграции России в международное образовательное пространство: появляются возможности ста- жировки в вузах за границей и общения с носителями языка непосредственно в процессе обучения. Значение аудирования особенно велико для тех, у кого восприятие и понимание устной речи на слух является одним из основных способов получения информации - у инвалидов по зрению. Восприятие на слух служит единственной возможностью получить образование и освоить абстрактные научные дисциплины. Можно предположить, что именно в связи с отсутствием целостной системы обучения на слух инвалидов по зрению в России всегда ориентировали на практические сферы деятельности и ремесла.

Обучение на слух английскому языку - задача еще более сложная, но знание языка расширяет образовательные возможности таких людей, позволяя им стать частью глобальной образовательной среды и чувствовать себя социально адаптированными в обществе. Тем не менее, специалисты - инвалиды по зрению со знанием иностранного языка в России немногочисленны, и проблема обучения аудированию в таких условиях является исключительно актуальной.

Аудирование является важнейшей и неотъемлемой составляющей процесса обучения иностранному языку, особенно если речь идет о незрячих и слабовидящих, для которых слух является основным каналом информации. Для создания мотивации к изучению иностранного языка и, в частности, потребности в аудировании как в способе познания нового о языке и о мире, как в факторе активного участия в общении, важным является правильный выбор аудиотекстов. Слишком трудные тексты могут вызвать разочарование учащихся, лишить их веры в успех. Слишком легкие аудиотексты также нежелательны. Отсутствие момента преодоления трудностей делает работу неинтересной и непривлекательной, она не может служить развивающим фактором в процессе обучения иностранному языку. Аудитивный текст следует рассматривать с нескольких позиций, а именно: в лингвистическом, методическом и психологическом плане. С точки зрения психологии и лингвистики текст для аудирования должен быть связным, цельным, логичным, информативным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.