Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фазы воли






Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.

1. Первая фаза применения воли включает в себя:

а. задачу - цель — намерение;

б. оценку;

в. мотивацию.

 

Поскольку мы рассматриваем сознательную волю, здесь прежде всего приходится говорить о задаче или цели, ибо без сознательной задачи не может идти речь о чистой воле. После того, как принято решение относительно цели, появляется намерение ее достичь, и возникает мотивация.

Стремясь избежать ошибочных представлений, которые могли бы отбросить психосинтез на уровень психологии XIX века, исключавшей из рассмотрения воли важнейшие бессознательные факторы, мы сразу хотели бы оговориться: психосинтез возник из психоанализа, и по этому должно быть совершенно очевидно, что ни о каких исключениях такого рода не может быть и речи. Автор ни в коей мере не закрывает глаза на существование очень сложных бессознательных мотивов, действующих за пределами уровня осознавания. Поэтому развитию воли должно пред­шествовать исследование бессознательного, одним из важ­нейших и самых полезных моментов которого является вскрытие бессознательных мотивов и их рационализации, чтобы они стали доступны сознательному Я человека. В процессе психосинтеза мы полностью учитываем этот важ­нейший аспект психоанализа.

Вследствие этого, рассмотрение мотивации в основ­ном сводится к обнаружению бессознательных влечений, но после того, как они оказываются вскрыты, важно не впасть в ошибки психологии XVIII века, осуждавшей и подавлявшей эти влечения. Функцией воли является их ис­пользование и обеспечение их взаимодействия в процессе достижения выбранной цели.

Мотивация обязательно предполагает оценку. Как мы уже указывали, оценка неизбежна и в определенном смысле просто необходима. Истинная оценка может осуществляться только при наличии шкалы ценностей, которая в свою очередь выражает философскую концепцию жизни и мира данного человека (Weltanschaunung). Такая концепция или философия есть у каждого, но обычно она не существует в каком-то определенном виде. Часто она достаточно при­зрачна и содержит много противоречий. Кстати, с точки зрения автора, разъяснение и осознание позиции Я и его отношения с миром является наиболее продуктивной стороной экзистенциального анализа. Понятно, что задача или цель, на выполнение которой будет направлена воля, должна обладать очевидной положительной ценно­стью или, в терминологии Левина, “положительной валентностью”.

2. За фазой оценки следует фаза рассмотрения, обдумывания, взвешивания. В каждой отдельной ситуации мо­жет создаться впечатление, что обдумывать нечего и предпочтение следует отдавать наиболее высокой из воз­можных целей или задач. Однако на самом деле все об­стоит несколько сложнее. Цель или задача не только должны обладать высокой ценностью, но и быть дости­жимы. Можно представлять себе высокие цели, но одновременно понимать, что их достижение нереально, по крайней мере – в существующих психологических и фи­зических условиях. Поэтому, прежде чем перейти к сле­дующему этапу (решения и выбора), в процессе обдумывания и рассмотрения нельзя автоматически ос­танавливаться на самой высокой задаче; необходимо учи­тывать разнообразные условия и обстоятельства. Даже если альтернативная цель не будет столь высока, она в данной ситуации может оказаться гораздо более важной. Здесь при обдумывании и взвешивании многочисленных обстоя­тельств от человека потребуется мудрость, ибо каждый случай отличается уникальностью.

3. На третьем этапе волевого действия принимается решение. Это очень трудный этап, ибо здесь происходит выбор, противоречащий свойственному человеку стрем­лению " съесть пирог и одновременно сохранить его". С точки зрения психоанализа это можно назвать следованием принципу удовольствия, который по своей природе ирра­ционален. Вместо этого, принимая обдуманное решение, человек использует принцип реальности, который по своей природе относителен и основан на том, что нельзя иметь все одновременно и всегда приходится выбирать из несколь­ких возможностей одну. Раньше психологические работы, посвященные воле, рассматривая этот момент, подчерки­вали его негативную сторону и использовали термин " отре­чение". Однако нам кажется, что в теоретических и особенно практических целях гораздо лучше использовать положительно окрашенный термин " предпочтение". Выбирая и принимая решение, мы отдаем предпочтение тому, что на наш взгляд является более привлекательным и достижимым по сравнению с другими вариантами, от которых мы отказываемся. Трудность волевого решения состоит в том, что человек прямо или косвеннопонимает: решение предполагает ответственность, решение есть свободный акт, влекущий за собой ответственность. Не так давно некоторым исследователям, и в их числе Э. Фромму, удалось очень наглядно показать как отдельные личности и целые сообщества совершенно удивительным образом бегут от свободы. За это бегство от ответственности им приходится заплатить отказом от од­ной из величайших человеческих ценностей - свободной воли.

Здесь же хотелось бы упомянуть широко известный факт, что нерешительность является одним из самых яр­ких симптомов депрессий. Впрочем, об этом мы еще бу­дем говорить в связи с ограничениями при тренировке воли.

4. Четвертая фаза акта воли, непосредственно следую­щая за принятием решения – утверждение в этом реше­нии. Эффективное утверждение в решении нуждается в нескольких факторах. Первым из них является вера. И это не просто " доверие", это –живая, динамичная вера, более того, твердая уверенность. Если ее нет, основой для утверждения может стать готовность или решение " по­пытаться", рискнуть, стремление к приключению.

Утверждение в решении состоит из заявления или при­каза, который человек дает сам себе. Оно предполагает использование повелительного наклонения и таких слов, как латинское " Fait" или " да будет так". Интенсивность или " психологический накал" утверждения определяет степень его эффективности.

Часто человеку бывает необходимо время от времени повторять или, скорее, вновь подтверждать свое решение. Это придает ему большую силу и помогает преодолевать встающие на пути преграды. Важно понимать, что иногда утверждение решения может вызвать обратные реакции. И это необходимо объяснять пациентам. Тогда они не окажутся застигнуты врасплох, и вместо того, чтобы опустить руки, смогут спокойно эти реакции перенести и научатся их преодолевать. Повторное подтверждение решения и является одним из способов такого преодоления.

5. Пятая фаза волевого акта состоит в планировании, организации деятельности в соответствии с четко намеченной программой. Для этого необходимо заранее представлять себе различные шаги или этапы, которые необходимо пройти от начальной точки до конечной цели полного претворения задачи. Естественно, что в некото­рых случаях конечная цель будет достаточно далека, но тогда можно иметь в виду несколько промежуточных це­лей, постепенно подводящих к полной реализации плана. Поэтому необходимо иметь ясную, мудрую, хорошо орга­низованную программу последовательных шагов или про­межуточных задач.

Здесь есть опасность впасть в две противоположные ошибки. Одна из них состоит в том, что человек настолько поглощен основным направлением и конечной целью во­левого акта, что теряет ощущение реальности. Во втором случае, наоборот, промежуточные задачи и способы их достижения становятся настолько важны и значимы, что человек теряет из виду конечную цель или начинает уде­лять слишком большое внимание способам ее достижения.

6. Шестая фаза волевого акта состоит в том, чтобы на­правлять выполнение решения. Здесь возникает потребность в двух удивительных свойствах воли в целом. Это, во-первых, динамическая сила воли, ее направленная движущая энергия, а во-вторых – настойчивость или выносливость. Конечно, в идеале воля должна сочетать максимальную движущую силу и максимальную выносливость и настой­чивость, но чаще мы сталкиваемся с тем, что у одних людей преобладает одно свойство, а у других – другое. Кроме того, для некоторых задач необходим в основном динами­ческий аспект воли, а для других – менее напряженных, но более продолжительных — терпение и настойчивость. Поэтому вопрос о том, какой из этих двух аспектов воли превалирует в конкретном человеке, и какое из них боль­ше требуется для выполнения данной задачи, носит дос­таточно субъективный характер. Очевидно, что при развитии воли больше внимания должно уделяться тому ее аспекту, который сравнительно менее развит у данного человека.

Динамическая воля проявляется в основном через утверждение и приказ " да будет так", в то время как настойчивая воля необходима для одной из наиболее эффективных техник, использующих волю для того, чтобы постоянно удерживать в центре внимания чёткую мыслительную картину или образ. Такие удерживаемые образы обладают невероятной силой, но об этом мы будем говорить ниже, рассматривая работу с воображением и визуализацией.

Еще одно свойство, необходимое для конечного этапа выполнения решения, состоит в удерживании направле­ния, т.е. в однонаправленности. Кроме того, требуется еще и способность " подавлять", в смысле - исключать и унич­тожать, все препятствия, которые могли бы помешать ис­пользованию воли на этапе выполнения решения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.