Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другие полномочия






 

В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам и ведомствам, входят: пограничные войска, внутренние войска, железнодорожные войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная служба охраны [8, с. 139].

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ подлежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Советом Федерации. Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Чрезвычайное положение — особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэтому полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

К числу полномочий Президента относится решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство [15, с.238].

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.

 


Заключение

 

Правовой статус президента России закреплён в четвёртой главе конституции Российской Федерации. Наряду с функциями главы государства президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:

назначает с одобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;

имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;

по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

утверждает военную доктрину Российской Федерации;

формирует администрацию президента Российской Федерации;

назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В соответствие с требованием конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;

назначает выборы Государственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;

распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

вносит законопроекты в Государственную думу;

подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения. Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентом РФ в течение семи дней и обнародованию;

обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей; в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

В процессе осуществления своих полномочий президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должны противоречить конституции Российской Федерации и федеральным законам.


Список использованной литературы

 

1. Российская Федерация. Конституция РФ 1993 г. [Текст] // Российская газета, 1993 – 25 декабря. – 63с.

2. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. [Текст]: Учебник. / М.В. Баглай. – М.: Спарк, 2009. – 633с.

3. Государственное право Российской Федерации. [Текст]: Учебник / Под редакцией О.Е. Кутафина. – М.: Юрайт, 2009. – 497с.

4. Катков, Д.Б., Корчиго, Е.В. Конституционное право России [Текст]: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: БЕК, 2008. - 288с.

5. Коваленко, А.И. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2009. - 208 с.

6. Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России [Текст]: Учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: БЕК, 2009. - 587 с.

7. Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст] / А.Н. Кокотов. – М.: БЕК, 2008. - 384 с.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. [Текст]. - М.: БЕК, 2008. – 161с.

9. Конституционное право государств Европы [Текст]: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д.А.Ковачев.- М.: Волтерс Клувер, 2005. - 320 с.

10. Конституционный строй России [Текст]. Вып. III / Отв. ред. А.Е. Козлов. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.

11. Конституция Российской Федерации. Комментарий [Текст] / Под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юрид. лит., 2009. – 601с.

12. Лазарев, В.В., Липень, С.В. Теория государства и права [Текст]: Учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Юрайт, 2007. - 511с.

13. Стрекозов, В.Г., Казанчев, Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: Учебник / В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. – М.: БЕК, 2009. - 271 с.

14. Теория государства и права. Учебное пособие для ВУЗов [Текст] / Под ред. Л.В. Смирнова. – М.: Книжный мир, 2005. – 309с.

15. Чиркин, В.Е. Конституционное право России [Текст]: Учебник / В.Е. Чиркин. – М: Юристь, 2008. - 631 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.