Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптационные игры и занятия для детей раннего возраста






Слипаченко Галина Владимировна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба

 

В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличек получись!

Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

· развить более позитивную Я-концепцию;

· стать более ответственным в своих действиях и поступках;

· выработать большую способность к самопринятию;

· в большей степени полагаться на самого себя;

· овладеть чувством контроля;

· развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

· развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Что нужно для игры в песок в помещении?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.

2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.
Для песочных игр песок должен быть влажным.

3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:

· фигурки людей;

· здания (дома, школы, церкви, замки);

· животные (домашние, дикие, морские, древние);

· машины (сухопутные, водные, космические, боевые);

· растения (деревья, кусты, цветы, овощи);

· постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);

· ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;

· символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;

· фигурки сказочных героев (добрых и злых);

· пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.

Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.