Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация социально-психологических методов

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо- физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм — наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Пол– это совокупность, генетических, морфологических, физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение. Применительно к человекупол рассматривается как комплекс телесных (генетических, морфологических и физиологических), репродуктивных, поведенческих, социальных, социально-психологических и психологических признаков, детерминирующих личностный биологический и социальный статус человека как мужчины или женщины.

Морфологический пол - Строение внутренних репродуктивных органов и наружных гениталий (генитальная внешность).Морфологический пол- появление внешних гениталий и вторичных половых признаков, и первичное определение пола. Кроме этого, выявлена дифференциация мозга по мужскому и женскому типу.Фенотипический пол обусловлен развитием половых органов, их существует три категории: гонады репродуктивные органы (яички, или тестисы, и яичники), внутренние половые органы и внешние гениталии.

Генетический пол определяет истинный, или гонадный, пол (от греч. gone — семя), т. е. пол, обусловленный строением половой железы (яичка или яичника). Так, паттерн XY, характерный только для мужских клеток и делающий их несовместимыми с иммунологической системой женского организма, программирует, за счет наличия в Y-хромосоме гена SRY, превращение (на 4-8-й неделе) зачаточных гонад мужского плода в семенники, способные порождать сперматозоиды.
В хромосоме X паттерна XX имеется ген DSS, который направляет развитие индифферентной половой железы в яичники, которые способны порождать яйцеклетки. Возникновение яичек или яичников обусловливает гаметный пол (от греч. gametes — супруг, gamete — супруга).

Гражданский пол(Паспортный пол) пол, приписанный человеку от имени общества уполномоченными на то государственными органами при выдаче документов, в частности, свидетельства о рождении, паспорта и др.

Паспортный пол, как правило, совпадает с «акушерским полом»это пол, который определён у младенца врачом акушером после рождения, является юридическим основанием для оформления

гражданского поламладенца. Однако пол, определённый акушером вовсе не всегда совпадает с действительным биологическим полом ребёнка.

Биологический — совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;

Социальный — комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Гормональный пол. Функция половых желез вырабатывать мужские (андрогены) или женские (эстрогены) половые гормоны

 

Характеристика пола Пол – это единство биологического и социального. Половая принадлежность человеческого индивида формируется на разных стадиях его развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Под влиянием окружающей среды формируется половое самосознание и связанная с этим система интересов, потребностей, предпочтений.

В человеке задатки и способности реализуются в социальные в результате воспитания, воздействия общества. Пол формирует система воспитания, образования, культура, религия, средства массовой информации, политика государства и многое другое.

Современная наука занимается изучением проблем пола по трем направлениям: психометрические исследования половых различий, исследование интеллекта; биологические различия мужчин и женщин, учет генетических, гормональных и нейрофизиологических детерминантов в когнитивной сфере; анализ социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей, влияющих на дифференциацию познавательных способностей и выбор сферы деятельности.

Взаимная дополняемость полов выражается прежде всего в том, что женщина творит мужчину не только актом физического рождения, но и актом рождения в нем духовности. Мужчина создает законы, а женщина – нравы. Но несмотря на взаимную зависимость, женщина и мужчина различаются между собой.

Для женщины характерны доброта, мягкость, гуманность, демократизм. Она ближе к природе, отрицательно относится к насилию, более остро переживает грубость, несправедливость, более отзывчива к чужим переживаниям; легче поддается воспитанию, адаптации, менее требовательна к новаторству, более четко определяет свое отношение к семье, детям; более сдержанна в оценке пола. В женщине сильнее, чем в мужчине, проявляется чувство, основанное на разуме и сопротивлении грубому насилию, в том числе и сексуальному, как проявлению животного инстинкта. Женщина более привязана к мужчине и требует постоянного подтверждения с его стороны любви, без чего теряет душевное равновесие. Для женщин характерна разумная умеренность, стремление к активному общению.Однако она не лишена и негативных качеств, среди которых забывчивость, несдержанность, истеричность, нервозность, ярко выраженное состояние депрессии, вспыльчивость, завистливость, болтливость и др.

Находчивость, сообразительность, изобретательность, умение адаптироваться к новым условиям, активность психической деятельности, проявляющейся в стремлении к самоутверждению и самовыражению – все это можно отнести к положительным чертам мужчины. Мышление у мужчин отличается от мышления женщин большей абстрактностью. В основном мужчины ориентируются на работу, а не на семью, мужественность для них подчас означает преодоление страха; активность позволяет чувствовать себя в большей степени мужчиной.К негативным чертам мужчин следует отнести агрессивность, властолюбие, авантюризм, жестокость, сарказм, самомнение; эмоции они считают слабостью. Для доказательства любви к себе женщин требуют физической близости. Они любят удобства, комфорт; в беседах друг с другом чаще говорят о спорте, служебных делах, а не о доме, семье или искусстве. При нанесенной обиде меняют предмет увлечения.

Биологически также достаточно различий между полами. Так, мышечная система женщин в молодом возрасте составляет 65% от мужской, а в старшем возрасте – еще меньше. У женщин меньший объем сердца и крови, не столь мощные органы дыхания, иной биохимизм мышц, специфическая скелетная конструкция.

Женщина опережает мужчину в темпе движения, но быстрее устает. Острее реагирует на постоянные раздражители среды, имеет менее устойчивую нервную систему. Способна мгновенно психологически перевоплощаться. Умственные способности у мужчин и женщин в среднем одинаковы. После 40 лет женщины лучше сохраняют свой интеллект, чем мужчины. Мужчин чаще поражают болезни, у них более ранимая психика, они чаще прибегают к самоубийству, чаще попадают в психиатрические больницы. \\

 

Понятие и классификация социально-психологических методов

Психология управления изучает поведение человека в процессе общественного производства. Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.

Психологическое планирование является новым направлением в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. Оно включает в себя: постановку целей развития и разработку критериев эффективности производственной деятельности, обоснование психологических нормативов, создание методов планирования социально-психологического климата и достижения конечных результатов. Результатами психологического планирования являются:

·формирование подразделений (групп) с учетом психологической совместимости сотрудников;

·создание комфортного социально-психологического климата в коллективе;

·формирование личной мотивации сотрудников исходя из философии организации;

·минимизация межличностных конфликтов;

·разработка моделей профессионального продвижения сотрудников на основе психологической ориентации;

·рост интеллектуальных способностей и уровня квалификации персонала;

·формирование организационной культуры на основе норм поведения и образов " эффективных" сотрудников [2, с.68].

Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они обобщают необходимые и разрешенные законодательно приемы психологического воздействия на персонал для координации действий сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.

Внушение представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.

Убеждение основано на аргументированном и логическом воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.

Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других.

Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование и т.п.).

Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы.

Принуждение - это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания.

Осуждение является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные. Такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения.

Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.).

Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание.

Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний.

Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.

Намек - это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. По сути намек обращается не к сознанию и логическому рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует с учетом конкретного эмоционального состояния сотрудника.

Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен не обижать, а возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи и т.п., косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на личность и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение.

Просьба представляет собой весьма распространенную форму неформального общения и является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к его личности.

Совет - это психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. В оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов следует ограничить.

Ответной реакцией на психологические приемы и способы управления являются настроение, чувства и поведение.

социальный психологический метод управление

.Среди социально-психологических методов менеджмента можно выделить:

.социологические исследования;

2.развитие социальной инфраструктуры предприятия;

.соревнование;

.преодоление и использование конфликтов;

.методы гуманизации труда;

.методы морального поощрения и порицания;

.психологическое влияние;

.убеждение;

.методы планирования и развития карьеры сотрудников.

Соревнование между сотрудниками и подразделениями основывается на вполне естественном желании человека - быть лучше других. Реализовываться соревнование может одним из следующих способов (или их совокупностью):

.Выявление лидера и мотивация остальных работников на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера;

2.Установление стандартов поведения и производительности в различных областях деятельности предприятия;

.Поддержание социальной преемственности передового опыта, что достигается проведением различных конкурсов, работой кружков качества, поощрением передовиков производства, празднованием успешного завершения важных для организации работ.

Важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение его итогов с обязательным награждением победителя.

Социологическое исследование в современном менеджменте играет двойственную роль: с одной стороны, они являются источником информации о социальных проблемах организации, подразделений и социальных групп. С другой стороны, с их помощью можно оказывать непосредственное воздействие на персонал организации.

Наглядным примером такого воздействия являются исследования Элтона Мэйо, проведенные в 1924 г. на заводе, принадлежащем компании " Вестерн электрик". Суть исследований заключалась в определении влиянии уровня освещенности рабочего место на производительность труда рабочих-станочников. Результаты были удивительными: производительность труда росла как при увеличении, так и при уменьшении освещенности. оказывается, это была реакция рабочих на проявление внимания к ним.

Основными требованиями, предъявляемыми к методам морального поощрения, являются:

·моральное поощрение необходимо распространять на всех работников, которые показали стремление к улучшению результатов трудовой деятельности, а не только передовиков;

·моральное поощрение необходимо проводить в торжественной обстановке;

·обеспечение сравнения результатов в различных областях деятельности.

Методы морального порицания можно применять только при условии убеждения, что они принесут желаемый результат (Таблица 1.1). Обязательное требование к ним - индивидуальный подход [4, c.159].

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список источников литературы | ФизикалыҚ процесстерді модельдеу




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.