Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






с нулевым окончанием

ночов, куклов,

девочков, книгов,

дверков, пуговицев;

б) родительный падеж, единственное число:

у кукле, У маме,

у сестре, без ложке;

. в) винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен су­ществительных:

Папа подарил мне слонёночек,

Сережа поймал сом;

г) предложный падеж неодушевленных имен существительных муж­ского рода:

в лесе, в носе.

в саде,

2. Склонение несклоняемых имен существительных:

на пальте, кофий, кофию,

на пианине, в кине.

3. Образование множественного числа существительных, обозначаю­щих детенышей животных:

ягнёнки, котёнки,

жеребёнка, свинёнка.

4. Изменение рода существительных:

большой яблок, купи мороженую,

папа ушла, теплая молоко,

платье зеленая, одеяла разорвалась.

5. Образование глагольных форм.

а) повелительное наклонение:

искай (ищи), ехай (езжай),

спей (спой), склади (сложи);

скакай (скачи),

б) изменение основы глагола:

искатьискаю (ищу), плескать — плескаю (плещу),

плакать — плакаю (плачу), рисовать — рисоваю (рисую);

мочьможу (могу),

в) спряжение глаголов:

хотеть — хотишь (хочешь), даватьдадишь (дашь), есть — едишь (ешь), спать — сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая. сошитая,

7. Образование сравнительной степени прилагательного:

ярчее, чистее,

хужее, красивше.

плохее,

8. Окончания местоимений в косвенных падежах:

у мене болят уши, у тебе новая платья.

в этим кармане,

9. Склонение числительных:

двое домов, с двумями.

идите по двоим,

У детей наблюдаются, особенно в повседневном обще­нии, и другие ошибки:

«одень» вместо надень, «раздень» вместо сними;

— я «надетый»;

«Бегим», Коля уже «побег».

Мы ходим за «ягодам» и «грибам».

Чаще всего эти погрешности вызваны особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих.

Морфологические и синтаксические стороны речи раз­виваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основ­ном употребляют предложения с несложной конструкцией.



Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи имеются в работах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвозде­ва, А. М. Леушиной, В. И. Ядэшко.

На первых порах появляются «слова-предложения», обо­значающие действующих лиц, предметы, действия {дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действи­ями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, обра­зуя предложения. По данным Н. П. Серебренниковой, пе­реход к предложению возможен при условии, если ребе­нок накопил 40 — 60 слов.

В период от 1 г. 8 мес. до" 1 г. 10 мес. появляются двух­словные предложения (неполные простые), представля­ющие сознательную конструкцию, где каждое слово обо­значает предмет или действие. К двум годам наблюдают­ся трех- и четырехсловные предложения — начало овла­дения простым распространенным предложением. Около I г. 9 мес. появляются предложения с однородными чле­нами. Наивысшей точки употребления простых распро­страненных предложений ребенок достигает в пять с по­ловиной лет.

Первые сложные бессоюзные предложения появляются к 1 г. 9 мес, с двух-трех лет — наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, - временных и др.) между отдельными представлениями.

Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом: на четвертом году — Н%, на пятом — 11%, на шестом — 17% (данные В. И. Ядэшко). В достаточной степени легко дети пользуются сложно­сочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома оста­лись, а они поехали по своим делам (4 г. 5 мес). Более распространенными, с однородными членами, становятся пред­ложения, входящие в состав сложного: Он уснул у реки, а л та пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила (4 г. 9 мес)!

Содержание и форма сложноподчиненных предложений на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины {Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места {Где машины военные были, там был салют).

Редко встречаются предложения:

— с придаточными определительными: Далеко-далеко стояли пушки закрытые, которые салют пускали (5 лет);

— с придаточными условными: Если съесть, Маша бу­дет плакать (4 г. 4 мес);

— с придаточными цели: Идите в лес и принесите трав­ки, чтоб она у вас была живая (5 лет).

В старшем возрасте дети умеют противопоставлять од­нородные члены предложения, пользуются противитель­ными союзами: Она бросила иголку, а не воткнула.

Синтаксические ошибки наблюдаются в наруше­нии порядка слов в предложении:

—на первое место ставится наиболее важное для ребен­ка слово: «Куклу мама принесла»;

вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»;

дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что...»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

— опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому... нажал сильно»;

— один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»;

союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим — салют».

Овладение способами словообразования — одна из сто­рон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положе­ние занимает морфологический способ, имеющий несколь­ко разновидностей. В основе его лежит сочетание различ­ных по значению морфем: кричатькрик; путьпут­ник; грузовой — грузовик; слабый — слаб ость; под одеяломпод одеяль ник; порядокбеспорядок; спускать — спускаться; везти — ввезти, вывезти, при везти; бежатьвбежать, выбежать, при бежать; тащитьвтащить, вытащить, притащить.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Об­разование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: лед колоть — ледокол; книги любитькниголюб) и с помощью других способов1.

Дошкольники пользуются в основном морфологичес­ким способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же законо­мерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований — однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по ов­ладению языком как реальной предметной действитель­ностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой — правильно изменяет его {«Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом харак­тере усвоения языка.

Детское словотворчество — наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов:

а) часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» — прыжок;

б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга — «пургинки» (снежинки), помощь«помогание», страшные — «страшность»;

в) одно слово составляется из двух («синтетические сло­ва»): «ворунишки» — вор и врунишка, «бананас» — банан и ананас.

На основе проведенного исследования А. Г. Тамбовцева (Арушанова)1 приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно ов­ладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. — 4 лет до 5 лет 6 мес. — 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные предс тавления о нормах и правилах словообразования.

К концу дошкольного возраста детское словообразова­ние сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Для методики обучения важен вывод о необходимости особого внимания к формированию в среднем и старшем дошкольном возрасте средств и способов словообразования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема. 6. Методичні підходи до ціноутворення | Крик о помощи жителей второго Суздаля.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.