Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс становления социализации личности






 

Личность не может находиться вне общества, коллектива, группы, она утверждается в группе, реализуется. Процесс адаптации индивида к социальной среде называется социализацией личности. Социализация – это процесс становления личности при помощи общения и усвоения индивидом норм, ценностей, установок, присущих данному коллективу, группе, обществу (рис.7).

 


Рис. 7. Процесс становления социализации личности


Формирование личности в процессе социализации

 

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы: формирование, развитие, воспитание и социализация, — однако, между ними имеются и определенные различия. Понятие «формирование личности» подразумевает единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Понятие «развитие личности» характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание — это целенаправленное формирование у индивида определенных качеств, а социализация — усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет, будь оно тоталитарным, демократическим, единым, преступным, богатым и т. д. Социальное качество общества в данном случае не имеет значения. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Можно быть социализированным, но невоспитанным, и наоборот — воспитанным и совершенно не социализированным, т. е. не знающим жизни. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их постепенное усвоение индивидом, интериоризация. Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1) осознание своего «Я»; 2) осмысление своего «Я». Изучение социологической литературы по данному вопросу показывает, что осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я-об-раза». Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве — таковы основные стадии в осознании своего «Я». Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки. В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т. д. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться как качественные этапы становления социального «Я». Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни и т. д. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация — это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой концепции личности раскрывает теория «зеркального Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч. Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Положительной стороной, выдвинутой Ч. Кули концепции социализации, явилось то, что он рассматривал процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Однако он явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т. е. социальным институтам, которые также играют значительную роль в социализации индивида. Дж. Мид, подобно своему предшественнику Ч. Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию, однако в отличие от него Мид пытался более глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия. Каковы же механизмы социализации? Уже З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т. д. Идентификация — это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувство стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных повседневных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. В заключение следует отметить, что социализация — это долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение индивидом требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в данном обществе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.