Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос. Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка






Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта у детей обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и Развитие словаря:

  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

признак предмета.

1. Принцип доступности речевого материала.

Лексический материал подбирается по каждой теме в соответствии с возрастными требованиями. При этом используется лексика литературных произведений, как рекомендованных для чтения программой, так и внепрограммных.

2. Принцип активности, самостоятельности в усвоении детьми нового словаря.

Знакомство детей с новым словарём осуществляется в процессе деятельности, в данном случае – игры. В связи с изучением той или иной лексической темы подбираются художественные произведения (проза, стихи), из текста которых дети целенаправленно, самостоятельно выделяют новый словарь. При этом новое слово воспринимается детьми в контексте.

3. Принцип последовательности.

Словарь по каждой теме подбирается в строгой последовательности: названия предметов; эпитеты, характеризующие предмет; названия действий; глаголы с приставками; выделение характерных признаков предметов; наречия.

Особое внимание уделяется: подбору однокоренных слов, работе над сложными словами, употреблению предлогов, подбору сравнений, употреблению многозначных слов, решению речевых и логических задач.

4. Принцип наглядности.

По каждой теме с учётом подобранного словаря сделаны разнообразные наглядные пособия, дидактические игры для быстрого закрепления речевых навыков.

5. Принцип постепенного нарастания сложности речевого материала.

Этот принцип прослеживается в работе над речевым материалом как на протяжении всего года в целом, так и в пределах изучения одной какой-либо темы. Например, в начале года используется материал предшествующей возрастной ступени. Словарь, который даётся в начале года, по степени сложности значительно отличается от речевого материала, над которым логопед будет работать, начиная с середины II периода. К этому времени у детей развивается внимание к слову, его различным оттенкам и значениям, появляется умение выбирать из всего словарного запаса слово, наиболее подходящее для данного случая.

6. Принцип повторения.

Это принцип постоянного возвращения к знакомому, уже усвоенному словарю, но в связи с новой темой и разными заданиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.