Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы обследования детей, владеющих вербальными ср. общ.






1. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. - позволяет выявить возможности ребенка соотносить предметное изображение с соответствующим ему сло­вом. С помощью этого приема выявляется знание ребенком кон­кретной лексики.

Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), должны быть изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отлича­ются фонетической и семантической близостью (конфетыконверты, шьет - пришивает, вышивает).

Картинный материал подбирается либо по тематическому (учеб­ные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).

При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая инструкция: «Назови, кто (что) нарнсован(о) на картинке? > >, «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов раз­ных лексико-грамматических категорий. «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» И т.д.

Более сложный вариант этого приема — самостоятельное допол­нение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову не­сколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произ­носит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: ка­рандаш, дневник и т.п. Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назо­ви, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...»

2. Для обследования понимания ребенком значения слов, име­ющих абстрактное значение, универсальным является прием под­бора синонимов, антонимов, родственных слов.

С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заме­нить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагатель­ные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радовать­ся, выигрывать.

3. наличие в словарном запасе общих категориальных названий.

Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов.Существует несколько ва­риантов этого приема:

ребенку предлагается набор картинок, обозначающих ви­довые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы можно назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кро­вать — это...)»;

4. изучение способов адекватного употребления слов в разных видах кон­текста.

- само­стоятельное составление ребенком предложения с заданным сло­вом или по предметной картинке.

- добавле­ние к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»).

- выбор словиз чис­ла данных для добавления в предложение. Слова для выбора ло­гопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например:

Сирень начала... (слова для выбора: расцветать, рассветать).

Вариант задания — подбор к прилагательным существитель­ных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман)

Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех).

5. Для изучения сочетательных свойств слова использует­ся метод направленной ассоциации, который широко приме­няется при изучении различных форм речевой патологии. Ре­бенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого не­обходимо составить осмысленное словосочетание. С этой це­лью ребенку предлагают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое со­четается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? ка­кая? какое? или «Что делает предмет?», «Что делается с пред­метом?».

Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным требованиям, а именно: включать как слова конкретного значе­ния, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значе­ния.

Например: мальчик... (пишет, больной).

Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не самостоятельно подобрать слова, а выбрать из предложенных в списке. Например: дано слово глухой и ряд слов в скобках (город, парк, старик, переулок, согласный звук).

При количественном анализе результатов обследования следу­ет обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это соотно­шение равно 3: 1, то уже можно сделать предварительный вывод о том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответ­ствующей его возрасту.

Таким образом, на основании анализа правильно названных ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некото­рых качественных сторонах словаря.

Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии ис­пользуемых ребенком слов изображаемому на картинках.

установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:

— звуковой близости слов (куст винограда -- кисть виног­рада; клубокколобок);

отождествления наглядной ситуации — замещения на­
звания предмета внешне сходным (сарафанплатье);

сходного назначения (тарелкавилка);

ситуационной связи предметов друг с другом (клумба
цветы; маркаконверт);

обозначения вместо предмета всей ситуации или пери­
фраз (душиз крана льется вода);

расширения смыслового содержания (идет черепаха
идет по песку);

сужения смыслового содержания (зашивает швеяза­шивает платье);

— смещения лексико-грамматических признаков сход­ных слов (вместо приземлилсясамолет заземлился; вместо смотрелзасмотрелся на интересный фильм) и т.д.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.