Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Разработка стратегии повышения эффективности работы и внедрения инновационных форм производства






3.1. Предложения по совершенствованию финансового планирования в ОАО «КавТрансСтрой»

C 01.01.2012 года в НК РФ был внесён ряд поправок. Рассмотрим данные изменения законодательства и с учётом рассмотренного материала проанализируем в дальейшем возможные пути совершенствования налогового планирования на рассматриваемом предприятии.

Рассмотрим поправки в НК РФ, касающиеся НДС, НДФЛ, налога на прибыль.

НДС

В пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ указаны услуги в сфере культуры и искусства, которые не облагаются НДС. Раньше такой льготой могли воспользоваться только некоммерческие организации, но с 01.10.2011 такая возможность появилась и у остальных организаций.

Поправки внесены и в п. 3 ст. 161 НК РФ, касающийся определения налоговой базы при аренде государственного и муниципального имущества: из него исключены казенные учреждения. Таким образом, с 01.01.2012 данная норма регулирует исчисление налога с арендной платы, перечисляемой органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления.

НДФЛ

С 01.01.2012 при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, налогоплательщики, получающие пенсии, могут переносить разницу между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, к которым применяется указанная ставка, на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном гл. 23 НК РФ(п. 3 ст. 210 НК РФ).

С этого же времени обложению НДФЛ подлежат выплаты при увольнении, связанные не только с компенсацией неиспользованного отпуска, но и суммы выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 217 НК РФ.

Изменения коснулись и стандартных вычетов (ст. 218 НК РФ).

Налог на прибыль

Перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, дополнен затратами по стандартизации (пп. 2.1 п. 1 и п. 5 ст. 264 НК РФ). Ими признаются:

-расходы на проведение работ по разработке национальных стандартов, включенных в программу разработки национальных стандартов, утвержденную Росстандартом;

-расходы на проведение работ по разработке региональных стандартов при условии соответственно утверждения стандартов в качестве национальных стандартов Росстандартом, регистрации региональных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

При этом к расходам по стандартизации не относятся затраты на проведение работ по разработке национальных и региональных стандартов организациями, осуществляющими их разработку в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика).

Что касается порядка признания расходов на стандартизацию, то они учитываются в отчетном (налоговом) периоде, следующем за отчетным (налоговым) периодом, в котором стандарты были утверждены в качестве национальных стандартов или зарегистрированы в качестве региональных стандартов (п. 5.1 ст. 272 НК РФ).

Для снижения налоговой нагрузки ОАО «КавТрансСтрой можно порекомендовать выбрать оптимальный налоговый режим.

Процедура определения КавТрансСтройльного налогового режима является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Рассмотрим порядок применения упрощенной системы налогообложения в анализе с общепринятым режимом, применяемом на ОАО «КавТрансСтрой» (табл.14)

Таблица 14. Анализ налогообложения при общепринятом и упрощенном налоговом режиме [19, c.74]

Вид налога Налог на прибыль организации Общепринятая система налогообложения Предприятие, работающее в этом налоговом режиме, плательщиками налога на прибыль организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определяется главой 25 НК РФ. Статья 246 НК РФ. Упрощенная система налогообложения Предприятие, работающее в этом налоговом режиме, не уплачивают налог на прибыль организаций. При этом уплата налога на прибыль организаций заменяется уплатой единого налога. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется гл. 26.2 НК РФ. Но, организация в случаях, предусмотренных НК РФ, может выступать в качестве налогового агента по уплате налога на прибыль организаций. П. 2 ст. 346.11 НК РФ
Налог на добавленную стоимость (НДС) Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость определяется главой 21 НК РФ. Статья 143 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом в случаях, предусмотренных НК РФ, организация может выступать в качестве налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ
Налог на имущество организаций Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками налога на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определяется главой 30 НК РФ, а также актами регионального налогового законодательства. Статья 373 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не уплачивают налог на имущество организаций. При этом уплата налога на имущество организаций заменяется уплатой единого налога. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется главой 26.2 НК РФ. Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ
Единый налог Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, не являются плательщиками единого налога. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками единого налога. При этом уплата единого заменяет уплату налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога, НДС. Порядок исчисления и уплаты единого налога определяется главой 26.2 НК РФ. Пункт 2 ст. 346.11 НК РФ
Прочие налоги (например, налог на рекламу, транспортный налог, налог на землю и т.д.) Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками всех прочих налогов в соответствии с федеральным, региональным и местным налоговым законодательством. Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, являются плательщиками всех прочих налогов в соответствии с федеральным, региональным и местным налоговым законодательством. Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ
Обязанности налогового агента Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, выполняют обязанности налогового агента в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством (налог на прибыль, НДС, НДФЛ). Статья 24 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, выполняют обязанности налогового агента в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством – налог на прибыль, НДС, НДФЛ. Статья 24 НК РФ Пункт 5 статьи 346.11 НК РФ
Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации Предприятия, работающие в этом налоговом режиме уплачивают страховые взносы в ПФ РФ Статья 14 закона от 15.12.2001 №167‑ ФЗ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме уплачивают страховые взносы в ПФ РФ Статья 14 закона от 15.12.2001 №167‑ ФЗ Пункт 2 статьи 346.11 НК РФ
Страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПС) Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Статья 4 закона от 24.07.1998 №125‑ ФЗ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Статья 4 закона от 24.07.1998 №125‑ ФЗ Подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ
Выплата пособий по временной нетрудоспособности Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ Пункт 2 статьи 243 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, уплачивают пособия по временной нетрудоспособности 1) либо за счет двух источников: средств ФСС РФ, собственных средств 2) либо только за счет ФСС РФ Статья 2 закона от 31.12.2002 №190‑ ФЗ Подпункт 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ Пункт 3 статьи 346.21 НК РФ Статья 3 закона от 31.12.2002 №190‑ ФЗ
Метод учета доходов и расходов Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, могут применять один из методов учета: 1) метод по начислению, 2) кассовый метод. Статьи 271, 272, 273 НК РФ Предприятия, работающие в этом налоговом режиме, применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Статья 346.17 НК РФ

 

Оптимизация налоговой нагрузки ОАО «КавТрансСтрой» требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.

На первом этапе использования предложенного алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.

В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, необходимо сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов.

Доля добавленной стоимости в цене – важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями – плательщиками НДС. Проведенные в работе расчеты доказали, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме не принятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС. Рассмотрим в табл. 15 налоговую нагрузку (НН) на малых предприятиях при упрощенной и общей системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости (УДС) в доходе предприятия с учетом уплаченного НДС, входящего в стоимость купленных материалов при условии, что ставка НДС была равна 18%.

Таблица 15. - Распределение налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса при разных системах налогообложения в зависимости от УДС

УДС от0% до 100% 0% 25% 50% 75% 100%
При 6% от дохода 21% 17% 14% 10% 6%
При 15% от разности 14% 14% 14% 14% 14%
При общей системе 0% 11% 21% 32% 43%

 

Анализ влияния доли добавленной стоимости на уровень налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах позволяет сделать вывод о том, что малым предприятиям с большой долей сырья применять упрощенную систему налогообложения не выгодно. Возможно, именно это обстоятельство, а также потеря конкурентоспособности при поставке продукции предприятиям-плательщикам НДС являются основными причинами небольшого удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе.

На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.

Один из способов разрешения данной ситуации – это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «Доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности.

Было рассмотрено соответствие между различными уровнями рентабельности и долями единого налога в доходах при выборе объекта налогообложения «Доходы за вычетом расходов». Очевидно, что при рентабельности выше 40% выгоднее выбрать объект «Доходы». Причем независимо от величины ФОТ и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В связи с этим, на четвертом этапе необходимо принять окончательное решение по поводу выбора системы и объекта налогообложения.

Таблица 16. - Сравнительный анализ в отношении каждого объекта налогообложения

Объект налогообложения – доходы Объект налогообложения – доходы минус расходы
Налоговая ставка
6% 15%
Налоговая база
Сумма доходов Сумма доходов, уменьшенная на величину расходов
Налоговый учет
В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России №167н, заполняются не все разделы. В частности, не нужно заполнять: - графу 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» разд. I «Доходы и расходы»; - разд. II «Расчет расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств и на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу за отчетный (налоговый) период» В Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2005 №167н, заполняются все разделы

 

Для того чтобы применять УСН ОАО «КавТрансСтрой» необходимо контролировать, чтобы доходы не превысили лимит, то есть, ОАО «КавТрансСтрой» может потерять право на применение этого специального режима, если превысит предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. Для этого часто применяется договор комиссии: вместо договора поставки с продавцом товара плательщик УСН оформляет договор комиссии, в рамках которого он действует в роли посредника, а поставщик является комитентом.

Использование такой схемы ОАО «КавТрансСтрой» моможет продолжать применять этот специальный налоговый режим, так как для целей налогообложения посредник учитывает только комиссионное вознаграждение согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 1 ст. 346.15 НК РФ.

Заметим, что в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2014 N ММ-3-06/333 (в ред. от 14.10.2015 N ММ-3-2/467), выделяется среди 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, следующий критерий: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических причин (отсутствие деловой цели).

Поэтому безопасность данной схемы обеспечивается следующим образом.

1. Доказывается экономическая оправданность применения договора комиссии, так как претензии налогового органа могут быть основаны на получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

2. Указывается вознаграждение посредника при оформлении договора, так как в противном случае налоговый орган может рассчитать налоги исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам.

3. Если схему применяют юридические лица, необходимо соблюсти правило о том, что организации не являются взаимозависимыми лицами. Согласно ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются организации в случаях, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Если подтвердится, что организации взаимозависимые, схема может быть признана судом фиктивной, созданной с целью уклонения от налогообложения. Кроме указанных признаков, согласно арбитражной практике взаимозависимыми признаются лица, обладающие следующими признаками взаимозависимости:

- организации, учредителями которых являются одни и те же граждане;

- руководитель юридического лица - покупателя, являющийся учредителем юридического лица - продавца;

- организации, учредители которых состоят в зарегистрированном браке;

- юридическое лицо (арендатор) и физическое лицо (арендодатель), являющиеся учредителем и коммерческим директором юридического лица (арендатора).

4. Рассчитывается отклонение от рыночной цены, так как цена на продукцию, реализуемую через посредника, в соответствии со ст. 40 НК РФ не должна отклоняться более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

При определении рыночных цен используются цены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, то есть, сопоставляя рыночные цены, нужно учитывать, что различие в экономических условиях существенно не будет влиять на цену таких товаров, работ или услуг. Необходимо сравнивать такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные условия, влияющие на цены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.