Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовый уровень

Вопросы к экзамену

по дисциплине Общая и экспериментальная психология

Базовый уровень

 

Вопросы для проверки уровня обученности
Знать 1. Психология как наука: предмет и задачи.  
  2. Отличие житейской и научной психологии.  
  3. Классификация психических явлений.  
  4. Структура современной психологии и ее основные отрасли.  
  5. Основные подходы к классификации методов психологии.  
  6. Психология как наука о душе.  
  7. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии.  
  8. Монистическое учение о душе Аристотеля.  
  9. Психология как наука о сознании.  
  10. Взгляды Рене Декарта на проблему соотношения души и тела.  
  11. Психология как наука о поведении.  
  12. Психология как наука о психике.  
  13. Основные научные школы периода кризиса в психологии.  
  14. Развитие отечественной психологической мысли.  
  15. Психика как свойство высокоорганизованной материи. Природа и формы проявления психики человека.  
  16. Взаимосвязь психики и мозга. Модель функциональной системы по П.К. Анохину.  
  17. Взаимосвязь психики и мозга. Структурно – функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия.  
  18. Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.  
  19. Концепция развития психики А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри.  
  20. Стадии и уровни развития психики и поведения животных.  
  21. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных.  
  22. Сознание как высшая ступень развития психики: функции, признаки, свойства.  
  23. Психологическая структура сознания.  
  24. Роль труда в формировании и развитии сознания человека (А.Н. Леонтьев)  
  25. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.  
  26. Самосознание человека: природа, сущность, структура.  
  27. Развитие психики человека в онтогенезе.  
  28. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов.  
  29. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.  
  30. Классификация и характеристика неосознаваемых побудителей сознательных действий.  
  31. «Надсознательные» процессы.  
  32. Общая психологическая характеристика деятельности: побудительные причины, цели, задачи.  
  33. Виды деятельности человека.  
  34. Строение деятельности человека.  
  35. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева.  
  36. Потребность как исходная форма активности живых организмов. Основные этапы формирования и развития потребности.  
  37. Мотивы деятельности. Механизмы образования мотивов.  
  38. Мотивационная сфера личности.  
  39. Этапы формирования мотивов.  
  40. Внешняя и внутренняя деятельность.  
  41. Развитие деятельности в онтогенезе.  
  42. Понятие о психомоторике.  
Уметь, Владеть  
  1. Определите, к какой группе психических явлений - психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям - относятся каждое явление, описанное ниже. Дополните каждую группу ещё двумя своими примерами: утомление, выдержка, воображение, ярость, любовь к Родине, преодоление усталости, запоминание, активность во время урока, эмоциональная неустойчивость, страх, трусость, борьба мотивов.  
  2. Требования к организации психологических исследований. Этапы психологического исследования.  
  3. Организационные методы психологии.  
  4. Эмпирические методы психологии.  
  5. Требования к дневнику наблюдений.  
  6. Психологический эксперимент. Виды эксперимента.  
  7. Методы обработки данных: количественный и качественный методы.  
  8. Методы психологической коррекции.  
  9. Определите форму поведения животных в приведенном примере: Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием.  
  10. Определите форму поведения животных в приведенном примере: Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей.  
  11. Определите форму поведения животных в приведенном примере: По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка секса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку.  
  12. Проанализируйте примеры. В какой форме подавленные влечения просачиваются в сознание: - «Заседание закрыто…Ах, простите…Заседание открыто» - объявляет председатель. - Молодая женщина утверждает, что она ненавидит мужчин. Между тем по ночам ее часто посещают одни и те же кошмары: ее преследуют волосатые мужчины, от которых она не может убежать либо потому, что повредила ногу, либо потому, что упала… Только внезапное пробуждение дает ей возможность выйти из затруднительного положения. - Мальчик говорит, что он «обожает» свою младшую сестренку. Однако каждую ночь его застают у изголовья кроватки девочки: он наблюдает за ней и прислушивается к ее дыханию… а не умрет ли она во сне?  
  13. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека? - Дождевой червь уползает с освещённого места. - Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже». - В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека. - Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей.  
  14. Определите, в каких случаях говорится о деятельности. По каким признакам вы это установили? - Ученик обдумывает решение задачи. - Монах молится, перебирая чётки. - Отец, лёжа на диване, читает газету. - Каждый вечер спортсмен пробегает 3 километра. - Дети играют в хоккей. - Пенсионер гуляет по парку. - Старушки на лавочке обсуждают молодёжь. - Мальчик вывел собаку на прогулку. - Ребёнок трёх лет стучит ложкой по столу.  
  15. Вспомните недавно выполненную деятельность: выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации  
  16. С позиции теории уровней построения движений Н.А. Бернштейна проведите анализ следующих видов движений: завязывание узла, изображение окружности на доске, перелистывание страниц, написание буквы алфавита по образцу, забивание гвоздя, чистка картофеля, поливка цветка, бритье, чистка зубов, дрожание от холода, отдергивание руки от горячего утюга.   Повышенный уровень
Вопросы для проверки уровня обученности
Знать 1. Происхождение слова «психология»  
  2. Роль и место психологии в системе естественных и общественных наук.  
  3. Природа и механизмы психических явлений.  
  4. Место психологии в системе наук.  
  5. Связь методов психологии с методами других наук  
  6. Анимизм как исторически первое учение о душе.  
  7. Возникновение интроспекции как основного метода психологических исследований  
  8. Концепция механицизма.  
  9. Программа построения психологии как самостоятельной науки  
  10. Исторический смысл психологического кризиса  
  11. Современное состояние и тенденции развития психологии в России.  
  12. Формы отражения в неживой и живой природе  
  13. Модель концептуальной рефлекторной дуги по Е.Н. Соколову  
  14. Теория системной и динамической локализации ВПФ Л.С. Выготского – А.Р. Лурия.  
  15. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики животных.  
  16. Основные виды научения  
  17. Структура инстинктивного поведения.  
  18. Внутренний мир и состояния сознания  
  19. Взаимодействие сознания и подсознания  
  20. Основные предпосылки возникновения человеческого сознания.  
  21. Противоборство «биологического» и «идеального» подходов к решению проблемы происхождения сознания человека.  
  22. Проблема измененных состояний сознания.  
  23. Л.С. Выготский о проблеме периодизаций психического развития.  
  24. Соотношение сознания и неосознаваемых психических процессов.  
  25. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований  
  26. Значение теории 3. Фрейда для лечения невротических симптомов.  
  27. Соотношение сознательных и надсознательных процессов.  
  28. Факторы эффективности деятельности.  
    29. Специфика человеческой деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных.  
  30. Макроэлементы (компоненты) деятельности и их взаимосвязь  
  31. Разработка и развитие теории деятельности в трудах отечественных ученых.  
  32. Иерархия потребностей А. Маслоу.  
  33. Классификация мотивов А.Н. Леонтьева.  
  34. Виды мотивационных состояний.  
  35. «Укороченная» мотивация  
  36. Процессы интериоризации и экстериоризации.  
  37. Биологические основы развития деятельности в онтогенезе.  
  38. Физиология движений и физиология активности  
  39. Факторы, влияющие на ход выполнения движения.  
  40. Значение учения Н.А. Бернштейна для формирования психологической науки.  
  41. Механизмы и стадии формирования двигательного навыка  
  42. Принцип реактивности. Произвольные акты.  
Уметь, Владеть  
  1. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.  
  2. Принципы организации научного исследования в психологии и конфликтологии.  
  3. Научные исследования и связанные с ними артефакты  
  4. Типичные ошибки при ведении дневниковых записей.  
  5. Близнецовый метод.  
  6. Вербально-коммуникативные методы  
  7. Основные элементы экспериментального метода. Виды переменных в эксперименте.  
  8. Интерпретационные методы.  
  9. Методы психотерапевтического воздействия.  
  10. Сравнение учений о душе Платона и Аристотеля.  
  11. Определите форму поведения животных в приведенном примере: В заповеднике Аскания-Нова были проведены наблюдения над птенцами страуса. Один пробил отверстие в скорлупке и выглядывал из яйца, другой только что освободился от скорлупы и поднялся на ножки. Как только вблизи раздавался шум, первый страусёнок замирал в своей скорлупке, а второй - припадал к земле и переставал шевелиться.  
  12. Определите форму поведения животных в приведенном примере: У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба, не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов.  
  13. Определите форму поведения животных в приведенном примере: Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.  
  14. Общие правила применения медитативных техник.  
  15. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки? - Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо». - Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти. - В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.  
  16. Из приведённых ниже признаков выберите те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд. - деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий; - условие проявления всех психических реакций; - деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей; - деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий; - деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения  
  17. Методы выявления бессознательных аффективных комплексов.  
  18. Механизмы психологической защиты личности  
  19. Методы исследования психомоторики.  
  20. Приведите 2-3 примера, иллюстрирующих участие всех пяти выделенных Н.А. Бернштейном уровней движения. Покажите, в каких условиях движение будет «спускаться» или «подниматься» по уровням.  
           

 

 
             

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Математична модель




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.