Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественная журнальная периодика первой половины 19в.






Особенностью издания газет этого времени является наличие государственных, арендных и частных изданий. Журнальная периодика: журналы, как правило, издавались частными лицами. В начале XIX в. возникло много новых изданий – около 70. Тиражи их были невелики – от 600 до 1000 экземпляров. Нередко они перекупались или сдавались в аренду. Это объясняется особенностями российского законодательства, запрещавшего после восстания декабристов создавать новые периодические издания. Вот и приходилось энтузиастам журналистики искать хиреющие издания, находящиеся под угрозой прекращения выхода, и приобретать право на их издание у бывших владельцев. Но этот процесс характерен для 30-50 гг. Наиболее уважаемым и авторитетным изданием начала века был журнал “Вестник Европы”.

“Вестник Европы” (1802-1830). Этот журнал сыграл значительную роль в развитии отечественной журналистики. Это тоже европейский тип издания – профессионально сделанный журнал. Его первый издатель И.Попов пригласил Н.М.Карамзина на должность редактора. Здесь печатали и переводы, и художественные произведения русских писателей и поэтов – Г.Державина, М.Хераскова, И.Дмитриева, В.Пушкина, В.Жуковского. Публиковал Карамзин и свои сочинения. В целом же журнал пропагандировал и защищал сентиментализм. В “Вестнике Европы” дебютировали молодые поэты Пушкин, Грибоедов, Пущин, Дельвиг и другие.

Пушкин на протяжении долгого времени мечтал о создании в Петербурге оперативного печатного органа, поручил все хлопоты Дельвингу. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер. «Литературная газета» выходила один раз в пять дней, на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. «Цель сей газеты – знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы европейской, и в особенности российской», – заявляла редакция, подчеркивая литературный характер газеты и ее ориентацию преимущественно на просвещенного («образованного») читателя. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного, который, помимо технической работы, занимался переводами и научных статей. Почти все участники «Литературной газеты» в свое время находились в более или менее тесных связях с декабристами, поэтому «Литературная газета» воспринималась современниками и правительством как орган политической оппозиции правительству. В 1831 г. «Литературная газета» лишилась ведущих сотрудников, которые давали ей жизнь и движение: Дельвиг умер в январе 1831 г., Пушкин и Вяземский потеряли интерес к газете, столь сильно зажатой цензурой, и перестали в ней печататься. Сомов, боясь цензуры, начал заполнять страницы «бесцветными» произведениями молодых литераторов. Тираж газеты падал с каждым месяцем, и когда он дошел до ста экземпляров, в конце июня 1831 г. Сомов прекратил ее издание.

«Совреме́ нник» — российский журнал, выходивший в 1836—1866 годах. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год.

Журналы карамзинистов “Московский меркурий” (1803) П.Макарова, “Патриот” (1804) В.Измайлова, “Журнал для милых” (1804) М.Макарова и журналы князя Шаликова продолжали традиции Карамзина в журналистике, защищали сентиментализм и старались угодить своим читательницам, ибо адресовались в основном дамской аудитории.

 

В 40-50 Возникает литературное направление критического реализма. Для России пути развития и решения острых социальных и политических вопросов разделяются. Одни видят выход в реформах западного типа, другие проповедуют теорию “официальной народности”. Возникают идеологические течения: “Официальные народники” (М.П.Погодин, С.П.Шевырев), “западники” (В.Н.Боткон, Т.Н.Грановский), “славянофилы” (И.В. и П.В.Киреевские, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков), “революционные демократы” (В.Г.Белинский, А.И.Герцен).

Издания “славянофилов”: “Московский наблюдатель” - научно-литературный журнал славянофильского направления. Здесь печатались Киреевский, Языков, К.Аксаков. Они отстаивали идею самобытности России, идеализировали старину, патриархальную гармонию отношений бояр и народа, русскую общинность, начала народовластия. Но этот журнал вскоре сменил свое направление из-за смены редактора и с приходом туда Белинского. Затем центр славянофильской журналистской пропаганды переходит в журнал “Москвитянин”, который создавался как консервативное славянофильское издание.

Издания “западников”: “Отечественные записки”. Журнал был основан в 1818 г. Свиньиным. В нем публиковались статьи на исторические и географические темы, а также сообщения о быте и нравах русского народа, который благоденствует под властью царя, церкви и дворянства. Журнал особого успеха не имел. В 1831 г. перестал выходить. “Современник”.

44. Типологическая характеристика газетно-жрунальной периодики России второй половины XIX века: направления, типология изданий, круг авторов. Развитие провинциальной журналистики.

Вторая половина XIX в. в России характеризуется бурным развитием капитализма. Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свой полукрепостнический характер, дала известный толчок развитию производительных сил. С отменой крепостного права в стране успешно начала развиваться промышленность, увеличилась добыча угля и железа, развернулось железнодорожное строительство, вырос товарооборот, наметилась концентрация капиталов, стали расти города. Под напором товарно-денежных отношений натуральное крестьянское хозяйство превращалось в мелкотоварное.

Во второй половине XIX века в России происходят важнейшие процессы, модернизация. Жизнь стала иной, иными стали требования к издателям и редакторам. Многие современники отмечали новый фактор - коммерциализацию прессы, т.е. постепенный приход на смену идейным органам печати (имевшим своей основной целью воспитание общества), прессы, рассчитанной прежде всего или в значительной степени на коммерческий успех.

Появился новый тип читателя - массовый читатель: ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа и значения частных газет. Это было узаконено в 1865 г. во “Временных правилах о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов.Итак, массовый читатель, начинающий приобщаться к чтению - мощный фактор, влияющий на развитие прессы. Вторая сторона процесса - появление новых материальных, технических возможностей в газетно-журнальном производстве, возможностей издавать газету каждый день и большим тиражом: чем больше тираж, тем меньше издержки.

- Успешно действовали Русское, Северное и Международное телеграфный агентства (владельцы – Краевский, Нортович, Трубников, Суворин).

- Среди столичных изданий в 70-е гг. выделяется группа газет либерально-буржуазного типа («СПБ ведомости», «Русские ведомости» и «Голос»).

- Важное место в публицистике начинают занимать публикации на религиозно-нравственную тему. Об этом пишут Достоевский, Вл.Соловьев, Розанов и другие.

-Растет количество издаваемых ежедневных газет.

Как и раньше, все периодические издания делятся на три направления: - консервативно-монархическое (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); - либерально-буржуазное (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); -демократическое (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первые на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Среди них было немало юмористических, театральных, спортивных и иллюстрированных еженедельников, которые вовсе не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения. Лучшим среди них был журнал “Отечественные записки”. Так же продолжают свое существование и развитие, Славянофильские газеты - “День” (1861), “Парус” (1859), “Москва”, “Москвич” (1867-1868) высказывались за необходимость освобождения крестьян с землей на основе общинного устройства и круговой поруки за выкуп. Но их издания, особенно журналы “Сельское благоустройство” и “Русская беседа” успехом и спросом не пользовались и скоро закрылись. Так же можно выделить еще одно направление - “Почвеннические” издания отстаивали идею необходимость осознания себя народом, консолидации на основе русской идеи, придание нации новой формы, взятой из нашей родной русской почвы. Причем под народом подразумевалось не только крестьянство, но и купечество. Это, например, журнал “Время”.

Консервативно-монархическое издания:

«Московские ведомости» Каткова – одно из наиболее влиятельных монархических газет. Газета выступала за крепкую государственную власть, критиковала марксизм и осуждала рабочее движение. «Московские Ведомости» получали в присутствиях и общественных учреждениях, дворянство и избранное купечество. Катков выступал против рабочего движения, все время подстрекал правительство к расправе с демократическим движением в стране. После смерти Каткова газета перестает играть активную политическую роль в русской жизни.

«Новое время» Суворина. Ежедневная авторитетная газета монархического направления. Стала популярной в 70-е гг. в связи с событиями русско-турецкой войны. В ней печатались подробные сводки с театра военных действий, оперативная и разнообразная информация, которая оригинально подавалась читателю. Многочисленное офицерство было привлечено к изданию быстрой и разнообразной информацией. Газета позволяла себе критиковать военное руководство, администрацию. Нередко на ее страницах поднимались острые нравственные вопросы. Печаталась хорошая беллетристика. В конце 70 – реакционнейший орган, который стал защищать интересы дворянства. Закрыта была в 1917 г.

Либерально-буржуазные газеты:

“Биржевые ведомости”, “Голос”, “Русские ведомости”, “Санкт-Петербургские ведомости” (до 1875 г.), “Новости”. Эти издания обзаводились собственными корреспондентами в различных уголках страны и за рубежом, создавали собственные типографии, внедряли технические новшества. Стала выходить почтовая газета “Северная почта”, которая отличалась большой скованностью и осторожностью суждений.

“Русский вестник” (1856) – либерально-консервативное издание М.Н.Каткова. В канун реформ он выступал за отмену крепостного права, но при сохранении царской власти и господствующего положения дворян-помещиков. Журнал активно выступает против демократов, в частности, против Герцена и Чернышевского. Издание имеет ярко выраженную патриотическую и государственную направленность – на его страницах критикуются все антирусские действия и намерения иностранных государств. Отстаивает интересы России и российского государства. С журналом сотрудничали многие крупные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Л.Толстой, Достоевский, Крестовский ученые Вл.Соловьев, Н.Тихонравов, Ф.Буслаев. Это было авторитетное проправительственное издание, пользовавшееся вниманием читающей публики. Издавалось 50 лет и было закрыто после смерти М.Каткова.

“Вестник Европы” (1866-1918) – один из авторитетных и долговечных журналов России второй половины XIX в. Редактор – М.Стасюлевич, бывший профессор истории Петербургского университета. Историческое издание, ежеквартальное. С 1868 г. – ежемесячное. Первая часть отдавалась беллетристике и очеркам научного характера, вторая часть называлась “Хроника” и содержала внутренние и иностранные сообщения, литературные обозрения, библиографию. В этом журнале одно время печатался В.Стасов. В беллетристическом отделе печатались Салтыков-Щедрин, Гончаров, Тургенев, Островский, Мамин-Сибиряк и другие известные писатели. Немало произведений западных авторов было опубликовано на его страницах – например, Эмиля Золя. Поэзия была представлена стихами Фета, Плещеева, Апухтина, Полонского, а также декадентов Гиппиус, Минского. Печатались философские статьи Вл.Соловьева, мемуары Панаева, Анненкова, Буслаева, Гончарова, Софьи Ковалевской. В отделе науки выступали со статьями крупнейшие естествоиспытатели И.Сеченов, И.Мечников, А Бекетов. В своих выступлениях журнал ставит важнейшие вопросы современности, требующие скорейшего разрешения: крестьянский, финансовый, судебный, земский. Реформа школы, администрации. Одновременно он выступает против революционных методов борьбы, называет русских социалистов-революционеров врагами мирного процесса, “политическими убийцами”. Журнал был закрыт большевиками в 1918 г.

Демократические издания:

Прежде всего журналы “Современник” и “Русское слово”.

“Современник” – после “мрачного семилетия” журнал, редактируемый Некрасовым, заметно оживился. Здесь стали печататься И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой. Появляется на его страницах юмористический раздел “Ералаш” – и в нем афоризмы и сентенции пародийного персонажа Козьмы Пруткова. В средине 50-х с журналом начинает сотрудничать как литературный критик и публицист Н.Г.Чернышевский. Он возрождает принципы Белинского, вступает в полемику с представителями дворянской этики и либеральными беллетристами. Это приводит к демократизации издания. В 1858 г. в журнал приходит работать Н.А.Добролюбов. Это усиливает демократические перемены в “Современнике”. В журнале открывается отдел “Политика”. От обсуждения крестьянской реформы “Современник” переходит к революционной пропаганде идей крестьянского восстания, к утверждению, что крестьянская реформа обернулась обманом народа, и его интересы не будут в ее ходе удовлетворены. Здесь разоблачаются помещики-крепостники и одновременно критикуются либералы-соглашатели, которые своей политикой могут свести на нет все усилия демократических сил. Главный жанр публицистики, в том числе и революционные, по-прежнему литературная критика. Добролюбов в своих известных статьях о пьесах А.Н.Островского, романе И.А.Гончарова и других поднимает острые социальные и политические вопросы, например. Осуждает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, убеждает читателей в осво-бодительной силе народа. Он анализирует опыт революционной борьбы западной Европы и приходит к выводу, что и Россия неизбежно пойдет тем же путем. Популярность “Современника” в эти годы была огромна, тираж доходил до 6-7 тысяч экземпляров.

“Русское слово” (1859-1866) – это было научно-популярное издание, отражавшее взгляды разночинной интеллигенции. В 1860 г. его редактором стал Г.Е.Благосветлов. В журнале были отделы науки и художественной литературы, критики и библиографии. На его страницах выступали Д.Писарев, П.Лавров, А.Щапов и другие представители демократической публицистики. Публицистическая направленность издания подчеркивается преобладанием статей по истории, философии, экономике, литературе в его содержании.

В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. Первоначально им монопольно владели 13 хозяев, которые получали от полиции 176 нагрудных блях для своих торговцев.

Частные провинциальные газеты

Толчком к развитию газетного дела в провинции послужило создание в 1838 г. при губернских правлениях печатного органа «Ведомости». Губернские «Ведомости» состояли из двух частей: официальной и неофициальной. В первой части помещались различные распоряжения, сведения о награжденных орденами и произведенных в чины, казенные объявления. В неофициальной части нередко печатались краеведческие материалы – статьи по истории, географии и этнографии данной губернии, художественные произведения местных авторов. Как правило, наиболее интересными и живыми были «Ведомости», в которых сотрудничали политические ссыльные. Так, например, Герцен, сосланный во Владимир, с января 1838 г. по июль 1839 г. редактировал неофициальную часть «Владимирских губернских ведомостей» и поместил в ней несколько своих статей и заметок.

Губернские ведомости, будучи первым массовым явлением в провинциальной журналистике, тем не менее не обладали типологической спецификой и копировали уже имеющийся опыт столичной правительственной прессы. Ведущим типообразующим признаком губернских ведомостей следует считать утвержденную правительством для этого типа изданий программу, характеризующуюся достаточной широтой.

Практически в каждой губернии издавалась своя газета. Отсюда можно выделить такие частные провинциальные газеты, как “Черниговский листок”, “Волга”, “Воронежский листок”, “Киевский курьер”, “Сибирский вестник”, “Амур”. Эти издания удовлетворяли требованиям купечества в торговой информации, объявлениях и рекламе. Это были газеты, возникшие из скромных ярмарочных листков. И это не случайно. В провинции было трудно получить право на издание частных газет, но гораздо легче – на издание.

“Народная газета” была одной из первых российских газет для народа. Она писала о крестьянской реформе, стараясь внушить читателям идею необходимости подчинения власти, общности интересов всех слоев общества. Эта газета одной из первых стала продаваться отдельными номерами.

В целом, система периодической печати конца XIX в. была хорошо сформирована. Есть уже массовые и качественные издания, общественно-политические и специализированные. Большинство ежедневных газет свою главную задачу видят в максимально возможном достоверном информировании читателей о событиях внутренней и международной жизни. Среди ведущих газет – “Новое время”, “Русский курьер”, “Свет”, “Новости дня”, “Русское слово”, “Русский листок”, “Россия”. Издается правительственная народная газета “Сельский вестник”. Газета “Московские ведомости” продолжает оставаться в числе популярных. Улучшается полиграфическое оформление газет. Частные объявления, реклама и справки становятся постоянным содержанием в газетах и приносят им значительные доходы. Газетно-журнальные объединения создаются на базе преуспевающих газет. В издательское дело вкладывается частный капитал, открываются побочные производственные отделения, создаются агентства по распространению печати. Растет конкуренция. Издание многих газет и журналов становится выгодным коммерческим предприятием. В условиях конкурентной борьбы за читателя, коммерческими издания начинают публиковать криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы. Они становятся весьма популярными жанрами газет и журналов. Конец века в России – это равнозначное сосуществование газет и журналов в системе СМИ, что говорит о вполне хорошо сформированном и насыщенном информационном рынке. Главный изъян российского информационного поля – отсутствие свободы печати и других политических свобод.

45. Эволюция отечественной журналистики начала XX Века в контексте изменения цензурного законодательства. Культурно-литературные и политические феномены «серебряного века» и Первой мировой войны.

Русская легальная печать начала ХХ в. была весьма разнообразной. По статистике в 1900 г. в России выходило 125 общественно-политических газет. Но среди них не было ни одной партийной газеты.

Рост значения ежедневных газет, и увеличивающаяся потребность в оперативной информации ведет к развитию телеграфных агентствах, а также к созданию агентства по распространению печати, появлению посреднических контор объявлений. Спрос на свежую информацию рождает разделение изданий на утренние и вечерние газеты. Начало века – это появление и активная деятельность легальной и нелегальной социал-демократической печати - экономистов (“Рабочая мысль”), меньшевиков (“Социал-демократ”, “Начало”, “Народная дума”), большевистской “Искры”.

На начало века – 1903 г. – пришлось празднование 200-летие русской печати. В связи с торжествами либеральные газетчики развернули кампанию по борьбе за свободу слова. Они подавали просьбы и петиции, но из этого ничего не вышло. По-прежнему судьбу издателей и их изданий решало совещание из четырех министров. А провинциальная печать продолжала оставаться подцензурной.

в 1902-1903 гг. был образован ряд провинциальных цензурных комитетов в Саратове, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Екатеринославе, Томске и других крупных городах. Часть особо благонадежных провинциальных изданий освобождается от предварительной цензуры.. По-прежнему ряд острых тем были запретными для печати, и в первую очередь освещение рабочего движения. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить свой контроль над прессой. Лишь революционные выступления народа 1905 г. вынудили правительство пойти на уступки. Была отменена предварительная цензура политических газет, появились первые легальный партийные политические газеты, в частности, эсеровские и социал-демократические, а также журналы “легального марксизма”. Среди либеральных изданий заметное место занимает журнал “Русское богатство”, а также “Вестник Европы”.

Периодическая печать в годы первой русской революции. Главным событием этого времени был Манифест от 17 октября 1905 г. Он провозглашал гражданские права и политические свободы, тем самым давал развитие многопартийной прессе. Вскоре была фактически отменена цензура, но восстанавливался порядок ответственности журналистов по суду за преступления в области печати. Их можно было оштрафовать, арестовать на срок до трех месяцев, заключить в тюрьму на срок до полутора лет, сослать на поселение. За Главным управлением по делам печати МВД и полиции оставалось и право конфискации тиражей, приостановки изданий, закрытия типографий. С 1906 г. этот указ стал действовать весьма сурово. Власти стали использовать и субсидии правительственным и консервативным издания как средство их поощрения.

в России появляется партийная печать. Кадеты (конституционные демократы) издают газету “Народная свобода”, “Речь”, “Товарищ”, вечернюю газету “Дума”, в Москве – “Народное дело”, “Народный путь”. Социал-демократы (большевики) начинают выпускать первую свою легальную газету “Новая жизнь”, газету “Борьба”. У меньшевиков выходят газеты “Начало” и “Московская газета”.Эсеры (социал-революционеры) сначала использовали газету “Сын Отечества”, а затем организовали свои издания – газеты “Голос” и “Дело народа”. Анархисты выражали свои мысли в газете “Анархия”.Каждая партия, даже небольшая могла иметь свои печатные органы.

Сатирические журналы – характерная особенность этого периода. Их выходило более сотни не только в столицах, но и в провинции. Они были наполнены политической сатирой, были радикальны, придерживались разных партийных взглядов, но просуществовали недолго. “Пулемет”, “Жало”, “Топор”, “Зритель”, “Жупел”, “Бич” и другие. В этих журналах печатались известные фельетонисты Н.Тэффи, О.Дымов, В.Потемкин, а также выдающиеся литераторы И.Бунин, А.Куприн, К.Чуковский, М.Горький. Самый заметный из таких журналов – “Сатирикон” (1910). Редактором которого был А.Аверченко.

Эротические издания тоже впервые вышли в 1905 г.

Поражение первой русской революции привело к ужесточению условий выпуска газет и журналов. Часть из них закрылась, многие партийные газеты стали вновь издаваться за границей или нелегально. Многие литераторы и журналисты вновь перешли от острых политических тем к религиозно-нравственным и философским размышлениям и поискам.

Создаются и массовые буржуазные газеты для городского населения: “Газета-копейка” (1908-1918) в Петербурге, “Газета-копейка” (1909-1918) в Москве. Они были очень дешевы (стоили копейку, в отличие от 5 копеек за другие газеты) и давали подписчикам несколько приложений, содержали рекламу, объявления, развлекательный материал. Издания хорошо раскупались. Тиражи исчислялись несколькими сотнями тысяч экземпляров. Эти газеты оборудовали собственную типографию с новейшим полиграфическим оборудованием, которое позволяло оперативно печатать необходимое количество экземпляров.

Легальные большевистские газеты. Развитие массовой печати для народа и появившаяся у людей привычка читать газеты позволили политическим партиям, в том числе и большевистской. более активно использовать печатное слово в своей работе. Они создают собственные легальные издания. Большевики в 1911 г. начинают издавать газету “Звезда” (1910-1912), а в 1912 г. – “Правда”, которая с перерывами выходила вплоть до 1917 г. Идейным вдохновителем и руководителем газеты был В.И.Ленин. Она была адресована рабочим и обсуждала важнейшие проблемы жизни рабочих, ход выборов в Думу. Газета поддерживала и вдохновляла стачечную борьбу рабочих. Активизировала их выступления за экономические и политические перемены. Здесь обсуждалась руководящая роль пролетариата в грядущей борьбе за переустройство общества, писалось о классах и их неравнозначной роли в современном обществе. Газета издавалась на деньги, поступавшие от рабочих в виде пожертвований. По цензурным соображениям ее издание не раз прекращалось. Но ее начинали выпускать вновь под похожими названиями: “Рабочая правда”, “Правда труда”, “За правду”, “Путь правды”, “Трудовая правда”. Но накануне Первой мировой войны она все-таки была закрыта цензурой. В 1913 г., последнем мирном году для журналистики в стране выходило в свет более 3000 изданий периодической печати.

«Феномены» серебряного века

Традиционно развитие русской литературы было тесно связано с журналистикой, особенно с толстыми журналами. Н.К. Михайловский писал, что «история новейшей русской литературы может быть сведена на историю журналистики». На журнальных страницах появлялись новые произведения писателей, обзоры ведущих критиков помогали понять не только особенности развития литературы, но и своеобразие общественного и культурного развития страны.

Однако ни известные критики, ни журналисты, ни более или менее широкий круг читателей на протяжении почти 10 лет не признавали «нового» искусства. Его представителей не печатали в журналах, они оставались в глазах общества непонятными бунтарями, ниспровергателями основ. В конце XIX в. и сами модернисты, отойдя от первоначальной позы бунтарей-декадентов, эпатирующих общество, ощутили необходимость полнее и подробнее объяснить своеобразие возникших художественных школ. Манифесты, выпущенные в виде брошюры или сборника, лишь декларировали появление нового и показывали образцы. Детальная разработка программ и эстетических основ была возможна только на журнальных страницах, однако редакции солидных журналов «бунтарей» не печатали.

Одним из первых толстых изданий, допустивших на свои страницы символистов, был «Северный вестник» Л.Я. Гуревич. Но как оказалось, сам тип такого журнала не подходил для подробного, сделанного на должном уровне эстетического обоснования проблем искусства. Русские модернисты в основном принадлежали к высокообразованной научной и творческой интеллигенции, дети профессоров, известных художников, сами получившие достаточно серьезное образование. Для читателей журнала «обычного русского типа», даже самых образованных, все это было сложно, а главное, не всегда интересно.

• Перед русскими модернистами встала задача создания своих журналов, своих не только по содержанию, но и по типу. Опираясь на западноевропейский опыт, русские модернисты создали особый тип издания – журнал-манифест, приспособленный для разработки основ новых течений в искусстве и показа образцов нового искусства.

• Название «Мир искусства» относится к таким явлениям культурной жизни России рубежа XIX и XX вв., как литературно-художественный журнал и объединение художников, создавших целое направление русской живописи.

• Все началось с кружка друзей-единомышленников А.Н. Бенуа, В.Ф. Нувель, Д.В. Философов, чуть позже присоединившиеся к ним Е.Е. Лансере, А. Нурок, Л.С. Бакст, К.А. Сомов и С.П. Дягилев стали основателями и участниками первого и самого знаменитого журнала русских модернистов «Мир искусства».

• По типу это был журнал-манифест, призванный теоретически обосновать новое искусство – искусство модерна. Взгляды авторов были достаточно противоречивы, единства не существовало, однако все сходились в девизе: борьба против академизма, с одной стороны, и против искусства передвижников – с другой.

• Главной задачей журнала было знакомить своих читателей с тем, что он считал ценным в художественном отношении. Он постоянно рассказывал в статьях и показывал в репродукциях произведения художников «нового стиля». Журнал пропагандировал работы В Васнецова, И. Левитана, К. Коровина

• В 1904 г. закрылся и журнал художников. Во-первых, он не имел большой читательской аудитории, поскольку сложность и необычность журнала отпугивала неподготовленных читателей. Тираж едва превышал тысячу экземпляров. Во-вторых, и именно это явилось главной причиной закрытия, журнал-манифест не может издаваться долго: как только выяснены основополагающие вопросы, журналу надо менять тип или прекращать свое существование. Это хорошо поняли создатели «Мира искусства».

• Уйдя из «Мира искусства», петербургские символисты, главным образом Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, начали серьезно готовить свой журнал. «НОВЫЙ ПУТЬ», созданный Мережковскими и Перцовым, начал выходить в 1903 г. как орган религиозно-философских собраний, что было указано в разрешении на издание. С самого начала «Новый путь» возник как своеобразный общественный орган, пытавшийся создать иную, отличную от уже существовавших, религиозную общественность.

• В январе 1905 г. редакция сообщила о приостановке «Нового пути» и обещала высылать подписчикам новый журнал «Вопросы жизни». Это было совсем другое издание, хотя оно и заявляло, что продолжает направление «Нового пути». Центральную роль там начали играть будущие кадеты. Через год выход журнала прекратился.

• Вдохновителем и инициатором создания журнала московских символистов «Весы» стал В.Я. Брюсов. «Весы» вышли в 1904 г., когда еще продолжал издаваться «Новый путь», и поэтому необходимо было четко определить его роль в ряду символистских журналов. Это было сделано в объявлении об издании нового органа, где подчеркивалось, что «Весы» – журнал идей. Основной предмет журнала – пропаганда эстетических идей творчества вообще и творчества символистов в частности. Был продуман и тип нового издания. В обращении «К читателям» говорилось, что «Весы» желают создать первый в России критический журнал.

• Издателем и редактором журнала стал С. Поляков, но его душой был В.Я. Брюсов. В первый год журнал имел два отдела: общие статьи по вопросам искусства, науки и литературы и «Хроника литературной и художественной жизни». Самым необычным был полный отказ от отдела беллетристики. Так Брюсов реализовал свое решение: чем печатать плохую беллетристику, лучше не публиковать ее вообще.

• Брюсов предпринял рискованную попытку доказать, что возможен литературный журнал без привычного материала «для чтения». Это была редакторская ошибка поэта, и не только потому, что читатели не принимали журнала без беллетристики, но и потому, что, пропагандируя «новое» искусство, публикуя сложнейшие эстетические изыскания, журнал не давал иллюстраций к этим поискам, не печатал художественных произведений, в которых новые принципы получили бы более или менее полное воплощение. По теоретическим статьям не очень подготовленному читателю порой трудно было понять, какие особенности делают стихотворение или рассказ произведением «нового стиля».

• Эту ошибку пришлось исправлять. Через два года, столкнувшись с неуклонным падением тиража, «Весы» начали печатать беллетристику, правда, гораздо более строго, чем «Новый путь», отбирая материал для публикаций. Свою прозу давал в «Весы» и сам Брюсов, в журнале увидели свет его нашумевший роман «Огненный ангел» и некоторые повести.

• Символизм не только укрепился, стал популярным, но и, по мнению некоторых участников движения, клонился к закату. Появилось несколько других символистских журналов, да и солидные издания стали охотно печатать прежних изгоев.

• В 1910 г. сами символисты заявили о кризисе течения как литературной школы. Закончилась эпоха самого мощного и представительного течения русского литературного модерна, закончилось время символистских журналов-манифестов. На смену символизму шли новые школы, и это нашло свое отражение в истории последнего модернистского журнала «Аполлон».

• «АПОЛЛОН», как и «Золотое руно», ориентировался на «Мир искусства».Первый номер «Аполлона» вышел в ноябре 1909 г. в Петербурге. Организатором издания стал художественный критик С. Маковский, в создании «Аполлона» активно участвовал поэт И. Анненский. Среди сотрудников были как литераторы (К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов), так и художники и театральные деятели (Л. Бакст, М. Добужинский, В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский). Но по свидетельству С. Маковского, родоначальниками журнала были поэты-новаторы.

• Главная цель журнала заключалась в утверждении самоценности искусства и внимании к вопросам мастерства. «У этого Аполлона нет жрецов и не будет святилища», — писал в первом номере И. Анненский, явно намекая на богоискателей от искусства. Поэт предлагал создавать «мастерские, куда пусть свободно входит всякий, кто желает и умеет работать на Аполлона».

• Отдел беллетристики занимал около трети объема, еще одна треть отдавалась «Хронике», с 1911 г. она стала называться «Художественная хроника». В отделе «Хроника» печатались и литературные рецензии под рубриками «Письма о русской поэзии», «Заметки о русской беллетристике», «Новые книги», «Журналы». Существовал раздел «Театр», публиковавший рецензии на спектакли. Оставшаяся треть отводилась статьям по эстетике, истории живописи и театра, художественной критике. Полемика с прессой шла под рубрикой «Пчелы и осы “Аполлона”».

• После объявленного мэтрами символизма заката этого течения на смену поэтам-символистам в «Аполлон» пришли другие поэты с новыми эстетическими идеями. Плеяда молодых – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий на заседаниях «Цеха поэтов» провозглашают новое направление в искусстве – акмеизм. Новому течению нужен был свой журнал. Издаваемые «Цехом» сборники «Гиперборей» не могли завоевать широкой аудитории, и акмеисты берут в свои руки «Аполлон».«Аполлон» просуществовал дольше всех модернистских изданий (ноябрь 1909 – лето 1918 г.). Журнал не сложился как четкий тип, сначала он ориентировался на «Мир искусства», затем, подобно «Весам», стал журналом-манифестом акмеизма, а потом превратился в издание художественное.

Русская пресса в годы Первой мировой войны.

• Ужесточение по отношению к газетам в преддверие войны прежде всего привели к закрытию всех легальных большевистских изданий (они выступали против войны и призывали к поражению в ней своего правительства) и некоторые из них стали вновь издаваться за границей. Остальные же издания заняли патриотическую позицию, призывали к единению народа перед врагом, призывали вести войну до победного конца. Видные литераторы и публицисты выступали как защитники европейской культуры от немецких варваров. Издания левых партий обсуждали вопрос, как скажется война на развитии рабочего движения. Они считали победу в войне важным условием успешной освободительной борьбы и на революционном поприще. Газеты всех направлений печатали воззвания, обращения, призывы политических и общественных деятелей по поводу национальной обороны и участия в ней всего народа. С первых дней войны вводилась военная цензура, она действовала во всех прифронтовых губерниях. Причем проверке подлежали не только передаваемые с фронта журналистские материалы, но и письма граждан, телефонные разговоры и прочее. Деятельность военных корреспондентов тоже строго регулировалась. Ограничивался и доступ корреспондентов в Ставку Верховного главнокомандующего. Только 10 журналистов были аккредитованы для этой работы. Давать сведения для газет и сотрудничать с ними могли только старшие офицеры. Низшим чинам это было строжайше запрещено. Монархические издания считались цензурой наиболее благонадежными и их старались распространять в армии. Для усиления патриотических настроений были созданы новые еженедельники “Илья Муромец”, “Альбом героев войны”. Легальные левые партийные газеты – эсеровские и социал-демократические – могли возникать и выходить только в провинции. Но они быстро закрывались. Находили отражение на страницах печати и социальные проблемы военного времени: нехватка товаров и продовольствия в городах, увеличение продолжительности рабочего дня, потери родных, появление раненых и инвалидов, организация работы госпиталей, работа сестер милосердия и сбор пожертвования на нужды армии. А еще приходилось писать о военных неудачах, о неблагоприятных настроениях в армии, о других негативных явлениях. Все эти события в конечном итоге привели в феврале 1917 г. к буржуазно-демократической революции и отречению царя от престола, в результате чего власть взяло на себя Временное правительство.

46. Этапы развития Советской журналистики: политическая и литературно-культурная составляющие эпохи. Литературные журналы как феномен.

• Советская эпоха представляет собой цепочку кризисов и периодов нормализации жизни.. Идеологический партийный диктат во всех сферах жизни, в том числе и в журналистике, борьба с инакомыслием, в том числе и физическая, закрытие всех оппозиционных и частных изданий, монополизация права издания СМИ, использование СМИ и информации как инструмента политического воздействия на людей - вот главные черты советской журналистики первых лет советской власти и последующих 70 лет существования СССР.

• Ленин сформулировал принципы партийной журналистики. “Газета - не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор”. Важнейшими требованиями журналистики стали партийность периодической печати, народность, действенность, наступательный и критический характер, непримиримость к врагам революции. Газеты оказались на службе революции. Они разъясняли политику большевиков, агитировали против войны, за выход из нее любой ценой. В эти годы в журналистике появились новые жанры: дискуссионные статьи, письма-отклики, стали обычными шапки-призывы, лозунги, аншлаги. Характерной особенностью советской печати было стремление максимально вовлечь в обсуждение вопросов своих читателей, расширить их участие в печати. Первоначально это рождало дискуссии на страницах прессы, но большевистская печать жестко проводила идеи пролетарской революции и беспощадно боролась с инакомыслием. Начало гражданской войны и поляризация общества на “белых” и “красных” поставило большинство небольшевистских легальных изданий вне закона, в том числе и печать социалистических партий. В сентябре 1918 г. их осталось 50, а в 1919 г. - 3.

• Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений. В июле 1918 г. в стране уже работало 103 радиотелеграфных станции Это был наиболее оперативный канал передачи информации, в том числе и журналистской. Радиоперехваты для наших газет были часто в эти годы единственным источником зарубежной информации. Радио еще не было говорящим, но создание мощной радиопередающей станции стало важным условием для появления сети радиовещания в более поздние годы.

• Создание Российского телеграфного агентства - РОСТА. Организовано в сентябре 1918 г. для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В гражданской годы войны работники РОСТА участвовали в деятельности агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки. Плакаты, многотиражные газеты.

• в 1919 г. была создана Центропечать (позднее преобразованная в Союзпечать), которая и взяла на себя эти функции.

• Главная задача советской журналистики времен гражданской войны - борьба с контрреволюцией.

• После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. Журналист стал “подручным” партии, проводником ее политики, ее рупором. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. Это главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ вЖурналистика в условиях либерализации советского режима (1921-1927 гг.)

• Политика “военного коммунизма”, проводившаяся в годы гражданской войны, - с ее продразверсткой, комитетами бедноты, с расправами над классовыми врагами, - в мирное время оказалась неплодотворной, и для выживания новой власти ей пришлось пойти на некоторую либерализацию политической и экономической жизни. Мировой революции не произошло. И надо было решать будничные, хозяйственные задачи - выходить из кризиса. Ленин поставил перед партией и государством задачу перехода к новой экономической политике – НЭПу

• Но по многим причинам пресса оказалась не готова к освещению и пропаганде НЭПа, к выбору правильной тематики и глубины анализа происходящих перемен. По-прежнему занимались революционным славословием и повторением уже известного, не желали видеть и вникать в происходящее.

• НЭП породил частные издания (более 300), успешно конкурирующие с государственной печатью. Они были рассчитаны на деловых людей, предпринимателей, массового читателя-обывателя. Пресса развлечения, полная рекламных объявлений, “обнаженной натуры”, пошловатых карикатур и шуток, пользовалась спросом издания попытались полемизировать с партийной позицией и тут же поплатились. Никакого плюрализма политических мнений не допускалось в советской прессе и в эти годы.

• Внутрипартийная борьба (с инакомыслящими членами партии, “оппортунистами”) выплескивалась на страницы газет. Ее причиной был прежде всего террор и жестокость властей. Журналистика этого времени сильно страдала от режим диктатуры партии большевиков.

• Новые издания большевистской печати создаются в эти годы. В 1922 г. выходит “Рабочая газета” - массовое всероссийское издание. Оно делало ставку на общение с читателями, старалось получать от них как можно больше писем, которые использовала на своих страницах. У газеты появились многочисленные журналы-приложения: “Крокодил”, “Работница”, научно-популярный журнал “Хочу все знать”, детский журнал “Мурзилка”, иллюстрированный журнал “Экран”, “Листок рабкора”. Словом, пропагандистская машина не оставляла без внимания никого. Создавалось много газет и журналов на национальных языках. Организуются специализированные СМИ для крестьян, рабочих, молодежи, работников образования. В 1925 г. в стране издавлось 589 газет. Возникли новые центральные газеты - “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, военная газета “Красная звезда”. Последняя была создана специально для обсуждения и осуществления военной реформы в армии.

• Радиовещание началось в стране в ноябре 1924 г. Первая радиогазета, переданная в эфир состояла из приветствий, телеграмм РОСТА, статьи о международных событиях, московскую информацию, новости науки и техники, радиофельетон и объявления. С этого времени стала развиваться новая форма СМИ - проводное радиовещание. Первоначально эти радиопередачи создавались как радиоверсии газет: “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” на радио, “Красноармейская радиогазета”. Выход “Крестьянской радиогазеты”, содержащей много разнообразной информации, привел к формированию дифференцированного радиовещания для различных категорий слушателей. Радиопрограммы стали обретать привычные нам формы. В 1926 г. регулярно (от одного до трех раз в неделю) выходило в эфир пять радиогазет - кроме четырех перечисленных, были еще “Новости радио по радио”.

• Главлит - Главное управление по делам литературы и издательств был создан в 1922 г. для охраны государственных тайн. В годы НЭПа из-за активизации деятельности различных политических течений и проникновения их мнений в печать Главлит стал фактически органом политической цензуры на любое печатное и устное слово, в том числе и в СМИ.

• Смерть Ленина в 1924 г. привела к постепенному отказу от новой экономической политики и переходу к методам внеэкономического регулирования экономики. Кроме того смерть Ленина стала особой темой журналистских выступлений

• Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, что она принимала активное участие в формировании культа личности Сталина, что она была средством проведения жесткой партийной и государственной политики, а также инструментом расправы над теми, кто не выполнял директив партии и подчиненной ей печати, советская пресса пользовалась доверием народа, ей верили, ее призывам следовали. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг. ХХ в.

• Годы ВОВ

• В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость.

• Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны. Предпринимаемая перестройка преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати.

• В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из 39 осталось лишь 18. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др., сокращались тиражи и объемы, как центральных, так и местных газет. «Правда», издававшаяся на шести полосах, с 30 июня 1941 г. стала выходить на четырех полосах. Разовый тираж с 38, 4 уменьшился до 18 млн. экз.[9]

• В структурном развитии советской военной периодики большое значение придавалось созданию фронтовых изданий. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. Они были важнейшим средством укрепления боевой дружбы воинов Советской Армии, вставших на защиту своей многонациональной Родины, способствовали боевой выучке и овладению воинским мастерством.

• К фронтовой печати тесно примыкает подпольная и партизанская пресса, возникшая на территории, временно оккупированной врагом. Она появилась вместе с образованием подпольных партийных комитетов и партизанских соединений. В тылу у врага выходили газеты «За Советскую Украину», «За Советскую Литву», «За Советскую Молдавию» и др. В партизанском отряде Федорова издавалась газета «Коммунист», в соединении Сабурова – «Партизан Украины», в отряде Ковпака – «Красный партизан». Количество газет, выпускавшихся в подполье, непрерывно росло.

• Большая заслуга в сплочении масс на отпор врагу принадлежит тыловой печати, быстро перестроившейся к требованиям войны. Регулярно выходили центральные общеполитические газеты «Правда», «Комсомольская правда», «Труд» и др. республиканские, краевые и областные газеты. Факты свидетельствовали о том, что к лету 1943 г. заметно возросла роль районных газет в политическом и культурном воспитании трудящихся, поэтому местные органы принимали необходимые меры к тому, чтобы районные газеты стали центрами политической работы среди сельского населения.

• Мужество и героизм на фронтах Великой Отечественной войны вдохновляли на борьбу с врагом, сопротивление. С твердой верой в победу воспринимались публиковавшиеся в «Правде» и других центральных газетах вдохновенные правдивые рассказы Николая Тихонова о жизни ленинградцев[

• К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и направить ее усилия в сторону проблем хозяйственного строительства. Перед страной стояла нелегкая задача восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Однако речь идет не только о реорганизации прессы. Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы средств массовой информации. Они были связаны в первую очередь с реорганизацией их структур.

• После окончания Шаг за шагом шло восстановление сети печати.

• Особое место в структуре всей советской печати первых послевоенных лет занимала газета «Культура и жизнь». Будучи органом отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), она в условиях тоталитарного режима выполняла функции директивного органа, указания которого были обязательны для прессы и других идеологических институтов.

• Советская журналистика в условиях тоталитарного государства, став структурным звеном административно-командной системы, слепо выполняла ее волю. В своем стремлении любой ценой реализовать постановления ЦК по идеологическим вопросам она встала на путь манипулирования общественным мнением. Некоторые центральные и местные издания, и в их числе «Правда», «Культура и жизнь», «Ульяновская правда», «Уральский рабочий», «Правда Украины», «Красное знамя» (Харьков) и другие творческое обсуждение художественных проблем подменяли их субъективными оценками и администрированием. В послевоенные годы с особой остротой встал вопрос о повышении интенсивности издательской деятельности. К концу 40-х гг. ОГИЗ РСФСР был реорганизован в Главполиграфиздат. Госполитиздат практически полностью занялся изданием трудов Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В планах работы издательств «Советский писатель», «Московский рабочий», «Молодая гвардия» и других важнейшее место также занимает выпуск политической литературы.

• 15 декабря 1945 г. Московский телевизионный центр первым в Европе возобновил после войны регулярные передачи телевизионных программ с разложением изображения на 343 строки. На развитии телевидения сказывалось благотворное влияние радиовещания. Позитивную роль играл и факт их совместного существования в общих организационных рамках Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР. В середине 40-х гг. еще трудно было полностью предвидеть возможности телевидения. В ту пору предполагалось, что задачи радио и телевидения совпадают. На основе подобных суждений строилась их деятельность.

• Процесс становления телевизионной информации проходил однотипно на всех местных студиях. Со временем определилось соотношение местной и центральной телеинформации: студии сообщали новости регионального значения, комментировали общесоюзные новости и давали в программы Москвы информацию о событиях в жизни своего района, представляющих интерес для всей страны.

• Первые шаги в создании фильмов, предназначенных для показа по телевидению, были продиктованы отнюдь не высокими идеологическими или эстетическими соображениями, но простым стремлением преодолеть организационно-технические трудности «живого» вещания, прежде всего в области художественных программ. Производство первых телефильмов (возникновение термина «телефильм» относится лишь к середине 50-х годов) началось со съемки в 1951 г. кинокартины, в которой был «сфотографирован» спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше» (киностудия им. Горького, по заказу ЦСТ). Первый фильм-спектакль, в сущности, имитировал трансляцию из театра: действие шло на сцене, камера стояла в зале. Разница в том, что зал был пуст, а камера была одна, а не три, как при использовании ПТС: съемка велась кинематографическим способом, т. е. с дублями и последующим монтажом кадров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.