Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия




Первая мировая война завершилась Компьенским перемирием, заключённым 11 ноября 1918 г. Оно стало рубежом между двумя этапами развития международных отношений: с этого момента бывшие равноправные участники европейской и мировой политики Германия и Австро-Венгрия превратились из её субъектов в объекты.
18 января 1919 года открылась Парижская мирная конференция, итогом работы которой стала разработка нескольких мирных договоров, и прежде всего Версальского с Германией (подписан 28 июня 1919 г.), по образцу которого были заключены Сен-Жерменский договор с Австрией (10 сентября 1919 г.), Нёйиский с Болгарией (27 ноября 1919 г.), Трианон- ский с Венгрией (4 июня 1920 г.) и Севрский с Турцией (10 августа 1920 г.). Она приняла решение о создании Лиги Наций и одобрила её Устав, вошедший составной частью в вышеназванные мирные договоры.
Версальский мирный договор был подписан в Версале (Франция) 28 июня 1919 г. Его целью был передел мира в пользу держав- победительниц и предотвращение возможной в будущем военной угрозы со стороны Германии. По нему Германия 1) теряла часть своих владений в Европе; 2) лишалась всех своих колоний; 3) признавала отмену всех договоров с Советским правительством (в том числе и Брестского мира 1918 г.), а также обязывалась признать все договоры союзных держав с государствами, которые образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской Империи; 4) признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, Польши и Чехословакии; 5) соглашалась на демилитаризацию части левобережья Рейна и полосы правого берега шириной в 50 км, создавая так называемую Рейнскую демилитаризованную зону; 6) сокращала свои вооружённые силы 100-тыс. сухопутной армией и отменяла обязательную военную службу; 7) лишалась права иметь военный морской и воздушный флот; 8) обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий.
США заключили с Германией в августе 1921 особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций. Отказ американского Конгресса от ратификации Версальского договора фактически означал возвращение США к политике изоляционизма. Таким образом, США, превращавшиеся в сильнейшую страну мира, юридически и во многом фактически оказались вне Версальского порядка, что не могло не сказаться на перспективах международного развития.
Эти договоры стали основой послевоенной системы мирного урегулирования в Европе. Однако равновесие, зафиксированное в этих договорах, было весьма неустойчивым: в частности, много нерешённых проблем оставалось на Дальнем Востоке, где получение Японией по Версальскому договору части германских колоний вызвало недовольство США, Англии и других стран. Ещё одним подобным моментом было то, что к началу 20х годов европейские страны задолжали США более 18 млрд. долларов, что давало возможность Соединённым Штатам задуматься о новом переделе только что поделенного мира с учётом той новой роли, которую они получали в мировой политике.
Важнейшим аспектом послевоенного мирового устройства было создание Лиги Наций в целях развития международного сотрудничества и предотвращения мировых трагедий, подобных Мировой войне 1914 - 1918 годов. Главными органами Лиги Наций были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. За исключением специально оговоренных случаев, все решения, принимаемые на Ассамблее и Совете, требовали консенсуса (единогласного голосования), крайне затруднявшего принятие решений.
Государства - члены Лиги признавали, что поддержание мира требует сокращения национальных вооружений до возможно низкого уровня, который соответствовал бы национальной безопасности и международным обязательствам. План сокращения вооружений составлялся Советом и предлагался соответствующим правительствам для рассмотрения. Такие планы должны были пересматриваться каждые пять лет. Члены Лиги обязались также обмениваться «полной и честной» информацией об уровнях вооружений, военных программах и военном производстве.
Государства - члены Лиги Наций принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В случае агрессии или опасности её возникновения Совет Лиги определял средства и коллективные действия, с помощью которых выполнялись эти обязательства. Любая война или её угроза против члена Лиги или любой другой страны должны были стать предметом обсуждения всей международной организации, ради сохранения мира. В случае же развязывания войны государством - членом Лиги такие действия должны были рассматриваться остальными участниками Лиги как акт войны против всех них, и все государства должны были прекратить всякие сношения с агрессором. Совет имел право давать рекомендации правительствам заинтересованных государств о военных мерах, необходимых для реализации принципов Устава Лиги. Однако чётких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии предусмотрено не было, в документе отсутствовала даже само определение агрессии. К тому же поскольку Устав Лиги не предусматривал создание каких-либо реальных механизмов контроля за принимаемыми решениями, она фактически превращалась в представительскую организацию, которая могла лишь рассчитывать на сознательность и добрую волю своих членов. Практика доказала неэффективность подобной системы.
Устав Лиги Наций впервые устанавливал правила международного гуманитарного сотрудничества и общие стандарты трудовых отношений. Члены Лиги соглашались обеспечивать справедливые и гуманные условия труда для всех мужчин, женщин и детей как в своих собственных странах, так и во всех других странах и территориях, на которые распространяется их промышленная и коммерческая деятельность. Для контроля за соблюдением этого обязательства создавалась Международная организация труда (МОТ). Также члены Лиги обязались поддерживать и развивать сотрудничество с национальными организациями Красного Креста в интересах содействия улучшению здравоохранения, ограничению эпидемий и «облегчению страданий во всем мире».
В 1920-е годы число членов Лиги постоянно росло. Важнейшим направлением её деятельности было предотвращение межгосударственной агрессии и сохранение послевоенного устройства мира. И хотя Лиге действительно удавалось разрешать некоторые локальные споры, на серьёзный международный уровень она так и не вышла. Однако в 1930-е годы страны, пострадавшие от жестких условий Версальского мира, начали наращивать свой военный потенциал, на что ведущие государства мира должным образом не отреагировали. А поскольку Лига Наций не могла сделать больше стран-участниц, то её протесты просто игнорировались.
Неустойчивость и неэффективность послевоенного мирного урегулирования была обусловлена несколькими обстоятельствами.
Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него «выпадали» СССР и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывалась вперед по своим геополитическим и иным возможностям. Эти идеи привели к успеху французских усилий по максимальному ослаблению Германии, разделённой на части и поставленной в тяжелейшее экономическое положение. По той же причине и сама Франция не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.
Но это был старый европейский баланс при умершей старой Европе: в сущности, ни одно европейское государство не хотело уже прежнего равенства, претендуя либо на роль мирового (или европейского) центра, либо стремясь увеличить собственную значимость. Подобное европейское равновесие прежде было возможно лишь при участии Пруссии (а теперь - единой Германии) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить теперь, в условиях объединившейся Германии и изолировавшейся от европейских дел России. К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало максимальное ослабление Германии, отсрочившее конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же первоначально не приняли во внимание - тогда казалось, что участие США в европейских делах является достаточной компенсацией за уход из европейской политики России, и срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подорвал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.
Германия же стала «миной замедленного действия», заложенной под общеевропейский баланс. Стремясь максимально ослабить её, победители «перегнули палку», загнав свою недавнюю противницу в угол, из которого она должна была начать вырываться: унижение было слишком велико, «наказание» (потери по Версальскому мирному договору) казалось немцам непропорциональным «проступку» (развязыванию Первой мировой войны).
Во-вторых, фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо прежнего единого рынка территория Европы оказалась разбита на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными границами рынков: провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. К тому же экономическое разорение Германии оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.
Мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между победителями и побеждёнными государствами. Всё это в целом, с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй мировой войне.

Главные черты социально-экономического и политического развития стран Европы и США в 1924 - 1929 г. (билет 3)

После первой мировой войны страны Запада переживали период экономической и политической неустойчивости, связанной с тяжелыми последствиями войны, революциями в ряде стран, обострением социальных противоречий и ростом рабочего движения. Однако в середине 20-х годов правящие круги западных государств сумели исправить положение. 1924 - 1929 г. вошли в историю как период стабилизации западного общества. Основой стабилизации стал экономический подъем.
Были восстановлены разрушенные в годы войны хозяйственные связи. Обновлялись предприятия и транспортная сеть, происходил быстрый перелив капитала из военных в гражданские отрасли производства и бурное развитие последних. В сельском хозяйстве восстанавливались посевные площади. Города стали лучше снабжаться продовольствием и сырьем, а на селе увеличивался спрос на продукцию промышленности.
Складывались условия для предпринимательской деятельности, расширялась экономическая свобода. Если в годы войны государство создало систему контроля и регулирования производства, то сейчас в этом не было необходимости. Ликвидировались учреждения, которые в военное время распределяли государственные заказы, рабочую силу между предприятиями. Отменялась карточная система снабжения населения в тех странах, где она существовала. Все это способствовало быстрому перемещению капитала и рабочей силы в самые прибыльные отрасли, которые в наибольшей степени отвечали тогдашним потребностям населения. В результате менялась структура производства. Некоторые отрасли (например, угольная) переживали застой. Наиболее быстрыми темпами развивались новые - автомобилестроение, электротехническая, химическая, авиационная.
Важно отметить, что на структурную перестройку промышленности оказывал влияние не только спрос населения, но и новые технические возможности. Было налажено массовое производство типовых деталей и последующая сборка готового изделия. Это позволило разделить весь процесс производства на ряд простых операций, значительно ускорить его. На заводах короля американского автомобилестроения Генри Форда впервые появился конвейер, который задавал общий темп всем работающим. В результате к концу 20-х годов в мире насчитывалось уже более 30 миллионов автомобилей, из них около 26, 5 млн. - в США. Конвейерно-поточная система резко повысила производительность труда и позволила значительно удешевить стоимость единицы продукции. Это имело важные социальные последствия. Прибыли собственников предприятий возросли, что дало возможность буржуазии удовлетворить ряд требований трудящихся - ввести 8-часовой рабочий день, социальное страхование. Однако повышение производительности труда приводило и к нежелательным последствиям: к сокращению рабочих, к безработице части из них.
Экономической стабилизации способствовали укрепление кредитно-денежной системы и восстановление международных торговых связей. Большинство западных стран восстановили золотое содержание своих валют. Благодаря финансовой помощи, предоставленной Германии, укрепилась немецкая денежная единица - марка. Это позволило Германии шире включиться в международные экономические связи. Западные страны расширяли свою торговлю и с Советским Союзом, в основном закупая у него сырье.
Таким образом, к концу 20-х годов в западных странах был достигнут значительный рост промышленного производства. Его общий объем в 1929 г. почти в 1, 5 раза превысил довоенный уровень. Однако в отдельных странах промышленное производство развивалось неравномерно. Особенно высокими темпами развивалась экономика США и Франции. Свою роль сыграло то, что США не пострадали в ходе первой мировой войны, получали огромные средства в качестве процентов по займам и платежей по военным долгам. В экономике Франции использовались репарации, получаемые от Германии (платежи за ущерб, принесенный довоенными действиями). Великобритании же не удалось восстановить былую промышленную и торговую монополию. В ней индустриальное производство было налажено раньше и к этому времени устарело; требовалась его модернизация. С 1924 г. деловые круги ведущих западных стран стали выступать за расширение экономического сотрудничества с Германией. Ей были предоставлены международные займы и смягчен порядок выплаты репараций. Это позволило осуществлять структурную перестройку экономики, и в результате Германия, благодаря помощи США и Англии, в 1927 г. по важнейшим экономическим показателям обогнала Францию и Великобританию. Страны Центральной и Юго-Восточной Европы развивались медленнее, чем государства Западной Европы.
Стабилизация наблюдалась и в политической сфере. Осуществлялось дальнейшее совершенствование политической системы стран Запада. Оно проявлялось, прежде всего, в развитии буржуазной демократии, в укреплении парламентаризма. Были продолжены реформы избирательных систем (в Англии, Германии). В результате значительно увеличилось число людей, которые имели право голосовать. Расширение социального состава избирателей позволило наиболее массовым партиям получить больше мест в парламенте. Укрепились политические позиции рабочих партий. В ряде европейских стран они неоднократно приходили к власти, как правило, в союзе с левыми буржуазными партиями.
Создание коалиций буржуазных и социал-демократических партий стало новой тенденцией в политической жизни стран Запада. Такой союз помогал рабочим партиям получить места в правительстве. В Англии в 1924 и 1929 г. к власти приходили лейбористы. Во Франции после выборов 1924 г. было сформировано правительство “левого блока”. В Швеции также в 1920 -1926 г. у власти несколько раз находилось рабочее правительство. Социал-демократы входили в состав правительств Бельгии, Финляндии, Дании и других стран. Длительное время социал-демократы участвовали в правительстве Веймарской Германии, содействуя выходу страны из послевоенного кризиса. Только в США сохранялась прежняя система двух крупных буржуазных политических партий - республиканцев и демократов.
Однако развитие буржуазной демократии происходило не везде. В тех странах, где были слабы демократические традиции, где общество ориентировалось на всевластие сильной личности, устанавливались диктаторские формы правления (Италия, Германия, Испания). Здесь правящие классы оказались неспособными удержать власть методами буржуазной демократии.
Различают два типа политических диктатур. Тоталитарная характеризуется всеобщим (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни. В Италии уже в 1922 г. установилась такая диктатура, осуществляемая фашистской партией. Фашистский режим в Италии регулировал и производство, и социальные отношения. Широко пропагандируя свои идеи и используя социалистическую терминологию, фашисты в Италии (а позднее и в Германии) добились поддержки значительной части населения. Второй тип политической диктатуры - авторитарный. В государствах с авторитарным режимом власть принадлежала одному лицу - диктатору. Однако он не имел массовой поддержки и опирался, в основном, на силу, на армию. К таким странам относились Португалия, Греция, Испания, Венгрия, Литва и др.
В годы экономического подъема усиливалась роль государства в регулировании экономики. Государственное вмешательство должно было предотвратить рост безработицы, обнищания, способствовать смягчению социальных противоречий.
В ряде западных стран расширялось применение законов о 8-часовом рабочем дне, сокращались косвенные налоги. Все эти социальные реформы улучшали положение рабочих и служащих, способствовали росту их заинтересованности в результатах своего труда. Это содействовало дальнейшему развитию экономики. Только в США социальное законодательство значительно отставало от передовых европейских стран. Здесь охранялись права частного предпринимателя и ограничивалось вмешательство государства в экономику.
Стабилизация экономики и социально-политические реформы содействовали повышению жизненного уровня рабочих. Это привело к сокращению масштабов борьбы рабочего класса, изменению характера его выступлений. В 20-е годы среднегодовое количество участников забастовок в десяти развитых странах уменьшилось в 7 раз: с 7, 8 млн. человек до 1, 1 млн. Экономические выступления значительно превосходили политические. Рабочие развитых стран отказывались от революционных методов борьбы и принимали политику классового сотрудничества с буржуазией. Они связывали надежды на улучшение своего положения не с революцией, а с буржуазными реформами в рамках существующего строя.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.