Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Розничный товарооборот предприятий торговли 2.1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота






Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей, характеризующих хозяйственный процесс. Прежде всего, это относится к показателю розничного товарооборота.

Рыночные методы хозяйствования объективно привели к отказу от примата показателя товарооборота и позволили перейти к управлению торговым процессом на основе экономических регуляторов (цены, налоги и т.п.). Главной целью торговых предприятий в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Она может быть произведена:

юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и др.);

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и др.);

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары. Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:

продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическим лицам социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.); i

продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.

Розничный товарооборот учитывается в ценах фактической реализации строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов. Розничный товарооборот показывается с учетом стоимости стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращенной населением порожней стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

Товарооборот подразделяется на товарооборот розничной торговли и общественного питания.

В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения №П-1 " Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1997 г. №76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от 25 мая 1998 г. №56, от 8 декабря 1998 г. №122 и от 23 февраля 1999г. №14 в состав товарооборота розничной торговли включается: стоимость проданных населению потребительских товаров:

а) за наличный расчет;

б) по кредитным карточкам;

в) по расчетным чекам банков;

г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);

стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);

стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;

стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи), в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;

стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);

полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);

стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);

стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;

стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.

В оборот общественного питания включается стоимость проданной собственной кулинарной продукции (блюд, кулинарных изделий, полуфабрикатов), изготовленной в столовых, ресторанах, кафе и других предприятиях общественного питания; мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий и других покупных товаров без кулинарной обработки для потребления на месте. В обороте общественного питания учитывается также стоимость кулинарной продукции и покупных товаров, отпущенных на дом по заказам населения.

В состав оборота общественного питания включается также стоимость кулинарной продукции, отпущенной работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы, отдельным категориям населения (учащимся школ, пенсионерам и др.) и полностью оплаченной органами социальной защиты, отпуск питания по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической стоимости питания.

Оборот розничной торговли и оборот общественного питания учитываются в розничных ценах - фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.

В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.

Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.

Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

Iп > Iт > Iтз > Iс,

где Iп - индекс роста поступления товаров;

Iт - индекс роста объема товарооборота;

Iтз - индекс роста суммы товарных запасов;

Iс - индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

Iпр > Iт > Iфот > Iч,

где Iпр - индекс роста массы прибыли;

Iт - индекс роста объема товарооборота;

Iфот - индекс роста фонда оплаты труда; Iч - индекс роста численности работников.

Или:

Iр > Iпт > Iз,

где Iр - индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);

Iпт - индекс роста производительности труда одного работника;

Iз - индекс роста средней заработной платы одного работник


2.2. Основные направления анализа розничного товарооборота торгового предприятия

 

Анализ розничного товарооборота торгового предприятия начинается с изучения динамики его объема и оценки степени выполнения плана, если таковой имеет место.

Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, т.е. в ценах базисного года:

Тс.ц = Тф.ц / Iц,

где Тс.ц - объем товарооборота в сопоставимых ценах;

Тф.ц - объем товарооборота в фактических ценах;

Iц - индекс изменения цен.

В процессе анализа розничного товарооборота целесообразно определить его изменение, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, которое характеризуется изменением физического объема товарооборота. Для этого необходимо рассчитать индекс изменения товарооборота:

Iт = Iц ´ Iч,

где Iт - индекс изменения объема товарооборота;

Iц - индекс изменения цен;

Iч - индекс изменения физического объема товарооборота.

Приведенная формула позволяет определить, в какой мере развитие товарооборота в стоимостном выражении зависело от изменения цен, а в какой - от изменения количества реализуемых товаров.

Если на предприятии осуществляется планирование розничного товарооборота, необходимо проанализировать степень выполнения плана в целом по торговому предприятию, в разрезе отдельных структурных подразделений и рассчитать равномерность выполнения плана товарооборота по отдельным периодам времени.

Анализ розничного товарооборота следует проводить не только по общему объему, но и в разрезе отдельных товарных групп, т.е. по ассортиментной структуре. Для характеристики изменения структуры товарооборота можно воспользоваться коэффициентом абсолютных структурных сдвигов:

где Кc.c - коэффициент абсолютных структурных сдвигов товарооборота;

- удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота (%) в отчетном периоде;

- удельный вес i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в предшествующем периоде (%);

n - количество товарных групп.

На выполнение плана и динамику розничного товарооборота оказывают влияние большое число факторов, которые принято объединять в три группы:

факторы, связанные с товарными ресурсами;

факторы, связанные с численностью работников и эффективностью их труда;

факторы, связанные с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы.

Основной фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность торгового предприятия товарными ресурсами и их рациональное использование. Объем розничного товарооборота зависит от периодичности поступления и выбытия товаров, состояния товарных запасов. Эта зависимость может быть выражена формулой:

Т = Зн + П - В - Зк,

где Т - объем розничного товарооборота;

Зн - запасы товаров на начало периода;

П - поступление товаров;

В - выбытие товаров;

Зк - запасы товаров на конец периода.

Используя способ разниц или способ цепной подстановки, можно определить влияние каждого из отмеченных показателей на объем розничного товарооборота торгового предприятия.

Значительное влияние на объем розничного товарооборота оказывает обеспеченность торгового предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования.

Эта зависимость выражается формулой:

Т = П ´ Ч,

где Т - объем розничного товарооборота, руб.;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.;

П - производительность труда одного работника, руб.

Используя интегральный способ анализа, можно определить влияние данных показателей на изменение объема товарооборота:

,

где DТч, - изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, руб.;

DЧ - изменение среднесписочной численности работников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, чел.;

Пп - производительность труда одного работника с предшествующим годом, руб.;

DП - изменение производительности труда одного работника в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, руб.

п = Чн ´ DП + (DЧ ´ DП)/2,

где DТп - изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, руб.;

Чн - среднесписочная численность работников в предшествующем году, чел.

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывают состояние, развитие и эффективность использования основных фондов торгового предприятия, а также режим его работы. Объем розничного товарооборота торгового предприятия может быть определен по следующей формуле:

Т = S ´ Kсм ´ Д ´ Вs,

где Т - объем розничного товарооборота, руб.;

S - площадь торгового зала предприятия, м2;

Ксм - коэффициент сменности работы предприятия;

Д - количество дней работы предприятия;

Вs - товарооборот на 1 м2 площади торгового зала в смену, руб.

Последовательно заменяя в приведенной формуле показатели предшествующего года на данные отчетного года и вычитая из полученного результата предыдущий, можно определить влияние на объем товарооборота изменения факторов, связанных с эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы. Этот способ расчета называется методом цепной подстановки.

Аналитическая работа завершается составлением плана мероприятий по использованию выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота торгового предприятия.


3.3. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы торгового предприятия

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия, особенно нового, целесообразно начинать с определения минимального объема товарооборота, который обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие несет определенные расходы, которые в практике экономического анализа принято подразделять на:

постоянные затраты, сумма которых остается неизменной в течение длительного периода времени (аренда, амортизация, расходы на содержание зданий, помещений, сооружений, коммунальные расходы и т.д.). Для покрытия этих расходов предприятие должно осуществлять торговую деятельность, т.е. осуществлять реализацию товаров;

переменные расходы, т.е. затраты, связанные с покупкой товаров, их транспортировкой, хранением, подработкой, подсортировкой, упаковкой, реализацией. Предполагается, что переменные расходы развиваются в том же направлении и с теми же темпами, что и объем товарооборота.

Однако темп изменения совокупных затрат в связи с включением в них не только переменных, но и постоянных расходов будет отклоняться от темпа изменения объема товарооборота. В результате объем товарооборота в своей критической точке позволяет покрыть не только постоянные, но и переменные затраты. При этом минимально необходимый объем товарооборота позволяет обеспечить предприятию только безубыточную работу.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли. Таким образом, имеем:

Тр.ц = Тп.ц + ТН,

где Тр.ц - объем товарооборота по розничным ценам, руб.;

Тп.ц - объем товарооборота по покупным ценам, руб.;

ТН - сумма торговых надбавок, руб.

В свою очередь:

ТН = ИО + П,

где П - сумма прибыли, руб.;

ИО - сумма издержек обращения, руб.

ИО = ИОпер + ИОпост,

где ИОпер - сумма переменных издержек обращения, руб.;

ИОпост- сумма постоянных издержек обращения, руб.

Тогда:

Тр.ц = Тп.ц + ИОпер +ИОпост, + П.

Но поскольку минимально необходимый объем розничного товарооборота позволяет покрыть только затраты и не обеспечивает получение прибыли, то формула определения критического объема товарооборота будет иметь вид:

= Тп.ц + ИОпер +ИОпост.

где - критический объем товарооборота по розничным ценам, руб.

Товарооборот по покупным ценам представляет собой объем закупленных товаров в стоимостном выражении или затраты торгового предприятия на покупку товаров. Величина этих затрат носит переменный характер, поэтому объем критического товарооборота можно представить следующим образом:

= Зпер + ИОпост,

где Зпер - переменные затраты.

Разделив полученное равенство на объем критического товарооборота, получаем:

Обозначив:

Зпер / = Д - доля переменных затрат в розничном товарообороте, принимаемом за 1, получаем:

,

отсюда:

.

Определив минимальный критический объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, переходят к расчету возможного объема товарооборота на планируемый год.

2.3. Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Одной из важных задач планирования товарооборота является определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп. В условиях, когда торговые предприятия самостоятельно устанавливают размеры торговых надбавок на товары при различной издержкоемкости их реализации, регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли.

В настоящее время используются следующие методы планирования структуры товарооборота торгового предприятия:

1) экономико-статистический;

2) основанный на расчете коэффициентов эластичности;

3) экономико-математического моделирования;

4) поэтапный.

Суть экономико-статистического метода планирования структуры товарооборота основывается на сглаживании удельных весов реализации отдельных товаров в общем объеме товарооборота торгового предприятия за ряд лет. Методика расчетов аналогична методике планирования объема товарооборота торгового предприятия с помощью экономико-статистического метода.

Для планирования структуры товарооборота торгового предприятия может быть использован метод, основанный на расчете коэффициентов эластичности, отражающих изменение оборота по отдельным товарам в зависимости от изменения общего объема товарооборота торгового предприятия:

,

где Э i - коэффициент эластичности по i-му товару, %;

- прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;

- прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. Причем, чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.

Прирост товарооборота по товарным группам в планируемом году по сравнению с отчетным годом определяется путем умножения коэффициентов эластичности (Э i) на прирост объема товарооборота в целом по торговому предприятию:

.

Расчетное значение товарооборота по i-й товарной группе на планируемый год составит:

,

где – товарооборот i-й товарной группы в планируемом году, руб.;

– товарооборот i-й товарной группы в отчетном году, руб.;

– прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %;

– прирост товарооборота i-й товарной группы в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

В табл. 4.8 приведены данные планирования структуры товарооборота, которые рассчитаны по приведенным выше формулам.

Таблица 4.8

Планирование структуры товарооборота торгового предприятия

Товарные группы Товарооборот предшествующего года, тыс.руб. Товарооборот отчетного года, тыс.руб. Прирост товарообо-рота в планируемом году, () Коэффициент эластичности, % (Э i) Прирост товарообо-рота, % () Товарооборот планируемого года, тыс.руб ()
Ткани 10, 4 10, 9 3, 38 0, 89 4, 8 11, 3
Одежда 43, 9 46, 0 3, 38 0, 89 4, 8 47, 6
Трикотаж 13, 3 13, 8 2, 66 0, 70 3, 8 14, 2
Обувь 15, 0 16, 3 6, 12 1, 61 8, 7 17, 3
Галантерея 12, 7 13, 2 2, 74 0, 722 3, 9 13, 6
Хозтовары 15, 7 16, 9 5, 36 1, 41 7, 6 17, 7
Проч. товары 21, 1 21, 5 1, 33 0, 35 1, 9 21, 8
Итого 151, 0 159, 1 3, 8 5, 4 165, 2

Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.

Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.

Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных Товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.

Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования - поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких вплоть до отдельного товара.

На первом этапе все товары разбиваются на укрупненные товарные группы, находится зависимость товарооборота по укрупненной товарной группе от общего объема товарооборота торгового предприятия:

Z i = a + by,

где Z i – товарооборот по i-й укрупненной товарной группе, руб.;

у – общий объем товарооборота торгового предприятия, руб.

Затем укрупненные товарные группы разбиваются на отдельные подгруппы товаров и находится зависимость товарооборота по подгруппе товаров от товарооборота по укрупненной товарной группе:

K i = a + bZ i,

где К i – товарооборот по j-й подгруппе товаров, руб.

Наконец, определяется зависимость товарооборота по отдельным товарам от товарооборота по подгруппе товаров:

Lr = а + dК j

где Lr. - товарооборот по f-му товару, руб.

При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость всю массу товаров разбить на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.

На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:

продукты животного происхождения;

сахар и кондитерские изделия;

хлебопродукты;

овощи, фрукты;

алкогольные и безалкогольные напитки.

Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:

предметы одежды (включая ткани и обувь);

товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;

предметы санитарии и гигиены;

галантерейные товары;

прочие непродовольственные товары.

На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.

Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.

Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия. Это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.

Тема 3. Организация и планирование обеспечения торгового предприятия товарными ресурсами
3.1. Понятие товарных ресурсов

 

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия не должно ограничиваться только обоснованием объема реализации товаров. Его следует дополнить расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.

Под товарными ресурсами предметов потребления понимается вся масса продукции на рынке, используемая для производственного, личного потребления и на экспорт. Применительно к предприятию торговли товарные ресурсы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, т.е. массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

Товарные ресурсы предприятия формируются за счет поступления товаров и товарных запасов и находятся в балансовой взаимосвязи с розничным товарооборотом:

ТЗн + П == РТО + ТЗк

где ТЗн, ТЗк – товарные запасы соответственно на начало и конец года;

П – объем поступления товаров;

РТО – объем розничного товарооборота.

Данная формула показывает, что товарные ресурсы, характеризующие объем предложения товаров, должны превышать розничный товарооборот, определяющий платежеспособный спрос, на величину оптимального товарного запаса.

Величина этого товарного запаса должна быть оптимальной для предприятия, т.е. этот запас, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной продажи товаров, а с другой стороны, не должен привести к затовариванию и замораживанию товарной массы. Необходимость товарных запасов обусловлена следующими факторами:

несовпадением во времени и в пространстве производства и потребления товаров;

асинхронностью изменений спроса и предложения;

дискретностью процесса производства при относительно непрерывном потреблении или, наоборот, непрерывностью производства при дискретном характере потребления;

наличием случайных колебаний спроса и предложения и др.

Товарные запасы классифицируются по различным признакам (рис.5.1).

Рис. 5.1. Классификация товарных запасов

Величина товарных запасов и эффективность их использования определяются рядом факторов: объемом и структурой розничного товарооборота; соотношением спроса и предложения на товар; организацией закупок товаров (звенность товародвижения, способ доставки и т.п.); уровнем цен и их динамикой; физико-химическими свойствами товаров; состоянием материально-технической базы предприятия и др. Товарные запасы являются важным, но не единственным элементом товарных ресурсов предприятия. Другим составляющим элементом является объем поступления товаров. Величина поступления и соответственно закупок товаров зависит от объема розничного товарооборота и состояния товарных запасов. Взаимосвязь между этими показателями прослеживается в процессе их анализа, она же должна быть обеспечена на оптимальном уровне и в процессе выявления потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый период.

Планирование потребности торгового предприятия в товарных ресурсах проводится в несколько этапов (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Этапы планирования товарных ресурсов


3.2. Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами и оценка эффективности их использования

 

Анализ отчетных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента - товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах.

Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности.

Равномерность поставки товаров характеризуется коэффициентом равномерности. Его расчет состоит из следующих операций:

1) определение среднеквадратического отклонения фактического объема поставки (s):

,

где X - фактический объем поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.;

Хср - среднее значение объема поставки товаров за день, декаду, месяц и т.д., руб.;

n - количество дней, декад, месяцев и т.д.;

2) расчет коэффициента вариации поставки (g):

.

3) вычисление коэффициента равномерности поступления товаров (Кравн.):

Кравн = 100 – g.

Чем ближе значение коэффициента равномерности к 100%, тем более равномерно организовано поступление товаров, тем меньше размер упущенной выгоды от возможных перебоев в продаже отдельных товаров.

Важным направлением анализа является определение степени обеспеченности розничного товарооборота товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:

Кобесп. = (П + ТЗср). РТО,

где Кобесп. – коэффициент обеспеченности предприятия товарными ресурсами;

ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.

Этот показатель анализируется в динамике либо по сравнению с плановым значением.

Уровень обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса:

ТЗдн = ТЗ / Орто

где ТЗдн – товарный запас в днях оборота, дни;

ТЗ – товарный запас в сумме на определенную дату, руб.;

Орто – однодневный товарооборот, руб.

Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если ТЗдн > N тз(дн) – существует угроза затоваривания, если ТЗдн< N тз(дн) – возможны перерывы в продаже товаров.

Анализ товарных ресурсов и товарных запасов завершается анализом эффективности их использования. Причем эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:

Э1 = РТО / (П.+ ТЗср);

Э2 = Преал. / (П + ТЗср),

где Э1, Э2 – показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли, руб.;

Преал. – прибыль от реализации товаров, руб.

Коэффициенты Э1 и Э2 показывают суммы товарооборота и прибыли, полученных на каждый рубль, вложенный в товарные ресурсы.

Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели взаимосвязаны между собой и рассчитываются по формулам:

Коб = РТО / ТЗср;

Тоб = ТЗср × Д / РТО;

Тоб = ТЗср / Орто,

где Коб – коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов;

Тоб – время обращения товаров, дни;

ТЗср – средний товарный запас, руб.;

Д – число дней в периоде.

Средний товарный запас рассчитывается по средней хронологической моментного ряда:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +... + 1/2 ТЗn) / (n -1),

где ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2, …, ТЗn - товарные запасы на определенную дату, руб.;

n - количество анализируемых показателей.

Продолжительность времени обращения товаров оказывает существенное влияние на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия, способствуя получению дополнительной прибыли в случае ускорения оборачиваемости или вызывая определенную потерю выгоды в случае ее замедления. Поэтому в ходе проведения анализа товарных запасов необходимо не только охарактеризовать скорость их обращения, но также измерить влияние на нее отдельных факторов и определить сумму дополнительной прибыли (или ее потери) в случае ускорения (замедления) товарооборачиваемости.

На основе данных табл. 5.1 рассчитаем средний товарный запас:

ТЗср.прод. = (1/2 × 140 + 162 + 170 + 172 + 1/2 × 180) / (5 - 1) = 166 тыс. руб.

Аналогично рассчитывается средний товарный запас по непродовольственным товарам и в целом по предприятию.

Таблица 5.1

Расчет среднего товарного запаса торгового предприятия за отчетный год (тыс.руб.)

Товарные группы Товарооборот Товарные запасы на дату Средний товарный запас
за год однодне-вный 1/I 1/IV 1/VII 1/X 1/I
Продовольственные товары                
Непродовольственные товары                
ИТОГО                

Анализ приведенных в табл.5.2 данных показывает, что в целом по предприятию оборачиваемость товаров ускорилась на 0, 9 дня. Это произошло за счет изменения объема, структуры товарооборота и величины среднего товарного запаса.

Расчет влияния изменения объема, структуры товарооборота и среднего товарного запаса на время товарного обращения (в днях) можно провести методом цепной подстановки:

Коб = ТЗср.0 / Орто.0 = 664 / 40 = 16, 6 дня;

Тоб. расч = ТЗср.0 / Орто.1 = 664 / 45 = 14, 8 дня;

Тоб.1 = ТЗср.1 / Орто.1 = 708 / 45 = 15, 7 дня.

Таблица 5.2

Анализ динамики товарных запасов и эффективности их использования в отчетном году по сравнению с прошлым годом

Товарные группы Однодневный товарооборот, тыс.руб. Средний товарный запас Время обращения, дни Отклонения от прошлого года
Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год среднего товарного запаса, тыс.руб. времени обращения, дни
Продовольственные товары         8, 6 9, 2 -6 +0, 6
Непродовольственные товары         24, 6 20, 1 +50 -4, 5
Итого         16, 6 15, 7 +44 -0, 9

Результаты выполняемых расчетов позволяют утверждать, что за счет увеличения розничного товарооборота на 12, 5% по сравнению с прошлым годом и изменения его структуры оборачиваемость товаров ускорилась на 1, 8 дня, в то же время увеличение среднего товарного запаса на 6, 6% привело к замедлению товарооборачиваемости на 0, 9 дня.

Помимо объема товарооборота, на время товарного обращения существенное влияние оказывает и его структура. Следует отметить, что товарооборот анализируемого предприятия представлен двумя укрупненными товарными группами, которые значительно отличаются продолжительностью обращения товаров в днях оборота: в отчетном году продовольственные товары, доля которых составляла в общем объеме товарооборота 40%, имели товарооборачиваемость 9, 2 дня, а непродовольственные - 20, 1 дня.

В отчетном году по сравнению с прошлым структура товарооборота существенно изменилась, что не могло не сказаться на периоде обращения среднего товарного запаса. В процессе анализа, который может быть проведен способом процентных чисел, выявляется степень влияния этого фактора (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Анализ влияния изменения структуры товарооборота на время обращения товаров (в днях оборота)

Товарные группы Структура товарооборота, % Время обращения прошлого года, дни Процентные числа (гр.4 ´ гр.5)
  прошлого года отчетного года отклонение
1 2 3 4 5 6
Продовольственные товары     -10 8, 6 -86
Непродовольственные товары     +10 24, 6 +246
Итого     - 16, 6 +1ё60

Влияние изменения структуры товарооборота составило 1, 6 дня (160 / 100). Таким образом, на время обращения товаров оказали влияние следующие факторы: увеличение объема товарооборота и суммы среднего товарного запаса, изменение структуры товарооборота. Каждый из этих факторов приводил к замораживанию или высвобождению средств из оборота и соответственно к увеличению прибыли или потере выгоды. Сумма высвобожденных из оборота (дополнительно вовлеченных в оборот) средств определяется по формуле:

ВС = Орто.1 × (Тоб.1 - Тоб.0),

где ВС - сумма высвобожденных из оборота (дополнительно вовлеченных) средств, руб.

Размер дополнительной прибыли, полученной за счет ускорения оборачиваемости, можно вычислить по сложившемуся в отчетном году уровню рентабельности:

реал = ВС × Rрто / 100,

где DПреал - сумма дополнительной прибыли (потери выгоды), руб.;

Rрто - уровень рентабельности основной деятельности, в % к товарообороту.

Таблица 5.4

Совокупное влияние факторов на время обращения товаров (в днях) и на финансовые результаты деятельности торгового предприятия

Факторы Ускорение (–), замедление (+) оборачиваемости товаров, дни Сумма высвобожденных (–), дополнительно вовлеченных (+) в оборот средств Дополнительная прибыль (+), потеря выгоды (–) при уровне рентабельности, равном 5%
Изменение товарооборота, всего -1, 8 -81 +4, 05
В том числе:      
Изменение структуры товарооборота +1, 6 +72 -3, 60
Увеличение объема товарооборота -1, 8 -(+1, 6)= -3, 4 -81 - (+72) = -153 4, 05 - (-3, 6) = +7, 65
Увеличение среднего размера товарных запасов +0, 9 +40, 5 -2, 025
Совокупное влияние всех факторов -0, 9 -40, 5 +2, 025

Из табл. 5.4 следует, что, при условно принятом уровне рентабельности в 5% в целом по предприятию, за счет ускорения оборачиваемости может быть получено дополнительной прибыли в размере 2, 025 тыс.руб. В то же время сглаживание влияния факторов, повлекших за собой замедление товарооборачиваемости, в перспективе может сократить потери выгоды и в целом будет способствовать повышению результатов хозяйственной деятельности предприятия.


3.3. Расчет необходимого размера запасов товаров на плановый период

 

а втором этапе планирования потребности предприятия в товарных ресурсах производится нормирование и планирование товарных запасов. При этом расчет норматива товарных запасов производится, как правило, на конец планового периода, поскольку входные запасы, т.е. запасы на начало планового периода, равны величине товарных запасов на конец предпланового периода.

Планирование товарных запасов производится как в днях оборота, так и в денежном выражении. При этом между данными показателями существует прямая взаимосвязь:

Nтз.дн. = ТЗпл. / Орто.пл.,

ТЗпл.= Орто.пл.× Nтз.дн.,

где Nтз.дн. – норма товарных запасов в днях оборота;

ТЗпл - плановая сумма товарных запасов, руб.

Расчет нормы товарных запасов в днях представляет собой процесс нормирования товарных запасов, в то время как расчет плановой суммы товарных запасов получил название планирования товарных запасов. Эти процессы неразделимы и, как правило, один сопровождает другой.

В зависимости от используемых методов процесс планирования может быть начат либо с нормирования товарных запасов в днях, либо с обоснования плановой суммы товарных запасов.

При планировании товарных запасов могут быть использованы следующие методы:

экономико-статистический;

удельных приращений;

экономико-математический с использованием теории управления запасами;

технико-экономических расчетов.

Наиболее простыми, информационно обеспеченными, а потому и более применимыми являются первые три метода. Они базируются на имеющейся на торговом предприятии информации о фактических товарных запасах и объеме розничного товарооборота.

Метод технико-экономических расчетов наиболее сложен из-за трудностей в сборе необходимой информации, для чего следует проводить специальное обследование предприятия. Поэтому данный метод имеет, скорее, теоретический характер. Он представляет интерес, прежде всего потому, что дает представление об отдельных элементах норматива товарного запаса.

При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней.

Расчет норматива товарного запаса производится в несколько шагов:

Таблица 5.5

Расчет норматива товарного запаса на конец планового периода методом скользящей средней

Год Розничный товарооборот, тыс.руб. Товарный запас Условное обозначение товарного запаса в днях
тыс.руб. дни оборота
Первый     20, 5 К1
Второй     17, 0 К2
Прошлый     16, 6 К3
Отчетный     15, 7 К4
Планируемый     16, 0 К5

Воспользуемся данными табл. 5.5 и произведем расчеты:

К1ср. = (20, 5 + 17, 0): 2 = 18, 75 дн.;

К2ср. = (17, 0 + 16, 6): 2 = 16, 80 дн.;

К3ср. = (16, 6 + 15, 7): 2 = 16, 15 дн.;

К4ср. = (18, 75 + 16, 80): 2 = 17, 78 дн.;

К5ср. = (16, 80 + 16, 15): 2 = 16, 50 дн.;

К6ср. = (17, 78 + 16, 50): 2 = 17, 14 дн.

Четвертый шаг – расчет среднегодового изменения товарного запаса (D) за весь анализируемый период:

D = (Кпер. – К1ср.) / (n –1).

В нашем примере:

D= (17, 14 - 18, 75) | (6 - 1) = -0, 3 дн.

Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год.

К5 = К3 + 2D = 16, 6 + (-0, 3 2) = 16, 0 дн.

ТЗпл = 17 820 / 360 – 16, 0 = 792 тыс. руб.

Разновидностью экономико-статистического метода расчета норматива товарного запаса является метод удельных приращений. Расчет плановой суммы товарного запаса производится по формуле:

ТЗпл = [ТЗ0·(Dрто.пл·УП) + 100] / 100,

где ТЗ0 - сумма товарного запаса отчетного года, руб.;

Dрто.пл - темп прироста розничного товарооборота в планируемом году по сравнению с отчетным, %;

УП - удельные приращения товарных запасов за предыдущие 3-5 лет.

УП= D ТЗ / D РТО,

где DТЗ - среднегодовой темп прироста товарных запасов, %;

D РТО - среднегодовой темп прироста розничного товарооборота, %.

При этом среднегодовые темпы прироста товарных запасов и розничного товарооборота рассчитываются по формуле:

,

где - среднегодовой темп прироста показателя, %;

X - показатели розничного товарооборота или товарного запаса;

X0 - значение показателя в первом году анализируемого периода, тыс. руб.;

Xn - значение показателя в отчетном году анализируемого периода, тыс.руб.;

n - число лет в анализируемом периоде.

По данным табл. 5.5 определим:

Dрто.пл = (17 820 / 16 200 100) – 100 = 10%;

;

;

УП = 1, 87 / 9, 91 = 0, 189.

Таким образом:

ТЗпл = (708 – [(10 – 0, 189) + 100] / 100} = 721, 4 тыс. руб.;

Nтз.дн. = (721, 4 – 360) / 17 820 = 14, 6 дня.

В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменится товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.

Этот же подход положен в основу метода расчета плановой суммы товарного запаса с помощью модифицированной модели Уилсона:

,

где L – коэффициент соотношения товарного запаса и розничного товарооборота.

Преобразовав эту формулу, получим:

L = ТЗ2 / РТО.

Таблица 5.6

Расчет норматива товарного запаса на конец планового периода

на основе модифицированной модели Уилсона

Год Розничный товарооборот, тыс.руб. Товарный запас, тыс.руб. Коэффициент L
Первый     39, 59
Второй     29, 34
Прошлый     30, 62
Отчетный     30, 94
Базисный темп изменения коэффициента L, % 78, 15
Среднегодовой темп изменения коэффициента L, % 94, 02
Плановый год     29, 09

На основе данных табл. 5.6 коэффициент L на планируемый год составит:

Lпл = 30, 94 × 94, 02 / 100 = 29, 09;

= 720 тыс. руб.

Методы удельных приращений и модифицированной модели Уилсона дали одинаковый результат, поскольку в основу их положен один и тот же принцип обоснования плановой величины товарных запасов исходя из сложившегося соотношения в изменениях товарного запаса и розничного товарооборота.

Расчет норматива товарного запаса методом технико-экономических расчетов осуществляется по составным элементам, в зависимости от их назначения в процессе реализации (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Элементы товарного запаса

Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:

рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;

запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления товаров.

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.п.).

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. Чем выше частота завоза (т.е. меньше интервал между поставками) и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения. Норма товарного запаса в днях исчисляется по формуле:

Nтз.дн. = ПП + РЗ + 1/2 ЗТП + ГЗ,

где ПП – время на приемку и подготовку товара к продаже, дни;

РЗ – рабочий запас, дни;

РЗдн = (ПАН + Орго) / Орго,

ЗТП - запас текущего пополнения, дни;

ЗТП == i / (r / R) =I × (R / r),

ГЗ – гарантийный запас, дни;

ПАН – представительный ассортиментный набор, руб.;

ПАН = Ц × R,

R – общее количество ассортиментных разновидностей, ед.;

r – количество ассортиментных разновидностей в одной партии, ед.;

Ц – средняя цена одной ассортиментной разновидности, руб.;

i – средний интервал между поставками, дни.

Предположим, что в группе продовольственных товаров норматив товарных запасов по бакалейным товарам рассчитывается методом технико-экономических расчетов. При этом имеется следующая информация об ассортименте и поставках товаров. Общее количество ассортиментных разновидностей бакалейных товаров на данном предприятии - 50 ед. при средней цене 7, 50 руб., в каждой партии поставки, которая осуществляется с интервалом в 3 дня, завозится 5 ед. неповторяющихся ассортиментных разновидностей. Время на приемку и подготовку товара к продаже - 0, 4 дня, гарантийный запас составляет 25% запаса текущего пополнения. Однодневный товарооборот по бакалейным товарам составит в планируемом году 3 тыс. руб.

Расчет норматива товарного запаса производится в следующей последовательности:

ПАН = 7, 50 50 = 375 руб.;

РЗдн = (375 + 3000) / 3000 = 1, 1 дн.;

ЗТПдн ==3·50/5=З0дн.;

ГЗ =З0 × 25% = 7, 5 дн.;

Nтз.дн = 0, 4 + 1, 1 + 1/2 × 30 + 7, 5 = 24 дн.;

ТЗпл = 3 тыс. руб. × 24 дн. = 72 тыс. руб.

Расчет норматива товарного запаса тем или иным методом, как правило, производится на конец IV квартала планируемого года по отдельным товарным группам. Свести воедино эти нормативы и определить плановую сумму товарных запасов в целом по предприятию можно путем их суммирования:

,

где ТЗпл - плановая сумма товарных запасов в целом по предприятию, руб.;

ТЗi пл. - плановая сумма товарных запасов i-й группы, руб.;

i - наименование товарной группы;

n - количество товарных групп.

Норматив товарного запаса в днях оборота в целом по предприятию рассчитывают путем деления плановой суммы товарных запасов на плановый однодневный товарооборот:

В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникает потребность в определении плановой величины товарных запасов не только на IV квартал, но также и на I-III кварталы планируемого года. Их можно определить либо с помощью индексов сезонности, если значения товарооборота, а, следовательно, и запасов, имеют существенные сезонные колебания, либо путем исчисления среднего размера изменения товарных запасов в течение планируемого года. Второй способ более простой. В этом случае сначала определяется общая сумма изменения плановой величины товарного запаса за год ()

DТЗпл. = ТЗпл.IVкв. – ТЗнач.

где ТЗнач. – фактическая величина товарного запаса на начало планируемого года (на конец отчетного года), руб.

Затем рассчитывается среднеквартальное изменение величины товарных запасов:

DТЗпл.кв= DТЗпл. / 4.

Наконец, определяется плановая сумма товарного запаса для каждого квартала планируемого года:

ТЗпл.Iкв. = ТЗнач. + DТЗпл.кв.,

ТЗпл.IIкв. = ТЗпл.Iкв. + DТЗпл.кв. и т.д.


3.4. Определение общей потребности в товарных ресурсах и оптимальных условий товароснабжения предприятия торговли

 

 

бщая потребность в товарных ресурсах и в необходимом объеме закупок и поступления товаров определяется исходя из балансовой формулы розничного товарооборота, которую можно представить и в табличном виде (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Расчет потребности предприятия в товарных ресурсах на планируемый год (тыс. руб.)

№ п Показатели* Товарные группы Итого
Продовольственные товары Непродовольственные товары
  Потребность в товарных ресурсах      
1. Продажа товаров      
2. Естественная убыль    
3. Уценка товаров    
4. Прочий расход      
5. Товарные запасы на конец года      
6. Итого потребность      
  Источники обеспечения потребности      
7. Товарные запасы на начало года      
8. Поступление товаров (стр.6 – стр.7)      

Необходимый объем поступления товаров в планируемом году определяется путем исключения из общей потребности в товарах (стр. 6) имеющихся у предприятия на начало планируемого года товарных запасов (стр. 7).

Далее следует определить источники формирования оборотных средств, необходимых для осуществления закупок товаров. Такими источниками могут быть:

собственные средства предприятия (прибыль, уставный капитал);

заемные средства в форме товарного либо финансового кредита.

Кроме того, необходимо определить порядок осуществления закупок товаров, которые розничное предприятие может самостоятельно произвести либо поручить произвести закупку товаров для себя.

Розничные предприятия могут:

<





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.