Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и роль налоговых льгот в налоговой системе государства






Государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет определяющую роль регулятора функционирования экономической системы. Среди основных методов воздействия государства на поведение экономических субъектов выделяется метод налогового регулировании, в том числе создание благоприятного налогового режима для хозяйствующих субъектов путем предоставления им определенных налоговых льгот.

Налоговые льготы являются основным инструментом налоговой политики государства, эффективность их действия оказывает прямое влияние на успешность реализации всей налоговой доктрины, поэтому важно и теоретическое изучение данного понятия.

В современных условиях хозяйствования, когда были введены санкции против экономики России, исследование вопроса о налоговых льготах является особо актуальным. Налоговые льготы являются регулирующим инструментом внутренней экономической политики и представляют собой расходы государства, предоставляемые налогоплательщикам путем уменьшения налоговых обязательств в той или иной законодательно установленной форме на определенный срок с целью налогового регулирования экономики и решения социальных задач. Налоговые льготы имеют исключительный характер и могут быть элементом любого налога. Их значение следует рассматривать с нескольких позиций:

1) влияние на финансовую систему, в частности, на формирование бюджета, так как налоговые льготы это, прежде всего, «выпадающие» доходы бюджета;

2) влияние на хозяйствующих субъектов: насколько налоговое стимулирование организаций усиливает прирост расходов на проведение научно-исследовательских работ, разработку и продажи инновационных товаров и т.д.;

3) влияние налоговых льгот на показатели социально-экономического состояния общества (благосостояние, производительность, прибыльность, конкурентоспособность и т.п.).

Неоднозначность понятия «налоговые льготы» не позволяют его содержание раскрыть в одном определении. В действующем российском налоговом законодательстве в п. 1 ст. 56 части первой НК РФ закреплено определение: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Однако, в силу п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ[1].

Оценивая законодательное содержание термина «налоговые льготы», необходимо отметить, что оно позволяет отнести к налоговым льготам иные особые положения налогового законодательства, не признаваемые непосредственно налоговыми льготами. Так, из 19 видов налогов и сборов, включённых в российскую налоговую систему, только по трём действует понятие налоговая льгота: государственная пошлина, налог на имущество организаций и земельный налог. Таким образом, освобождение некоторых объектов от налогообложения, применение налоговых вычетов, пониженных ставок, изменение сроков уплаты налогов (посредством предоставления инвестиционного налогового кредита, отсрочки и рассрочки), прямо не указанных в НК РФ, в качестве «налоговых льгот», тем не менее часто с ними отожествляется. В экономической литературе существуют различные подходы к сущности налоговых льгот. «Налоговая льгота – исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика, предоставленная законодательством», – считает А.В. Брызгалин [18]. И.А. Майбуров даёт следующее определение налоговой льготы: «Это предусмотренное законодательством о налогах и сборах отклонение от нормативных требований налогообложения, позволяющее отдельным категориям налогоплательщиков получить преимущества, состоящие в полном или частичном освобождении их от уплаты налога (сбора) или в освобождении от выполнения отдельных обязательств и правил». «Налоговая льгота – частичное или полное освобождение от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством», – полагает Л.П. Павлова[14]. А.В. Перов и А.В. Толкушин считают, что «льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере»[22]. Данное определение почти совпадает с законодательным. М.В. Романовский и О.В. Врублевская раскрывают сущность налоговых льгот как «снижение размера (тяжести) налогообложения»[17]. Этого же мнения придерживается Е.Н. Евстигнеев, полагая, что налоговые льготы используются для сокращения размера налоговых обязательств налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа[9]. Перечисленные определения характеризуют налоговую льготу только как элемент налогообложения. Мнения авторов сводятся к тому, что налоговые льготы всегда подразумевают существование наряду с общим порядком налогообложения особых условий, способствующих уменьшению налоговых обязательств. Однако, такое объяснение налоговой льготы сужает ее экономическую характеристику, поскольку налоговая льгота является инструментом реализации регулирующей функции налогов. Расширенное определение налоговым льготам даёт С.В. Барулин и А.З. Дадашев. С.В. Барулин полагает, что налоговые льготы одновременно выступают: и как важнейший инструмент политики налогового регулирования экономики, и как элемент налогообложения. Подобное отмечают М.В. Романовский и О.В. Врублевская. Но, С.В. Барулин указывает, что «налоговые льготы представляют собой совокупность способов, прав и обязанностей уменьшения (полного или частичного) налоговых обязательств налогоплательщиками в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, налоговых скидок и налоговых кредитов с целью государственного регулирования экономики и решения социальных задач»[4]. А.З. Дадашев рассматривает налоговые льготы как «часть механизма налогового регулирования, включающего различные виды, формы и инструменты, призванные способствовать увеличению (при прочих равных условиях) объёма собственных ресурсов хозяйствующих субъектов»[7]. В рассмотренных определениях учёных о сущности налоговых льгот не нашли отражения налоговые льготы как налоговые расходы государства, которые необходимо учитывать при составлении бюджетов различного уровня. Исследуя сущность налоговых льгот, следует отметить, что в экономической литературе встречается такое понятие как «налоговая преференция», при этом некоторые ученые полагают, что эти понятия равнозначны. Современный экономический словарь определяет преференции как преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определённых видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются государством и носят адресный характер[23]. Д.В. Латыпова считает: «Преференция – это особая международная льгота, которая предоставляется одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Применяется в виде отмены либо снижения таможенных пошлин»[13]. В данном случае автор свела предоставление налоговых преференций только в отношении других государств, что не вполне обоснованно. О.В. Тютюгина определяет, что «налоговые преференции – преимущества, не связанные с уменьшением конечного размера налогового обязательства, предоставляемые в соответствие с законодательством отдельным категориям налогоплательщиков при общем или особом режиме налогообложения, в том числе предусматривающие отнесение сроков уплаты налога и авансовых платежей по нему на более отдалённый период»[26]. Такой подход является не совсем корректным, поскольку преференции предоставляются, изначально с целью уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщиков. Наиболее полное определение налоговой преференции даёт А.С. Баландина: «Налоговая преференция – это предоставление государством преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков посредством снижения сумм налоговых обязательств, имеющих обязательный характер, на условиях встречных обязательств налогоплательщика». Формирование эффективной системы различных льгот является важным направлением экономической политики государства. При этом не только теоретическое осмысление льгот, но и построение научно обоснованной классификации должны быть положены в основу принятия всесторонне взвешенных решений по внесению изменений в соответствующее законодательство. Классификация налоговых льгот – обоснованное разнесение налоговых льгот по определённым группам, произведённое на основании определённого разграничивающего (классифицирующего) признака и обусловленное целями (задачами) систематизаций и сопоставлений.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.