Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рядовой Уланов, защитник Сталинграда.

Боец Алексей Уланов и на фронте продолжал заниматься литературным творчеством. Он читал красноармейцам своего полка стихи, сочиненные по горячим следам фронтовых событий. В 1943 году он издает третий поэтический сборник «Есть сила — шагай!». В одноименном стихотворении он пишет:

Есть сила — шагай, врывайся в окопы,
Вперед и вперед — Смоленск не далек.
Обрызганы грязью дороги и тропы.
В атаку вперед, подымайсь, кто залег!
Потомки узнают про наши сраженья,
Потомки узнают про наши грома,
Потомкам своим для их вдохновенья —
Стремительность наша и русский размах!

Написано как будто бы сегодня, а ведь это стихотворение писалось в 1942 году.

Однажды командование, редакция армейской газеты, узнав, что боец Уланов — поэт, поручили ему, чтобы он написал о боевых делах своих товарищей. Ему дали две общие тетради. И эти тетради в одном из боев спасли его от смерти. Осколок снаряда, пробив кость левой руки, страницы тетради, застрял в груди, не достигнув сердца.

Много он прошел и прошел и пережил в своей жизни–трудности, лишения, Отечественная война, инвалидность …Но его стойкость, огромная сила воли, любовь к своему языку, родной земли давали ему энергию и мужество. А жизненные факты ярко и правдиво освещая, пройденный автором путь, ложились в художественные выстраданные судьбой строчки. Неоценимыми являются собранные им тексты устных произведений на родном языке. Переводы эпоса «Гэсэр» на русский язык выдвинули наш улигер на международную арену. Алексей Ильич Уланов занял видное место в истории бурятской и отечественной фольклористики, а также в истории изучения мирового эпоса.


 

Алексей Ильич Уланов (1909 — 2000) — поэт, фольклорист.

 

Биография

Родился в улусе Укыр Идинского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии в семье купца второй гильдии.

 

Работал землекопом, статистом, рабочим, учетчиком, бетонщиком, горнорабочим, стеклодувом, на лесосплаве, строителем на Алданских золотых приисках, на Иркутском кожевенном заводе, в Приморье, Красноярском крае, на Урале. В 1931 году работал на строительстве гостиницы «Москва». В 1931 году стихотворение Уланова впервые было напечатано в газете «Дворец Советов».

 

В 1933 году был приглашен БурЦИКом в Улан-Удэ для участия в создании Союза писателей Бурятии. Работал оргсекретарем Союза писателей Бурятии, а затем литконсультантом. В 1933 году был принят в члены Союза писателей СССР. В 1936 году издаётся первый поэтический сборник Уланова «Заглик».

 

В 1940 году Уланов окончил Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской. После окончания института преподавал в школах Улан-Удэ и Бурятии, работал научным сотрудником Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры.

 

В 1941 году издаётся второй поэтический сборник Уланова «Стихи». Уланов переводит на русский язык стихи X. Намсараева, Б. Абидуева, Д. Дашинимаева, Ж. Балданжабона, Д. Мадасона и других бурятских поэтов.

 

В августе 1941 года добровольцем ушел на фронт. Во время обороны Сталинграда в октябре 1942 года был тяжело ранен. В 1943 году в Улан-Удэ был издан его третий поэтический сборник «Есть сила – шагай!». Был ранен ещё один раз.

 

После демобилизации Уланов начинает изучать бурятский фольклор, народный эпос «Гэсэр». Защищает диссертацию кандидата педагогических наук в Московском институте методов обучения.

 

В 1940-х годах в СССР была развёрнута кампания по разоблачению «буржуазных националистов», «антисоветчиков», произведений национального фольклора, в том числе эпоса «Гэсэр». В 1946 — 1947 годах городской и областной партактив называл С. Метелицу, А. Бальбурова и А. Уланова «прямыми отпрысками разгромленного в свое время ербановского буржуазно-националистического руководства республики», им инкриминировались «националистические выпады против советского строя, ленинско-сталинской идеологии, против социалистического строительства в Бурят-Монголии».

 

В мае 1948 года Бурят-Монгольский обком ВКП(б) инициировал обсуждение эпоса «Гэсэр». «Гэсэр» был объявлен феодально-ханским эпосом, никогда не бытовавшим в бурятском народе, а научные работники, занимавшиеся его изучением и популяризацией, — «буржуазными националистами или слепым орудием националистов». Заведующий сектором литературы и фольклора НИИКЭ М. Хамаганов подчеркивал, что изучение и пропаганда «Гэсэра» — дело рук «буржуазных националистов», сам эпос характеризовался как «военно-феодальный, нойонатско-аристократический», а придание ему статуса народного эпоса проводится «с целью усиления борьбы против советского народа».

 

В 1940-х, начале 1950-х годов Уланов, как исследователь Гэсэра дважды был вынужден скрываться в Сибири, на Дальнем Востоке, Москве, Средней Азии. В Улан-Удэ вернулся после «реабилитации» «Гэсэра», последовавшей в 1953 году. Продолжил изучение народного фольклора.

 

В 1961 году был издан двуязычный вариант улигера «Абай Гэсэр» в академической серии «Эпос народов СССР». Уланов был автором перевода, комментариев, вступительной статьи.

 

В 1963 году в Институте мировой литературы (ИМЛИ) защитил докторскую диссертацию по героическому эпосу бурят. В этом же году удостоен звания «Заслуженный деятель науки Бурятской АССР».

 

Возглавлял редколлегию научного издания труд «История бурятской советской литературы» (издана в 1967 году). В 1973 году издал поэтический сборник «Байкальская любовь». Долгое время был членом редколлегии журнала «Байкал», членом научного совета по фольклору при отделении языка и литературы АН СССР. Был одним из инициаторов проведения 1000-летия героического эпоса «Гэсэр» (1991 год — 1995 год).

 

Основные научные труды

К характеристике героического эпоса бурят. – Улан-Удэ: Бурят.-Монг. кн. изд-во, 1957.

Бурятский фольклор и литература: ст. и заметки. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959.

Бурятская унгинская версия Гэсэра. – М.: Изд-во вост. лит., 1960

Бурятский героический эпос / АН СССР. Сиб. от-ние. Бурят. комплекс. науч.-исслед. ин-т. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1963.

Бурятские улигеры: (исполнение, композиция, изображения человека)/ Акад. наук. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Бурят. ин-т обществ. наук. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1968

Древний фольклор бурят / Акад. наук СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. фил. Бурят. ин-т обществ. наук. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974.

Гэсэриада. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1997

Награды

Медаль «За оборону Сталинграда»,

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»,

Орден Красной Звезды,

Орден Отечественной войны II степени

Орден «Знак Почёта».


 

ланов Алексеи Ильич — поэт, ученый-фольклорист, родился 28 марта 1909 г. в с. Укыр Боханского района Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области.
Прошел большую жизненную школу: работал землекопом, статистом, рабочим, учетчиком, бетонщиком, горнорабочим, стеклодувом, строителем на Алданских золотых приисках, Иркутском кожевенном заводе, в Приморье, Красноярском крае, на Урале. В 1931 г. работал на строительстве гостиницы «Москва», где состоялся первый его поэтический дебют в многотиражной газете «Дворец Советов», по всесоюзному радио прозвучало стихотворение «Юность».
В поэтических строках стихотворения «Волны качают» он выражает свои сокровенные мысли о времени и о себе. Позднее стихотворение вошло в Антологию комсомольской поэзии народов России «Всегда вместе» (1972), вышедшей в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». В 1933 г. был приглашен БурЦИКом в Улан-Удэ для участия в организации Союза писателей Бурятии, где работает оргсекретарем, литературным консультантом. В 1934 г. в числе немногих литературных деятелей был принят в члены Союза писателей СССР.
А. Уланов сочетал в себе мастерство талантливого поэта, ученого и переводчика. В 1936 г. выходит его первый поэтический сборник «Заглик», в 1941 г. второй — «Стихи». В эти годы занимается переводами на русский язык стихов Х. Намсараева, Б. Абидуева, Д. Дашинимаева, Ж. Балданжабона, Д. Мадасона и др. бурятских поэтов. После окончания педагогического института в Москве работал учителем в школах республики, научным сотрудником Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. В годы Великой Отечественной войны участвовал в обороне г. Сталинграда, где в боевых сражениях был тяжело ранен. После выздоровления продолжает заниматься на фронте литературным творчеством, читает бойцам своего полка стихи, сочиненные по горячим следам фронтовых событий. В 1943 г. издал третий поэтический сборник «Есть сила — шагай!». В 1973 г. публикует сборник стихов «Байкальская любовь».
В послевоенные годы начинает собирать фольклорные произведения, защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Московском институте методов обучения. В начале 1950-х годов за справедливую оценку бурятского героического эпоса «Гэсэр» попадает в изгнание и скитается по Сибири, Дальнему Востоку, Москве, Средней Азии. В Бурятию возвращается после научной реабилитации эпоса «Гэсэр» и активно включается в работу по сбору, публикации и изучению устного народного творчества. В 1963 г. в Институте мировой литературе успешно защитил докторскую диссертацию по героическому эпосу «Гэсэр». В течение многих лет А. Уланов был заведующим отделом литературоведения и фольклористики Бурятского комплексного научно-исследовательского института, являлся членом редколлегии журнала «Байкал», членом научного совета по фольклору при отделении языка и литературы АН СССР. В 1960 г. возглавил редколлегию и в 1967 г. выпустил фундаментальный труд «История бурятской советской литературы». А. Уланов как ученый-фольклорист внес крупный вклад в изучение эпического творчества бурятского народа. Главные его научные труды — «К характеристике героического эпоса бурят» (1957), «Бурятский героический эпос» (1963), «Бурятские улигеры» (1968), «Древний фольклор бурят» (1974).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вірусні і бактеріальні захворювання | Выходят 2 гида спорят, кто спрятал клад




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.