Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество М. Нестерова.






Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881 и 1884–1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884), где учился у П.П.Чистякова.

Жил преимущественно в Москве, а в 1890–1910 – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

Ранние произведения Нестерова относятся к бытовому жанру: «Жертва приятелей» (1881), «Экзамен в сельской школе» (1884).

Первое признание пришло к Михаилу Васильевичу после написания им картины «Пустынник» (1888-89). Это произведение было приобретено П.М. Третьяковым для своей коллекции и поставило Нестерова в один ряд с известными в то время русскими художниками. В этой картине гармония тишины и покоя природы сочетается с умиротворенностью человека. Средства, вырученные от продажи картины, дали возможность Нестерову совершить путешествие по Европе. После возвращения в Россию Михаил Васильевич приступил к созданию цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому. Первая из них — «Видение отроку Варфоломею».

В 1890-е годы наряду с «Видением отроку Варфоломею» Нестеров создает такие шедевры, как «Под благовест», «Юность Сергия» и «Великий постриг». За годы своей творческой деятельности Михаил Васильевич создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому. Наибольшую известность получили работы «Преподобный Сергий» (1898), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897), «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899).

С 1889 по 1901 год художник участвует в выставках Товарищества передвижников, принимает активное участие в их деятельности, а в 1896 году вступает в его ряды. В 1898 году Нестеров получат звание академика.

В 1890 году В.М. Васнецов, работавший в то время над росписью Владимирского собора в Киеве, предложил Михаилу Васильевичу также принять участие в его оформлении. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». Полученный опыт и в дальнейшем пригодился художнику: после этой работы последовал заказ на мозаики для храма Спаса на Крови в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане.

После поражения революции 1905 года в творчестве художника значительно усилились религиозные тенденции. Среди его работ картина «Святая Русь», которую Л.Н. Толстой «панихидой русского православия».

В своем творчестве Нестеров немало внимание уделял портретному жанру. Среди его лучших работ можно выделить портрет дочери (1906), портрет Е. Нестеровой, портрет Н. Яшвиль. После революции 1917 года художник долгое время работал над произведениями на религиозную тему: «Свирель», «Тихие воды» (1923).

В 1928 году Нестеров пишет автопортрет, который стал поворотным в его жизни. После этого художник создавал только портреты. Среди них портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина (1935), художников Кориных, академика И. Павлова. Активно работал в советский период. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии СССР. Умер Михаил Васильевич Нестеров 18 октября 1942 года в Москве.

 

 

55 Творчество К. Коровина.

Коровин, Константин Алексеевич - живописец. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова. В Москве писал декорации для частной оперы С. Мамонтова, частью по эскизам Поленова и В. Васнецова, частью самостоятельно (" Улица в деревне Берендеев" для " Снегурочки", часть декораций к " Аиде" и " Алой Розе"). В 80-х и начале 90-х годов Коровин выставлял у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: " Испанки у окна", " Фонари", " Хозяйка". Когда Мамонтов, в 1894 году, снарядил экспедицию для исследования дальнего севера России, в ней принял участие Коровин, изучивший при этом природу, быт и архитектуру севера. К последующим годам относятся его картины " Зима в Лапландии" (1894), " На дальнем севере" (1894), " Гаммерфест" (северное сияние) (1898). По поручению Мамонтова, Коровин занялся устройством и декорированием " Северного павильона" на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля. Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги. Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же. Успех построек и декоративных панно Коровина был огромный (теперь эти панно в музее Александра III в Петрограде). С 1900 года Коровин состоит постоянным художником при Императорских театрах и дал ряд театральных постановок удивительного богатства красок и силы (" Дон Кихот", " Лебединое Озеро", " Дочь Фараона", " Руслан и Людмила", " Севильский цирюльник", " Аленький цветочек", " Хованщина", " Спящая Красавица", " Золотой петушок", " Царь Салтан" и другие). В 1901 году преподавал в Московском училище живописи и в Строгановском училище (в Москве). Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой. Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, а также яркие южные пейзажи и этюды, например: " Татарская улица ночью" (1911), " Сад в горах" (1911), " Крым" (1914). Крым дал Коровину не только пейзажные мотивы, но еще одну форму воплощения красоты и радости жизни - натюрморт. В картинах 1910-х гг. буйство красок, виртуозность кистевых мазков достигали полной раскрепощенности в изображении цветов, плодов, рыбы, зелени.

Им исполнено несколько чрезвычайно интересных портретов, например: княгини Голицыной (1898), Шаляпина (1912).

В творчестве Коровина получил большое развитие портрет в пейзаже, который занимает промежуточное место между жанровой картиной, портретом и пейзажем. Образ человека воспринимается в таких работах художника как составная, но не главная часть прекрасной, залитой солнцем природы.

Коровин экспонировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, «Мир искусства», «Союза русских художников», его произведения обращали на себя внимание и на международных выставках.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.