Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выступление на собрании, посвящённом 120-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха и Дню Культуры






Духовная культура строится Нами и вами.
Листы Сада Мории. Зов. 26.06.1921

Любое понятие, даже самое высокое, если остаётся в сфере теоретической, — не жизненно. Или после теории последует практика, или теория отмирает за неприменённостью. Если мы не осознаем культуру в применении к жизни и человека как её выявление, то слово «культура» станет пустым звуком.

Вспомним ещё раз определение, данное Николаем Рерихом о том, что такое культурный человек. «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры» 1.

Елена Ивановна Рерих добавляет, приводя эту цитату, — «Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания...» 2

Подходя в этом аспекте к Учению Живой Этики, мы начинаем понимать, что оно формирует человека как носителя культуры. Призыв к совершенствованию есть призыв к реализации культуры в каждом из нас.

Продумывая ряд упоминаемых в Учении положительных и отрицательных качеств, мы можем подойти к ним с точки зрения культуры, и тогда станет ближе и понятнее и сам этот термин, и человек, к которому он прилагается. И это понятие будет расти вместе с осознанием значения этики как пути прогресса, пути продвижения к Свету.

Эволюция человека есть постепенное раскрытие в нём того божественного потенциала, который заложен в зерне его духа. И при этом раскрытии в нём всё больше растёт почитание Света во всех его проявлениях Правды, Добра и Красоты, то есть Культуры. Иначе не может быть. Красота и безобразие несовместимы, так же как любовь и злоба, сострадание и бессердечие.

Высочайшими носителями Культуры были все духовные Учителя и святые подвижники всех времён и народов. Их так не называли. Но не они ли были подлинными служителями и проповедниками Света, то есть Культуры, и совершенными примерами претворения своих призывов в жизни.

В книгах Учения говорится о «гордости духа», о достоинстве человека; люди призываются быть «царями духа». Иными словами, нас призывают стать культурными людьми в самом высоком смысле этого слова. «Гордость духа — ступень к подвигу. Если бы все люди были царями духа, не было бы и половины вреда» 3.

«Часто вы произносите слово культ-ура, оно значит почитание Света. Так Напоминаю, насколько велика общая ответственность перед Светом, если каждая мысль может или затемнить, или очистить пространство» 4.

«Конечно, эволюция духа требует утончения, без которого невозможно строить. Каждый, считающий себя служителем культуры, должен принимать утверждение явленного синтеза, ибо как слагать ступени культуры без бережного отношения? Потому каждое основание должно быть охранено для утверждения миру. Слагается культура не грубостью отношения к тонким энергиям и мышлению, но творческим отношением бережности и ответственности. Потому нужно в строительстве помнить об утончении и устремлении в высшие сферы — так достигается эволюция духа» 5.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее» 6.

«Как мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путём культуры!» 7

«Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому направлению. Наш Приказ — не упускать каждый случай, чтобы напомнить о Культуре» 8.

Сейчас, во время максимального разъединения, настоятельно стучится в сознания людей понятие Общины. Великая Мировая Община суждена, предрешена на пути эволюции, но к ней необходимо подготовиться. Она не появится сама по себе, она состоит из общинников. И здесь мы особенно чётко понимаем значение культуры человека. Могут ли члены общины быть некультурными? Какова же тогда будет сама Община?

«Много говорят о Культуре, но и это основание не должно быть усложнено. Проще нужно понимать улучшение жизни и возвышение нравственности. Каждый познающий лучшую жизнь уже отнесётся бережно ко всему прекрасному. Нужно быть добрее» 9.

Понятие культуры неотделимо от понятия сердца. Недаром Николай Рерих говорит: «Культура есть сердце». В этих трёх словах заключены жизненные основы продвижения. О сердце и его значении говорят все религии, ему посвящена одна из книг Живой Этики. Прогресс человечества зависит от состояния сердец людей. В Евангелии говорится: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» 10.

В Учении есть выражение: «акультурное сердце». Не от этого ли состояния проистекают и злые помыслы, и злые дела? Не от него ли гибнут и люди, и целые страны? И это противопоставление культуре ещё больше добавляет понимания её значения.

«Наука ещё не сумела оценить значение сердца. Древний Мир не однажды указывал на мощь сердца, но рассудок увлекал к первенству мозга и тем затруднял ближайшее устремление» 11.

Воспитание сердца — неотложная задача, и решать её надо с воспитания детей, с самых малых лет, и родителям, и педагогам, и деятелям искусства. Огрубление или утончение сердца решит судьбу планеты. Чем наполнено оно? «Культура есть сердце», но какое сердце? И в этот день, посвящённый Культуре, особенно уместно вспоминать о сердце, устремляя его к образу того, кто так обогатил нас приобщением к культуре духа, — к образу Николая Константиновича Рериха.

Призыв к «гордости духа», к достоинству человека должен напоминать нам и о том, что унижает его. В Учении подробно раскрывается сущность самоунижения, так как подлинно унизить себя может только сам человек.

Невозможно перечислить в одном сообщении всё то, что не входит в понятие «культурного человека». Приведём лишь несколько примеров из книги «Надземное». Остальное каждый может додумать сам, так как всё, что не от Света, всё против Культуры. И наоборот, все положительные качества, к которым указано стремиться, образуют культурного человека.

Учение говорит: «Среди многих отрицательных свойств, унижающих достоинство человека, нужно отметить неблагодарность» 12. Начинается это самоунижение с непризнательности к Высшему Миру, «откуда может идти насущная помощь и куда можно воздать самую ярую благодарность». Это приводит к такому отупению, что и в земном бытии человек становится непризнательным к окружающему благу и не понимает, «что часто малый дар приносит большое следствие». Также Живая Этика говорит: «Неблагодарный... неблагороден» 13. А понятие благородства отвечает понятию культурности.

Далее упоминается грубость, которая «унижает человека». Причём здесь подразумевается не только грубость поведения, но такое примитивное мышление, которое не допускает жизни в двух мирах, не вмещает Мира Надземного. «Грубость есть мрак невежества» 14. Невежества, не желающего познания, отрицающего всё за пределами своей узкой земной сферы. «Нельзя представить себе, насколько заражена Земля грубостью! Люди оказываются как бы окружёнными эпидемией заразной. (...) Сознание может защитить человека, но оно должно быть ясным» 15. Утончение мышления есть признак Культуры.

«Жестокость унижает человека». Это ярый антипод культуры, о которой сказано, что она «есть любовь к человеку». «...Большая часть жестокости происходит от невежества. (...) Невежда не понимает, что жестокость может быть не только телесной, но и психической. Последняя может быть особенно отвратительна» 16.

Можно было бы упомянуть ещё много мрачных свойств, несовместимых с понятием Культуры. Гораздо радостнее помыслить, какие светлые качества присущи культурному человеку. Можно сказать, что ни одно из известных нам и упомянутых в Учении лучших качеств и черт характера, от самых больших и всеобъемлющих до самых малых бытовых штрихов поведения, не чуждо ему. Рядом с ним хорошо живётся и легко дышится всему окружающему его миру. Почитающий Свет тем самым зажигает его в себе и изливает вокруг. Он не может иначе. «...Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» 17, — говорит Христос. Культура как «сочетание жизни и красоты» способствует внесению её в жизнь каждого дня.

Этот же свет, горящий в сердце, помогает мужественно противостоять всем врагам Культуры, невзирая на их многочисленность и ярость. Носитель Культуры знает, что он не один и что победа Света предрешена, как восход солнца.

Полезно было бы каждому спросить себя: культурный ли я человек? Этот вопрос уже подтолкнёт его к вступлению на путь совершенствования, отступать от которого можно только во тьму.

Устремимся к Свету!

9 октября 1994 г.

1 Цит. по: Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 29.05.1931.
2 Там же.
3 Листы Сада М. Озарение. 2–XII–4.
4 Иерархия. 173.
5 Там же. 249.
6 Там же. 331.
7 Там же. 390.
8 Мир Огненный. I. 190.
9 Братство. 137.
10 Луки. 6: 45.
11 Надземное. 912.
12 Там же. 905.
13 Иерархия. 182.
14 Надземное. 906.
15 Там же.
16 Там же. 907.
17 Матф. 5: 16.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.