Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение юридических конструкций.






Юридические конструкции представляют собой один из важнейших элементов правотворческой техники права:

1. являются способом упорядочения общественных отношений и придания им при анализе точности и четкости (становится возможна типизация ситуаций);

2. дают возможность теоретически осмыслить массу феноменов в целях последующего их распределения в законах в соответствии с четко сформулированными идеями;

3. позволяют идентифицировать и классифицировать юридические явления путем определения их так называемой юридической природы;

4. позволяют осуществить законодательную экономию за счет повышения степени абстрактности права; облегчают восприятие и изучение всего многообразия явлений права, так как упрощают все это множество частных случаев юридической практики;

5. способствуют концентрированному выражению содержания права (созданная модель — это своего рода лекало, она позволяет сразу урегулировать целый ряд жизненных ситуаций);

6. повышают производительность правоприменительной деятельности (исследование юридического дела по элементам юридической конструкции повышает эффективность).

Таким образом, для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.

 

21. Система права: понятие и основные элементы.

Система права – это внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Элементы системы права:

1. Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений (трудовое право) определённым методом. Отрасли права выделяются по предмету (регулируемые общественные отношения) и методу (способу) правового регулирования.

2. Подотрасль права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную область общественных отношений внутри отрасли права (жилищное, наследственное, договорное право внутри гражданского).

3. Институт права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли или подотрасли права (институт заработной платы внутри трудового права, межотраслевой институт юридической ответственности).

4. Субинститут права – это совокупность норм права, регулирующих качественно однородный вид общественных отношений внутри института права (субинститут сдельной заработной платы).

5. Норма права – первоэлемент системы права, который устанавливает право, обязанность, запрет или санкцию для участников правовых отношений.

Таким образом, система права имеет определённую структуру.

 

22. Система права и система законодательства: структурные и функциональные связи.

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1. система права (как его содержание) – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2. система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определённое единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3. право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4. проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является, прежде всего, местом закрепления правовых норм и средством придания им определённости и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно-обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1. норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2. система законодательства по своему объёму материала обширнее системы права, так как включает в своё содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3. деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4. структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5. система права имеет объективный характер. А система законодательства создаётся под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

23. Механизм правового регулирования: понятие и структура. Типы, методы и способы правового регулирования.

Механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Структура механизма правового регулирования:

1. Норма права – это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.

2. Юридический факт – конкретные жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения.

3. Правоприменительный акт – это официальный документ компетентно-го государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

4. Правовое отношение – связь субъектов права, основанная на норме права.

5. Акты реализации прав и обязанностей – это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

6. Законность – это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; принцип деятельности государственных органов, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний.

7. Правосознание.

Типы правового регулирования:

1. Общедозволительный – «разрешено всё, что не запрещено», применяется в частном праве;

2. Разрешительный – «запрещено всё, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.

Методы правового регулирования:

1. Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение);

2. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).

Способы правового регулирования:

1. Основные:

- дозволение – предоставление субъектам прав на совершение определённых действий;

- обязывание – возложение обязанности совершать определённые действия;

- запрет – возложение обязанности воздерживаться от запрещённых действий.

 

2. Дополнительные:

- поощрение – награждение субъекта за надлежащую реализацию норм права;

- рекомендация – предложение избрать наиболее целесообразный вариант правомерного поведения.

Таким образом, механизм правового регулирования имеет определённую структуру, типы, методы и способы правового регулирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.