Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Keywords

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономического английского языка № 2

РЕФЕРАТ

Формирование механизмов устойчивости промышленных предприятий

Аспирант Давыдов Д.С может быть допущен к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку Выполнил аспирант Давыдов Д.С (Экономика 38.06.01, кафедра Экономики и управления предприятиями, специальность 08.00.05)
Подпись ведущего преподавателя по английскому языку Дата Консультант по английскому языку к.ф.н. доц. Ильина Галина Александровна
Виза научного руководителя о соответствии содержания реферата теме диссертации Дата Научный руководитель д.э.н. проф. Алексеев Андрей Алексеевич

 

Санкт-Петербург

Г

Оглавление

  • Аннотация
  • Частотный словарь терминов
  • Введение

 

Annotation

This paper examines the main stages of development mechanism sustainable development of industrial enterprise.

Data are the steps: analysis of the current problems of sustainable development of industrial enterprises, determination of the conditions and factors of sustainable development, the creation of basic elements sustainable development mechanism.

The urgency of the problem is due to the role that industry plays in the economy.

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы разработки механизма

устойчивого развития промышленного предприятия.

К данным этапам относятся: анализ современных проблем устойчивого развития промышленных предприятий, определение условий и факторов устойчивого развития, создание базисных элементов механизма устойчивого развития. Актуальность проблемы обусловлена той ролью, которые промышленные предприятия играют в экономике страны.

 

Keywords

 

Sustainable development - устойчивое развитие;

Sustainable development mechanism - механизм устойчивого развития;

Potential – потенциал;

The level of competition in the industry - уровень конкуренции в отрасли;

Enterprise with higher growth potential – предприятие с более высоким потенциалом;

Work experience – опыт работы;

Faces the problem – столкнуться с проблемой;

Profits of competitors – прибыль конкурентов;

They own a company – владельцы компании;

Benefits from this agreement – выгоды от этого соглашения;

Huge potential company – огромный потенциал компании;

The impact of macroeconomic forces – воздействие макроэкономических сил;

Penetration barriers to the market – барьеры проникновения на рынок;

Analysis of the technological environment - анализ технологической среды;

Real and potential threats – реальные и потенциальные угрозы;

Beggar-thy-neighbor policy - политика, «разоряющая» соседа

comparative advantage – сравнительное преимущество

external market - внешний рынок

factory orders - производственные заказы

gap output (output gap) — экономический термин, введённый МВФ: разрыв

между фактическим и потенциальным объёмом производства

growth rates - темпы роста

internal market - внутренний рынок

long term contracts – контракты, заключенные на длительный срок

market liquidity - ликвидность рынка

national income - национальный доход

 

 

На экономическую устойчивость предприятия оказывают большое влияние как внешняя, так и внутренняя среда предприятия. Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово. Рассмотрим воздействие только некоторых из них. Рыночная среда представляет постоянную опасность для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы предприятия, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, барьеры проникновения на рынок.

Анализ технологической среды должен, по меньшей мере, учитывать изменение в технологиях производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении новейших товаров или услуг.

При изучении конкурентной среды предприятию необходимо оценивать, насколько сильна конкуренция, как она влияет на производство. Необходимо определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны.

Факторы социального характера отражают социальные процессы и тенденции, влияющие на деятельность предприятия (традиции, привычки, отношения людей к работе, вкусы и психологию потребителей и т.д.). Социальная составляющая влияет на уровень спроса, выбор рынков сбыта продукции, определяет параметры регионального рынка рабочей силы и т.д. Многие факторы экономической внешней среды должны постоянно оцениваться, так как состояние экономики влияет на цели предприятия. Это темпы инфляции, платежный баланс страны, уровень занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые во многом определяются внешней средой. Несмотря на важность всех составляющих внутренней среды предприятия, необходимо отметить, что предприятие – это, прежде всего коллектив работающих на нем людей, главное его богатство. От их способностей, образования, квалификации, опыта, отношения к труду, поведения и т.д. зависят, в конечном счете, имидж предприятия, качество выпускаемой продукции и результаты работы предприятия. Любое предприятие – это сложная социально-экономическая система.

Для организации эффективной предпринимательской деятельности предприятия важное значение имеет определение высшим руководством миссии предприятия, т.е. свое предназначение. Миссия предприятия тесно связана с его культурой, которая формирует репутацию (марку, имидж) предприятия. Имидж выражает ответственность предприятия перед потребителями, партнерами, районом его местонахождения и обществом,

стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

Любое предприятие можно представить в виде его производственного потенциала. Одним из инструментов, с помощью которого возможно воздействовать на экономическую устойчивость предприятия, является промышленно-производственный персонал или трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных, и духовных способностей, которые вне трудового процесса создание материальных благ и услуг не реализуются. Трудовой потенциал предприятия – это персонифицированная рабочая сила, обладающая своими индивидуальными качественными характеристиками. Он не является величиной постоянной и непрерывно изменяется.

Человеческий капитал предприятия является главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности которого зависит качество продукции, эффективность работы предприятия, его конкурентоспособность и экономическая устойчивость.

К промышленно-производственному персоналу относятся все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно-исследовательских, конструкторских, технологических служб и лабораторий, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия.

Конечной целью работы любого предприятия является прибыль, полученная от реализации готовой продукции. Прибыль является важнейшей категорией рыночных отношений и выполняет ряд важнейших функций. Она является показателем эффективности деятельности предприятия; обладает стимулирующей функцией, т.е. является основным источником прироста собственного капитала. Прибыль в рыночной экономике – это движущая сила и источник обновления производственных доходов и выпускаемой продукции. Кроме этого она является источником социальных благ для членов трудового коллектива.

За счет прибыли осуществляется материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. Таким образом, прибыль предприятия является основным факторам его экономического и социального развития.

Одним из факторов, влияющих на рост прибыли является производительность труда, которая на предприятии определяется как эффективность затрат живого труда.

Повышение производительности труда проявляется в том, что доля живого труда в изготовляемой продукции уменьшается, а доля прошлого труда увеличивается.

На производительность труда оказывают влияние следующие факторы: технический уровень производства; организация производства и труда; объем производства и структурные изменения в производстве; изменение внешних и природных условий; мотивация труда; сложившиеся взаимоотношения в рабочем коллективе; затраты на обеспечение здоровья персонала; потери от нарушений дисциплины; исполнительности; затраты на повышение квалификации.

При формировании коллективов и организации их функционирование важно изучить работника как личность, его потребности и мотивы. Знание методов убеждения, основанных на психологии и социологии личности, поможет руководителям структурных подразделений повысить надежность и эффективность управления.

При руководстве людьми очень важно поддерживать у подчиненных чувство самоуважения. Больше уделять внимание проблемам, а не личностям. В основе управления людьми должен лежать постулат, что плохо относиться к человеку – невыгодно.

В сложной сложившейся экономической обстановке на промышленных предприятиях на сегодняшний день можно выделить мотивацию, как одну из основных факторов повышения производительности труда. Мотивация может быть внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если работа интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Предоставление возможности повышения квалификации, прохождения профессиональной переподготовки дает возможность профессионального роста.

Внешняя мотивация может выступать как в административной, так и в экономической формах. Наиболее эффективна экономическая форма, которая позволяет осуществлять побуждение человека через экономические стимулы: материальное вознаграждение; оказание помощи на лечение; на приобретение путевок для отдыха; оказание помощи в устройстве детей в детский сад и т.д.

Большое значение в мотивации имеет личный пример руководителя любого уровня. Для повышения производительности труда надо не забывать использовать такие методы мотивации как разъяснения, наказание (за различные нарушения трудовой дисциплины или проступки сотрудников), воспитание. Эффективность мотивации оценивается по результатам деятельности сотрудников предприятия, по характеристикам, определяющим отношение к труду.

Мотивацию можно проводить по результатам и по статусу.

Важнейшей характеристикой человека является его здоровье. Изучение в статике и динамике потребностей, мотивов и потенциала работников предприятия является одним из условий правильного подбора коллектива и поддержание его в работоспособном состоянии. Потери рабочего времени из-за болезней и травм, полученных на предприятии в итоге снижается экономическая эффективность работы и прибыль предприятия.

Творческий потенциал человека и его активность позволяет увеличить число изобретений, патентов, ноу-хау, новых изделий на предприятии и в итоге увеличить прибыль предприятия и его экономическую устойчивость.

Не маловажным является и образование сотрудников предприятия. Доля специалистов с высшим и средним образованием, затраты на повышение квалификации, в конечном итоге сказываются на конечную деятельность предприятия. Именно профессионалы должны управлять предприятием, тем или иным родом деятельности и иногда предприятию будет обеспечена его экономическая устойчивость на рынке потребителей. А чем устойчивее работает предприятие, тем будет больше желающих устроиться на него работать, а, следовательно, можно найти специалистов нужной категории, разряда и профессии.

 

Проблема обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий в настоящее время становится особенно актуальной. В кризисных ситуациях формируется неустойчивость предприятия, что требует изучения его состояния и разработки мероприятий по обеспечению устойчивого развития. Научная новизна исследования заключается в обосновании теоретических положений и разработке рекомендаций по комплексной оценке уровня устойчивого развития промышленных предприятий. Теоретические разработки и рекомендации могут быть использованы промышленными предприятиями для формирования стратегии устойчивого развития в условиях рынка. Основные мероприятия, а также методы и инструменты позволяют сформировать механизм устойчивого развития промышленного предприятия. В экономическом словаре термин «механизм» определяется следующим образом: – это последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-либо действие, явление; – это система, устройство, определяющее порядок какого-либо действия [4, с 134].

Лафта Дж. К. приводит следующее определение механизма управления – это «совокупность средств воздействия, используемых в управлении, или, точнее, комплекс рычагов, используемых в управлении» [3, с. 349]. Дафт Р. описывает механизм управления как «совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей с целью побуждения их к достижению организационных целей» [2, с. 202]. Механизм управления наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. Механизм управления предприятием может быть реализован только в рамках системы управления, которая обеспечивает решение возникающих проблем предприятия. Механизмом, обеспечивающим устойчивое развитие предприятия, является эффективный управленческий процесс. Таким образом, механизм устойчивого развития – это такое состояние предприятия, при котором все его основные элементы находятся в состоянии поддерживать свои параметры в определенном диапазоне. Механизм управления устойчивым развитием промышленного предприятия относится к разряду управленческих процессов и реализуется поэтапно:

 

Этап 1. Формирование основ управления устойчивым развитием предприятия.

Этап 2. Качественный и количественный анализ факторов внешней и внутренней среды.

Этап 3. Оценка значимых факторов и проверка их соответствия условиям развития.

Этап 4. Анализ и оценка уровня устойчивого развития предприятия.

Этап 5. Разработка управленческих решений и рекомендаций, корректировка основ управления устойчивым развитием предприятия.

Этап 6. Оформление отчетности.

 

Рассмотрим более подробно механизм управления устойчивым развитием предприятия.

Этап 1. Формирование основ управления устойчивым развитием предприятия. Необходимо сформулировать стратегию, цели, функции, принципы и методы управления предприятием, а также конкретизировать субъект и объект управления в рамках концепции устойчивого развития предприятия [1, с. 34].

Этап 2. Необходим выбор конкретных методик, необходимых для анализа устойчивого развития промышленного предприятия. При разработке методик предлагается использовать два подхода. Первый из них связан с всесторонним анализом различных аспектов функционирования предприятия. Основным критерием здесь является полнота информации, что позволяет судить о сбалансированности и пропорциональности развития предприятия. Второй подход используется для оперативного контроля и прогнозирования угроз. Здесь в меньшей степени требуется использование всех показателей устойчивого развития. Основным критерием является оперативность поступления, обработки и анализа информации. Анализ влияния факторов на устойчивое развитие предприятия производится в следующей последовательности: количественное и качественное определение воздействия внешних и внутренних факторов на экономические результаты деятельности предприятия; количественное и качественное определение воздействия факторов экономической деятельности на показатели устойчивого развития предприятия.

Этап 3. Оценка значимых факторов и проверка их соответствия условиям развития. На основании изучения внешних и внутренних факторов предприятия выявляются основные возможности и угрозы, в результате чего оценивается потенциал устойчивости предприятия. Этап 4. Оценка и анализ уровня устойчивого развития предприятия. На этом этапе определяется конкретный набор показателей устойчивого развития – система показателей, производится их нормировка, определяется обобщенный показатель устойчивого развития. Предложенный алгоритм анализа и оценки соответствия экономической деятельности задачам устойчивого развития промышленного предприятия производится по состоянию

финансово-экономических показателей и показателей устойчивого развития.

Этап 5. В результате проведения анализа и оценки уровня устойчивого развития, предприятие проводит разработку управленческих решений и рекомендаций, корректировку целей, функций, принципов и методов управления устойчивым развитием. На основании анализа основных тенденций устойчивого развития разрабатываются рекомендации для руководства промышленного предприятия [1, с. 39].

Этап 6. Оформление отчетности. Информация об управлении устойчивым развитием предприятия должна быть представлена в виде открытой отчетности. Для этого GRI – Глобальной инициативой по отчетности (Global Reporting Initiative) было создано Руководство по отчетности в области устойчивого развития.

GRI классифицирует показатели результативности в иерархическую систему по категории и аспекту:

1. Прямые экономические воздействия (потребители, поставщики, персонал, государственный и общественный сектор).

2. Воздействия на окружающую среду (сырье, энергия, выбросы, сбросы и отходы, соответствие нормативным требованиям, транспорт и другие).

3. Организация труда и достойный труд (занятость, взаимоотношения персонала и руководства, охрана труда, обучение и образование и другие).

4. Права человека (стратегия и управление, недопущение дискриминации, дисциплинарная практика, подходы к обеспечению безопасности и другие).

5. Общество (взяточничество и коррупция, конкуренция и ценообразование и другие).

6. Ответственность за продукцию (здоровье и безопасность потребителей, продукция и услуги, реклама и другие) [5, с. 4]. Использование Руководства GRI приводит к созданию отчетов в области устойчивого развития для предприятий. В настоящее время Руководство GRI используют такие крупнейшие иностранные и российские компании, как Mitsubishi Corporation (Япония), British Airways (Великобритания), ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ФК «УРАЛСИБ» и другие [7]. Для того чтобы предприятие эффективно функционировало и устойчиво развивалось, необходимо определять методы непрерывного контроля над мероприятиями. Это называется мониторингом. Этот процесс включает сбор данных, отслеживающих динамику изменения состояния предприятия и выявление тенденций его развития. Для эффективности осуществления мониторинга устойчивого развития предприятий должно обеспечиваться соблюдение следующих условий: спланированная организация всех звеньев сбора, обработки и анализа информации; использования мощной технической базы; привлечение высококвалифицированных кадров; проведения компетентного методического контроля над процессом мониторинга; достаточность финансового обеспечения.

Управление устойчивым развитием предприятий основывается на постановке принципов управления, целей, функций и методов управления, а также выделении объекта и субъекта управления. Все вышеперечисленные элементы управления устойчивым развитием предприятия конкретизируются в рамках устойчивого развития таким образом, чтобы обеспечивать социальную стабильность, экологическое равновесие и экономический эффект.

Для эффективного функционирования важен не только характер факторов, но и эффективный механизм, обеспечивающий устойчивое развитие предприятия. Представленный механизм управления устойчивым развитием предприятия позволяет поэтапно разрабатывать грамотные управленческие решения в области устойчивого развития.

 

 

Литература:

 

1. Базарова Л.А. Менеджмент устойчивого развития. – М.: АСВ, 2007. – 118 с. 2. Дафт Р. Менеджмент/пер.с англ.. – СПб: Питер, 2006. – 864 с. 3. Лафта Дж. К. Менеджмент/пер.с англ..– М.: ТК Велби, 2004. – 592 с. 4. Новицкий Н.И. Организация, планирование и управление производством. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 301 с. 5. Руководство по отчетности в области устойчивого развития/пер. в англ. М: РОО «Эколайн», 2006. – 50 с. 6. Руководство по обеспечению устойчивого развития [Текст]. ГОСТ Р 54598.1–2011. М: Стандартинформ, 2012. – 12 с. 7. Global Reporting Initiative. – 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalreporting.org/Pages/default. aspx

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Билет №15. 1. Назовите способы развития коммуникативных способностей? | Обоснованность предложений и рекомендаций автора дипломной работы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.