Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые слова: научное наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирическая зависимость.






 

Наблюдение — это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.

Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. В систематических наблюдениях обязательно конструируется исследуемая ситуация. Случайные наблюдения – это наблюдения в условиях когда изучаемый в опыте объект не выявлен. Регистрируется только эффект – конечный результат взаимодействия. Неизвестно какие объекты участвуют, и что вызывает явление. Случайное наблюдение может стать причиной исследования, но оно должно стать систематическим в последствии.

Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требование к эксперименту – чистота его проведения, для достижения которой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемыми факторами. Число таких факторов конечно, и поэтому в границах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем.

Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений, поэтому он должен отвечать их методическим требованиям.

Научный эксперимент имеет классификацию:

– реальный (работает с реальными объектами)

– мысленный (формализованный, идеализированный)

– компьютерный

Измерение – метод, с помощью которого получают количественную информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качественных особенностях объекта, а измерение характеризует его количественную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов.

Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20 – 30 г. 20 века входит в употребление в социальных исследованиях.

Описание. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов.

С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систематизации, классификации и обобщения.

 

Вопрос 6. Наука в системе инновационной деятельности.

Ключевые слова: наука, инновационная деятельность, НИОКР, научные разработки, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал.

В ХХ веке в силу вступили факторы интенсивного экономического развития человечества. В целях рационализации научно-технических исследований, придания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности, включающая: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическую составляющую (технопарки); инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации. Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен, в том числе на энергоносители, экологических требований, требований безопасности.

Основными задачами НИОКР являются: новые знания и новые области их применения; теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации знаний в сфере производства; практическая реализация новшеств. НИОКР предполагает: фундаментальные исследования (теоретические и поисковые); прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; опытные и экспериментальные работы.

Задачей поисковых исследований является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и соединений. ОКР – завершающая стадия НИОКР, связанная с переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР. Разработки переводятся в форму инновационных проектов.

Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу.

Само по себе инновационные проекты могут быть не востребованы. Необходимы инновационные структуры. Они оформились в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, центров высоких технологий. Основными задачами этих структур являются: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; создание и развитие малых инновационных и венчурных фирм; селекция и поддержка перспективных научных проектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок; сервисное обслуживание; качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследований; обучение студентов; решение региональных проблем, связанных с переориентацией в экономике материало- и энергоемких отраслей на наукоемкие отрасли; создание предпосылок для эффективного обмена наукоемкой продукцией на мировом рынке.

Технопарки решают важнейшие проблемы регионального развития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. Исследовательские парки занимаются обеспечением создания условий для эффективного проведения научных разработок. Технологические парки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансфер технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. Промышленные парки обеспечивают размещение малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, создание производственных помещений и рабочих мест. Грюндерские парки, являясь разновидностью промышленных, поддерживают создание новых малых фирм в обрабатывающей промышленности. Инкубаторы малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторы могут находиться в составе технопарков или быть самостоятельными организациями.

Технопарки имеют такие крупные звенья, как: коммерческий центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские фирмы; венчурный фонд; инкубатор малых фирм; бизнес-центр.

Основные функции инновационных структур связаны с бизнес-планированием; маркетингом; аудитом, налоговым консультированием; оказанием кредитных услуг; консультаций по внешнеэкономической деятельности; помощи в получении правительственных заказов; поиске инвесторов; помощи в организации производства; решении технических вопросов; освоении технологий; лизинге высокотехнологичного оборудования; страховании имущества, инвестировании, перестраховании; ведении информационных баз данных; подготовке кадров; издательской деятельности; организации выставок; оказании хозяйственно-бытовых услуг.

Методология инновационной деятельности решает задачи реконструкции механизмов развития и функционирования инновационной экономики, характеризующейся, во-первых, высокими удельными затратами при сокращении времени инновационного цикла (интенсивный вариант); во-вторых, малыми удельными затратами ресурсов при условии доступа к высоким технологиям, освоенным в определенных кластерных зонах. Республика Беларусь, располагающая значительным промышленным потенциалом относится к типу модернизирующихся экономик инновационного типа. Это значит, что конкурентоспособность, рентабельность, эффективность ее производства связаны с механизмом функционирования инновационного цикла, в рамках которого важную роль играет научная, производственная, эксплуатационная фазы, а также зона перехода в очередной инновационный цикл. С точки зрения системотехнического подхода речь идет о деятельности ученых, инженеров, проектировщиков, менеджеров, экономистов, специалистов в области маркетинга и логистики.

Инновационная деятельность характеризуется определенной стадийностью, в рамках которой сформировалась методологическая специализация, отражающая анализ ключевых этапов инновационного цикла. Парадоксальность отечественной методологии науки заключается в том, что за редким исключением [1] узкоспециализированные методологические наработки не воспринимались как единая программа деятельности. Они практически оформились как самостоятельные сферы рефлексии. Речь идет о методологии научных исследований, общей методологии науки, логике научных исследований, философии науки, методологии научно-технических дисциплин, методологии инженерного творчества и методологии решения инженерных задач, методологии инженерной деятельности, философии техники, методологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности, методологии проектирования, методологии инновационного менеджмента.

Проблема заключается в том, что методологическая культура, имеющая такой значительный потенциал наработок, не имела мировоззренческой ориентации на конкретный тип социальной программы. Ситуация изменилась в 2007 году, когда была сформулирована стратегия перехода белорусской экономики в русло инновационного развития. Эта стратегия в настоящее время обеспечена соответствующей нормативной базой и инфраструктурой.

Мировоззренческая идея позволяет по новому видеть существующий методологический арсенал и соответствующим образом оценивать его возможности и слабые места. Фактически речь идет о том, что трансформация инновационной культуры происходит не только на уровне субъектов непосредственной реализации научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой деятельности, но и на уровне методологов, предметом изучения которых является инновационная деятельность.

Анализ основных стадий инновационного цикла показывает, что в Беларуси имеется достаточно развитая инфраструктура сектора научно-исследовательской деятельности. Эта инфраструктура была сформирована в 60-70 годах ХХ века в виде научных школ, связанных с актуальными направлениями развития математики, физики, химии, биологии, географии, геологии. На их богатом материале сформировалась методологическая рефлексия минской школы, в рамках которой был актуализирован специальный понятийный аппарат (идеалы и нормы научной деятельности, научная картина мира, философские принципы, эмпирический и теоретический уровни научных исследований, научная теория, научный факт, методы научных исследований), позволивший осуществить реконструкцию исследовательского процесса и привлечь внимание физиков, химиков, математиков к обсуждению ключевых аспектов содержания и качества их деятельности.

 

 

ТЕМА 11. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.

(Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены А.И.Лойко - вопрос 3, Н, Н.Жоголь - вопросы 1 и 2, Л.Р.Сарахатуновым - вопрос 2).

 

Вопрос 1. Общество как область изучения социальной философии.

 

Ключевые слова

Общество, личность, структура общества, диалектика, синергетика, общество как самоорганизующееся система, общество неопределенности и рисков, однолинейность, поливариантность, хаос, порядок, методология социального познания, натуралистический и культурцентристский подходы, системный подход, структурно-функциональный анализ.

 

Каждый человек оригинален, неповторим. Рядом с ним живут такие же отдельные люди, претендующие быть субъектами, носителями свободного, творческого отношения к миру. А где же общество? И что это такое? На эти вопросы в первом приближении к своему предмету должна ответить социальная философия.

Неслучайно, например, на 38-м конгрессе МИС (Международного института социологии) пристальное внимание было обращено на биологические коллективности общественных насекомых (пчел, муравьев, ос), прозвучала даже идея о преимуществе этих сообществ над человеческим обществом. Один из докладчиков Р.Гадаккар так и озаглавил свой доклад: «Чему мы можем научиться у общественных насекомых?», где отмечено, что жизнь этих сообществ характеризуется такими свойствами как наличие символического языка, кооперации, интеграции, альтруизма, самопожертвования.

Даже на таком примере мы можем убедиться, что не удастся свести сообщество к механической сумме составляющих его индивидов. Поэтому одна из задач, состоящих перед социальной философией, состоит в том, чтобы выяснить, что означает общественность человеческой жизни, каковы ее основания, как она возможна.

Например, известный французский философ XX века А. Бергсон (1859-1941) считал, что авторитет целого проявляет себя через моральную обязанность, которая, придавая единство различным социальным требованиям, имеет природное основание, наподобие инстинкта в муравейнике. Это некая «форма», «фундаментальная структура» отношений в обществе, когда индивидуальное и социальное не разграничиваются, а их позиции изогнуты в направлении друг к другу. Глубинные слои социальной жизни, считал он, сливаются с природным началом. «Имеется естественное человеческой общество, смутно предвосхищенное в нас», которое, по его мнению, представляет схему для реализации полной свободы интеллекта и воли. Моральная обязанность – это «необходимость целого, понятая через случайность частей», подобно силе тяготения в теле она есть сила постоянного направления в душе, с помощью которой воля каждого индивида склоняется в русло связи в группе.

Несомненно, общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX- начале XX века (А. Шеффле, Р.Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т.п.

Некоторые придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Оправдан такой вариант социальности, считали они, который соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека. Другие рассматривали общество как результат соглашения индивидов (теория общественного договора – Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории социального действия (М. Вебер, Ф.В. Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функциональный анализ (Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р. Мертон) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необходимых для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Р.Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез и др.), настаивая на радикальной плюральности человеческой жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества.

Благодаря К. Марксу в XX веке широкое распространение получил деятельностный подход в объяснении социальности, согласно которому в первую очередь трудовая деятельность по производству материальных благ создает каркас общества. Сегодня акценты смещаются на жизнетворчество, где, в отличие от Маркса, на первом плане не большие социальные группы, а индивид как субъект социальных связей. С этих позиций «новая общественность» понимается как результат коммуникации свободных и равных индивидов по установлению норм, правил своего существования.

Возникновение общности между индивидами предполагает наличие сходства между ними, открытости, естественности, совместимости, взаимодействия их жизнедеятельности. Задача, стоящая пред общественностью, состоит в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.

Таким образом, важнейшая проблема социальной философии – выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Такая постановка задачи в корне отличает социальную философию от других социальных наук, которых в современных условиях великое множество: социология, политология, демография, социальная статистика, социальная психология, различные экономические, юридические дисциплины, теория социального управления и т.д.

Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества. Острота этой проблемы в современных условиях не вызывает сомнений.

Появился новый термин «индивидуализированное общество», который означает, что оно состоит из индивидов, сформированных обществом в упрощенных формах. Они не дотягивают до личности, лишены чувства ответственности и солидарности. Эгоист, негативный индивид, неукорененный в социальную ткань, ощущает социальную реальность как неподвластную себе. Это индивидуализированное общество складывается в первую очередь под влиянием глобализации капитала, которая подминает под себя самобытность и на уровне отдельного человека, и наций, государств, культур.

Потребительство расщепляет социальные связи, приводит в прогрессирующей аномии (распаду норм), главным итогом этих процессов является одиночество. Планирование временности человеческих отношений приводит в конечном итоге к отсутствию стратегических целей на уровне общества. Буржуазность не удерживает общество на уровне целостности.

Массовая культура воплощает собой реальный механизм изменений в системе ценностей, результатом чего выступает либертаризм как требование неограниченной свободы, которое разрушает общественную солидарность. В процессе движения к постиндустриальному обществу нужда в нормах ослабевает в связи с тем, что они уже не так важны для коллективного выживания, как это было раньше – в доиндустриальном и индустриальном обществе. Человек чувствует себя не способным контролировать социальные процессы, планировать и достигать долговременных целей, он живет в ситуации неопределенности, в обществе рисков. Отсюда не только одиночество людей, но и апатия масс.

Массовая культура, являясь важнейшим фактором формирования информационного индустриального капитализма, продуцирует примитивные культурные формы. При отсутствии конкуренции с историческими самобытными культурами в условиях глобализации зависимость западного общества от приоритета материальных ценностей усугубляется, получается замкнутый круг. Причем, практика показывает, что сходные явления переживают и постсоциалистические страны. Поддаваясь «мягкой мощи» (soft power) массовой культуры, переняв внешне западный образ жизни, они не освоили внутренне достижений западной культуры. В результате получили экономического человека, который хочет «все и сразу», рыночная ориентация преобладает для него над всеми другими, все вещи он уподобляет товару. Любая деятельность превращается в бизнес, успех соизмеряется деньгами. Такое состояние в системе ценностей общества получило название неолиберализм. Либертаризм (неограниченная свобода) вместе с неолиберализмом подтачивают нормативно-ценностное единство общества, что чревато опасностью даже для богатых стран.

Советский Союз обладал определенным преимуществом в плане ценностного единства общества, он был соперником США по «мягкой мощи» (выиграл войну с фашизмом, имел высокие достижения в области спорта, искусства, освоения космоса и пр.), но проиграл борьбу за массовую культуру. В современных условиях есть примеры, когда массовая культура была удачно спроецирована на национальную трудовую этику, например, в Юго-восточной Азии, в частности, в Южной Корее. Это говорит в пользу того, что возможно движение к некоему общественному идеалу, который бы соответствовал природе человека и общества. Описать такой идеал и наметить пути его освоения призвана социальная философия.

Кроме этих двух важнейших проблем (целостность социальной жизни, взаимодействия личного и социального) социальная философия препарирует общество и в других срезах. Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Собственно говоря, решая эту задачу, социальная философия заявляет о себе как о научной области знания. Чтобы это стало возможным, в свое время, начиная с XVIII в., потребовался подлинный переворот в научном мышлении, который завершился в XX веке.

Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, согласно которым в обществе имеют место законы-тенденции, формирующиеся на основе материальной стороны жизни общества, а именно способа производства материальных благ. Тем самым марксизм заявил о том, что наука об обществе возможна наподобие наук о природе, хотя общество и обладает определенной спецификой: здесь интересы прокладывают себе дорогу через интересы, сознание, деятельность отдельных людей. Общественное бытие определяет общественное сознание – известный тезис Маркса, который вызвал не только одобрение многочисленных последователей, но и обвинения в экономическом детерминизме, недооценке духовной жизни общества. Время господства марксизма ушло в прошлое, но проблема осталась - существуют ли законы общественного развития, и если да, то какова их специфика - для социальной философии этот вопрос до конца еще не решен.

Многие связывают надежды на прояснение ситуации с помощью синергетики как теории развития самоорганизующихся систем, которая, в отличие от диалектики, может дать свежий взгляд на социальную действительность, отведя более узкое место прежним методологическим позициям. Как говорит В.Г.Федотова, в классовом обществе бытие определяет сознание, а в «обществе риска» сознание определяет бытие, «в ситуации риска нет ничего само собой разумеющегося».

Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции. Сегодня по сравнению с марксизмом имеет место своеобразная реабилитация духовной стороны жизни общества. Уже не классы выступают в качестве главных акторов, а религиозные образования (традиционные и новые), транснациональные движения и корпорации, а также протестные движения, связанные с экологией, антиглобализмом.

Экономика уже не является полновластной хозяйкой, имеет место повышенный интерес к субъективности, в том числе нерациональной и иррациональной, растет уважение к разнообразию людей, возрастает роль неправительственных, добровольных организаций. Привлекательной является идея социогеографического пространства, главными акторами которого рассматриваются нации-государства, бизнес-корпорации, религии. Имеют место футурологические прогнозы о власти информационных сетей – нетократии. Нетократы эффективно пользуются «мягкой мощью», создают привлекательные для людей новые образцы поведения, объединяя их по интересам, а не вокруг традиционных прав и обязанностей.

Социальная философия призвана осмыслить наиболее эффективное соотношение устойчивости и изменчивости в историческом развитии. По сравнению с марксизмом значимым фактором динамики общества усматривается не революция, а постоянная готовность к эволюционным изменениям.

Можно обозначить целый блок проблем, связанных с философией истории: это не только указанные нами проблемы закономерного развития, движущих сил, но и такие как проблема целостности истории (цикличность, линейность, неопределенность движения), куда идет история, смысл истории, проблема соотношения объективного и субъективного, свободы и необходимости, и, наконец, познаваема ли история.

Говоря о соотношении объективного и субъективного, необходимо отметить коренное отличие в решении этой проблемы классической и неклассической философии. Первая ставила задачу открыть объективные, не зависящие от сознания процессы; вторая вводит понятие интерсубъективности, чтобы понять специфику социального. Их можно соотнести как тезис и антитезис, что подводит современную социальную философию к поиску третьей позиции на уровне синтеза.

Это позволит социальной философии выяснить, не только как общество влияет на индивида, но и как индивид может влиять на общество. Трудно не согласиться с известным высказыванием Маркса, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Сегодня мы понимаем важность и второй части этого взаимодействия: личность является важнейшим источником динамизма, она может и должна стать субъектом свободного, творческого отношения к социальному и природному миру.

Марксизм в свое время тесно увязывал вопрос о революционном изменении общества с его социальной структурой, где задавали тон отношения классов-антагонистов. Вопрос о социальной структуре вписывается в связку философских категорий общественное-групповое-личное в виде ее среднего звена. Групповое в лице семьи, классов, прослоек, различных добровольных объединений, сетевых сообществ, таких социальных общностей как род, племя, народность, нация, гражданское общество, человечество в целом, - все это представляет собой еще один срез предмета социальной философии.

Современный технологический переворот, связанный с информацией, создает принципиально новые предпосылки для формирования общепланетарного единства человечества, новой суперсистемы, объединяющей все человечество общими социально-культурными, экономическими, политическими и иными связями.

Для характеристики этих процессов употребляют такие понятия как интернационализация, универсализация, глобализация. Данные процессы предъявляют новые требования и к человечеству, и к отдельной личности. Для последней особенно значимыми становятся наряду с высочайшей профессиональной компетентностью чувство ответственности и приверженности общечеловеческим нравственным ценностям.

В современных условиях подчеркивается важность гражданского общества – такого социального объединения, которое ставит своей задачей гарантию прав и свобод личности на основе равенства всех перед законом (идея правового государства). Проблема социального неравенства очень остро ставилась марксизмом, сегодня мы извлекаем уроки воплощения в жизнь его рецептов. Насильственная перекройка канвы отношений социальных групп воспринимается в настоящее время как далеко не самый эффективный путь. Призвание социальной философии – найти золотую середину между свободой личности и равенством, справедливостью в обществе.

Информационное общество может значительно изменить социальную структуру, востребовав лишь самых квалифицированных специалистов, которые составят лишь около 20% от общего количества трудоспособного населения. В то же время возрастает потребность в работниках низкой квалификации для заводов и строек. Таким тенденциям формирующегося рынка труда не соответствуют устремления преобладающего большинства выпускников школ и их родителей, ориентированных на получение высшего образования. Появился даже такой термин как «интеллектуальный пролетарий», обозначающий людей, имеющих высшее образование, но не востребованным по своей специальности.

Социальная философия призвана спрогнозировать возможные позитивные и негативные последствия примечательного явления современности – ускоренное формирование мирового информационного пространства, которое характеризуется процессом детерриторизации (стирания географических, национально-культурных и других границ в рамках информационных коммуникаций). В этих условиях актуализируется такая социальная проблема как укрепление жизнеустойчивости человечества за счет неисчерпаемого многообразия на национальном, региональном, личностном уровнях. Унификация, проистекающая из массовой культуры, представляет в этом плане определенную опасность.

Традиционные колебания в истории человечества между антропоцентризмом и социоцентризмом современная философия призвана вписать в трилемму, где в роли фактора, снимающего эту дилемму выступит антропокосмизм. Предметом пристального внимания выступают коэволюционные процессы, которые предполагают сопряженность развития общества, личности и природы.

Выделяя в составе общества такие структуры как экономическая, политическая, социальная, духовная, социальная философия должна проанализировать специфику их влияния на общество, отношения между ними, какая из них играет определяющую роль в тот или иной период. Например, Маркс подчеркивал решающую роль в индустриальном обществе экономической структуры. Стремление воплотить эти идеи в практике социализма продемонстрировало первенство политической структуры. Сегодня фиксируют выдвижение на первый план духовной структуры.

Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания. Общепринятым сегодня считается мнение, что однозначной, «образцовой» методологической картины, как это было в недалеком прошлом, быть не может. В марксизме эту роль играла диалектика как учение о всеобщей связи, целостности, системности мира и его развитии. Диалектика исходила из объект-субъектной парадигмы, мир описывался с позиций линейности, однонаправленности. Отсюда вытекали установки на полный контроль над миром как объектом, монологизм, праксеологический активизм.

В настоящий момент говорится о необходимости диахронного развития научного знания, к одним и тем же социальным объектам могут применяться и натуралистические (нацеленные на поиск объективного знания), и культурцентристские (направленные на расширение диалога с тем, кого мы познаем, здесь знание субъектно) подходы. Анализ общества с позиций жестких детерминистских моделей уже невозможен. Высказывается даже предположение, что наступил век методологического плюрализма. Социальная философия повернулась лицом к многообразию различных проявлений социальной жизни. В противовес детерминистскому взгляду возникло понятие «общество неопределенности и рисков», а контекстуальность, многовариантность, мультикультурализм претендуют на статус ведущих методологических понятий.

Значит ли это, что приемы, наработанные философией в русле диалектики, должны быть целиком отброшены? Например, сегодня говорят о таких методологических принципах как сочетание противоположностей, антитетичность, которые перекликаются с законами диалектики. Антитетичность состоит в необходимости организовать диалог между тезисом и антитезисом. Если формулируется некоторая сильная идея, то всегда обнаруживается ей противоположная, не менее сильная. В их диалоге и осуществляется философия. Антитетичность на уровне метода может предстать как соотношение естественнонаучного и гуманитарного подходов, рационального и эмоционального понимания. Исходя из этого подхода можно выделить три основные предметные позиции, которыми пронизаны все социальные науки: индивид-общество, действие-структура, микроанализ-макроанализ. А тенденции к универсальности в науке и коммуникативный поворот расцениваются как тезис и антитезис, что тоже соотносимо с диалектическими идеями. По мнению известного специалиста в области синергетики Чернавского Д.С., диалектика Гегеля права, говоря, что количество переходит в качество, но когда оно возникает, почему и каким образом, знает синергетика.

К синергетике мы обратимся чуть позже, теперь же отметим следующее. В философии наработано многовековая традиция диалектически смотреть на вещи, которая плодотворно может работать при анализе социума. Диалектический взгляд на общество может помочь избежать серьезных потерь при переходе от одного состояния в развитии общества к другому. Умение сохранить все жизнеспособное является гарантом для успешного дальнейшего развития. Философский взгляд на вещи с позиций диалектики предполагает умение видеть их во взаимосвязи устойчивости и изменчивости. Это означает, что человек и общество должны быть готовы к постоянным эволюционным изменениям, если они хотят избежать катаклизмов революционного характера.

Необходимо помнить, что любое желаемое социальное качество требует времени для своего вызревания, целенаправленных, сознательных, творческих усилий. Попытка гнать лошадку-историю усиленными темпами чревата опасными последствиями: культурный слой, как и гумус в природе, растет очень медленными темпами, в авральном режиме социальные проблемы не решаются.

Солидную эвристическую нагрузку несет в себе видение общества через призму диалектических понятий: часть и целое; единичное, особенное и общее; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность; необходимость и случайность; структура и элемент; единое и многое и др.

Философский взгляд на мир предполагает умение видеть его системную организацию. Системный подход в анализе общества дополняется структурным и функциональным. Каждый из элементов системы выполняет специфические функции, гармоничное соотношение которых порождает ее целостность. Причем, если ранее основой целостности общества считалось материальное производство, сегодня склонны на первый план выдвигать духовные ценности, например, для гражданского общества системосозидающими являются права и обязанности личности.

Человек может выступать частью различных проявлений целого: семья, социальная группа, нация, государство. Важность национальной самоидентификации, в частности, может быть проанализирована с помощью понятий единичное, особенное, общее. Нация может быть рассмотрена как такая органичная социальная общность, которая, являясь «домом» для взращивания личностного начала в человеке, выстраивает мостик для его связи с человечеством в целом.

Если же мы посмотрим на это с позиции взаимосвязи содержания и формы, то можем сказать, что лишь неформальная, а содержательная, внутренняя связь с великими произведениями национальной культуры будет основанием для личностного роста. Взгляд на эту проблему через призму взаимосвязи единого и многого позволяет сделать вывод, что чем разнообразнее национальные культуры, тем успешнее достигается единение народов. Единое теряет от однообразия как наций, так и личностей.

Действительность всегда чревата различными возможностями развития – известна идея в диалектике, которая, однако, осталась на периферии ее поля зрения в отличие от синергетики как теории развития самоорганизующихся систем.

Если говорить о взаимосвязи необходимости и случайности, то общество в этом плане является очень сложным объектом научного исследования. Выявление необходимости предполагает фиксацию закономерного, устойчивого, повторяющегося в поведении огромных масс людей, каждый из которых действует неповторимо, целенаправленно, сознательно. Если в недавнем прошлом в поисках закономерностей общество рассматривали подобно процессам и явлениям природного мира, то сегодня о закономерностях общественной жизни философия говорит в более мягких тонах. Опираясь на методы социальной статистики, можно выявлять определенные тенденции жизни социума.

Преодолевая с помощью синергетики однолинейный стиль мышления классической философии, современные мыслители более высоко оценивают роль случайности в обществе как самоорганизующейся системе.

Синергетика описывает развитие мира как спонтанное, нелинейное, поливероятностное, которому присуще определенное соотношение между хаосом и порядком. В идеале речь должна идти о том, чтобы порядок позволял состояться свободе, изменению, а последние не перечеркивали бы порядок. Синергетика, как и диалектика в прошлом, претендует на описание некоего варианта мироупорядочения, где провозглашается общность законов природы, общества и мышления.

В отличие от диалектики, с помощью которой сконцентрировали внимание на исследовании закономерностей общества, синергетика прокладывает дорогу к личности, перед которой она ставит проблему мировоззренческого поиска, определения своего места в становящемся мире. Говоря о новом диалоге между человеком и природой, синергетика отводит роль творчеству как ведущему фактору в этом процессе. Один из основоположников синергетики И.Пригожин считает, что поиск нового единства между человеком и природой является выражением фундаментальной тенденции во Вселенной. Причем, мир воспринимается как нерасчлененная реальность, материальная и духовная одновременно. Это очень важный момент для нового этапа в философии, т.к. во многих своих вариантах в прошлом она тяготела либо к материализму, либо к идеализму.

Ставя вопрос о необходимости формирования целостного мировосприятия, синергетика говорит о магистральном поиске смысложизненной целостности «Человек-Вселенная», где человеку отводится роль старательного ученика, который выстраивает свое индивидуальное бытие по законам универсального миропорядка. Возвышая организацию себя до уровня Абсолютных смыслов, человек способен встраивать свою жизнь в общий поток гармонизации и упорядочения бытия.

В таком контексте самоорганизация духовного развития человечества рассматривается как одна из форм мироупорядочения. А все предыдущее развитие философии представляет собой инструментарий для осмысления вечных, абсолютных, метафизических смыслов бытия.

Формирование правильного мировоззрения является спасительной соломинкой, за которую может схватиться человечество перед угрозой возможной глобальной катастрофы. Усвоение философского взгляда на общество позволит мыслить с позиции единства социального пространства и исторического времени. Философия смещает человека с «кочки» зрения частичного индивида и призывает мыслить как «гражданин мира» (И.Кант) и «от имени свершившейся истории» (Гегель).

Многовековая философская традиция в лице диалектики не отвергается синергетическими исследованиями, а корректируется, уточняется, дополняется. Синергетика в отличие от диалектики исходит из субъект-субъектной парадигмы, благодаря чему происходит закладка аксеологических оснований культуры диалогического типа.

Синергетика преодолевая бинаризм (видение мира через соотношение противоположностей), к которому тяготела диалектика, собирает в рамках глобального эволюционизма воедино то, что было разделено на части. Необходимость этого процесса осознается не только в синергетике, но и в триалектике, которая развивает идее диалектики, но уже в рамках постнеклассической науки. Если диалектика исходила из дилеммы как принципа классической науки, то в триалектике ее заменяет трилемма, в которой исследователь является обязательной частью организованного им поиска. Примеры трилеммы:

«поиск» «жизнь»

 

«вопрос» «ответ» «рождение» «смерть»

 

В трилемме имеет место принцип двойной соподчиненности: благодаря горизонтальной упорядоченности система является жесткой, а благодаря вертикальной – пластичной. Применительно к человеку из этой идеи вытекает нравственный принцип принятия и учета двух логик: согласно одной, он, опираясь на интуицию, осуществляет поиск возможного решения, а используя классический принцип «или-или», реализует его.

В современных условиях нельзя априорно решать, где и как работает та или иная методология. Велением времени является гибкая рациональность и методологическая толерантность. Ныне размываются границы не только между социально-гуманитарными дисциплинами, но и между науками об обществе и науками о природе. Происходят интегративные процессы не только в науке, но и в мировоззрении. Перед философией сегодня вырисовывается перспектива формирования нового синтеза с наукой, религией, моралью, что призвано обеспечить опережающее духовное развитие общества по отношению к техническому. Конечная цель событийного ряда во Вселенной – это возвращение к первопричине, единству, которое человек зафиксирует с помощью любви как мировоззренческого чувства.

 

Вопрос 2. Экономические, политические, духовные отношения в обществе: индивидуальное и общественное сознание.

 

Ключевые слова.

 

Индивидуальное сознание, общественное сознание, обыденное сознание, теоретическое сознание, общественная психология, общественная идеология, формы общественного сознания: наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое сознание, политическое сознание, культура, духовная культура, личность.

 

 

В теме «Общество как предмет философского анализа» мы говорили, что важнейшим аспектом предмета социальной философии является специфика взаимодействия личности и общества. В данном вопросе внимание будет сосредоточено на одной из сторон этого взаимодействия – сознании.

Индивидуальное сознание – это живое сознание отдельного человека. Оно формируется под влиянием его собственной жизненной ситуации в мире. На её основе складывается личностный опыт, который корректируется под влиянием образования, воспитания, общения с другими людьми, усвоения социальных ценностей, погружения в мир культуры, мир природы. На него влияют также природные задатки каждого отдельного человека, его характер, его вкусы и т.д.

Каждый человек создаёт себя сам и в то же время он – творение эпохи. До поры до времени, пока у него не выросли крылья собственного духовного полёта, он как в коконе, формируется в колыбели уже существующего социального опыта. В последствии человек и сам уже будет в состоянии обогатить эту копилку своим собственным творчеством.

Индивидуальное сознание – это неповторимый духовный мир, который включает в себя знания, взгляды, интересы, чувства, переживания и т.д., которые однако могут объединять его с другими людьми. В каком-то отношении индивидуальное сознание может проигрывать по сравнению с общественным, выражая ближайшие, повседневные интересы, оно может недотягиваться до той полноты охваты социального опыта, который там имеется. Но временами оно может бросить вызов консервативным установкам общества, обеспечивая прорыв к более высоким уровням осмысления реальности, обогащая тем самым общественное сознание.

Общественное сознание – это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию и приобрёл статус общезначимой ценности. Поэтому для общества очень важно умение своевременно заметить, по достоинству оценить такие завоевания индивидуального сознания, сохранить и развить их. Процесс социализации новаторских идей чреват и опасностями, связанными с тем, что общество может быть ещё не готово к адекватному пониманию оригинальных идей. Они могут быть искажены в угоду политическим соображениям, популистским настроениям и просто в силу мифотворческих процессов, присущих массовому сознанию.

С другой стороны, какими бы авторитетными ни были определённые идеи, личность должна их подвергать самостоятельной критической проверке, чтобы не быть заложником идеологических спекуляций. Для этого очень важна возможность и способность получать и самостоятельно анализировать достоверную информацию.

Не только индивидуальное сознание может пострадать от незрелости общественного, но и последнее зависит от готовности, духовной зрелости, умения отдельных людей распорядиться накопленным духовным богатством. Таким образом, взаимодействуя, индивидуальное и общественное сознание обогащают друг друга.

Общественное сознание имеет свою структуру: в условно «вертикальном» ракурсе – это уровни, в «горизонтальном» - формы. Говоря об уровнях, выделяют обыденный и теоретический. Обыденное сознание отвечает непосредственно жизненно практическим запросам, оно оперирует житейскими понятиями и представлениями. Ему присущ некий вариант целостного жизнепонимания, но оно стихийно, несистематизировано, что служило поводом не так давно принижать роль обыденного сознания по сравнению с теоретическим. На уровне «здравого смысла» обыденное сознание позволяет фиксировать глубинный срез бытия, что даёт возможность человеку, не владеющему в достаточном объёме теоретическими знаниями, вести себя достойно, по житейски мудро.

Теоретическому сознанию, несмотря на его систематичность, доказательность, порой не хватает живой связи с действительностью, полноты и цельности мировосприятия. Обыденное и теоретическое сознание в процессе взаимодействия обогащают друг друга. Теоретическое черпает в обыденном неиссякаемые источники своего развития, а обыденное постоянно пополняется популярным изложением теоретических идей.

Особый интерес философии в качестве специфических граней этих уровней привлекают общественная психология и общественная идеология. Общественная психология включает мысли, чувства, настроения, привычки, склонности, некую преобладающую мотивацию в поведении той или иной социальной группы. Например, примечательной чертой белорусов является толерантность, хотя за определёнными пределами она может противоречить коренным интересам народа.

На групповых, классовых интересах акцентирует свое внимание общественная идеология. В своё время Маркс дал резкую отповедь буржуазной идеологии, которая, защищая узкоклассовые интересы буржуа, утрировала картину общественной жизни. В противовес реакционной идеологии нужно выработать, по его мнению, прогрессивную идеологию, которая защищает интересы передовых классов, имелся в виду в первую очередь рабочий класс.

Таким образом идеологи, став на позиции определённого класса, создают более или менее логически выверенный вариант обоснования интересов этой группы. В данном случае учитывается и общественная психология этой группы и общества в целом. В результате идеология представляет собой систематизированное описание и оценку социальной действительности и путей её преобразования с позиции определённого класса, партии. В политике идеология может представлять собой систему политических взглядов, анализирующих определённые пути завоевания власти. Обоснованность этих взглядов может быть сомнительной, например в идеологии фашистских, экстремистских партий и движений.

Термин идеология может употребляться и в другом смысле, исходящем из термина «идея». В данном случае имеется в виду своеобразная регулятивная идея, которая могла бы консолидировать общество, придать его движению организованный, системный характер. В любом случае общественное мнение должно чувствовать, где идеология во втором смысле соскальзывает на рельсы пропаганды идеологической иллюзии, когда интересы господствующего класса выдаются за единственно разумные, всеобщие и общезначимые.

В годы перестройки был особенно популярным термин деидеологизация, который предполагал необходимость преодоления коммунистической идеологии в силу того, что она, предлагая высокие принципы социальной справедливости, зачастую выдавала желаемое за действительное и поэтому закрывала глаза на реальные противоречия социальной жизни, не соотносила адекватно гуманные цели и средства их достижения. В результате особенно пострадали общественные науки, философия, искусство, которые вынуждены были заниматься апологетикой социального строя.

В современных условиях, когда человечество консолидируется в рамках новой единой социальной общности, особенно актуальными становятся общечеловеческие ценности. Поэтому их системное обоснование как своеобразного идеала развития личности и общества может иметь место в виде идеологии, если мы будем помнить о тех подводных рифах, которые имеют место на этом пути.

В духовной деятельности людей можно выделить различные сферы. Сообразно с ними можно обозначить следующие формы общественного сознания: наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое и политическое сознание.

На ранних ступенях развития человеческого общества имело место синкретичное, не расчленённое на отдельные формы общественное сознание. Затем начинают формироваться такие формы, как мораль, искусство, религия. С разделением труда и возникновением классов и государства появляются условия для возникновения политического и правового сознания, науки и философии.

Будучи взаимосвязанными, формы общественного сознания относительно автономны. У каждой из них свой профессиональный язык, свои способы и средства влияния на духовную ситуацию времени, в том числе и в её практических проявлениях на уровне конкретных социальных событий. Поначалу каждая из идей, входящих в содержание той или иной формы, имеет чёткую печать индивидуального творчества, но затем, включаясь в межличностные отношения, она приобретает самостоятельную жизнь и может далеко уходить от своего автора, претерпевая перипетии социализации в тех или иных условиях. Можно привести в качестве примера судьбу философских идей Ф.Ницше. истинная ценность тех или иных идей проверяется временем.

В различные исторические эпохи преимущественное развитие получают те или иные формы общественного сознания. В античности философия занимала ведущие позиции, в эпоху Средневековья – религия, в условиях Возрождения – искусство, Новое время знаменует собой первенство науки, 20-ый век – век политических катаклизмов, сегодня фиксируют выдвижение на первый план религии и её сближение с политикой. Как видим, у общественного сознания богатые возможности ответить адекватно на вызовы истории.

Созидательные возможности общественного сознания работают и на отдельного человека, и на культуру в целом. Личность не может состояться без погружения в поле культуры, которая формируется общественным сознанием, без принятия ценностей культуры в качестве камертона собственной духовной жизни. С другой стороны, культура лишается своих созидательных возможностей, они костенеют, застывают, не воплощаясь через творческие возможности личности в те или иные социальные события. Таким образом, зазор между духовными ценностями и социальными реалиями заполняет личность, обладающая сознанием и свободой выбора.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории.

Обобщим, политика - это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество - это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть - это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Термин 'власть' используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти; человека, наделенного властью; силу, обеспечивающую подчинение и порядок в обществе. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия " власть".


Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления (вождя над племенем, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государственных органов над гражданами и так далее) не могла бы существовать ни одна из общностей. Власть рассматривается не как определенное качество или свойство, а как отношение между субъектами, как функциональная связь между ними, то есть она предстает в виде полномочий и способностей осуществлять управляющие, регулирующие действия, важные для всей политической системы. Согласно такому подходу, существует две стороны " властной медали" - руководителя и подчиненного. Если нет двух субъектов, то нет и власти.

Итак, власть рождается не до, а в ходе отношения между субъектами. В обществе устанавливаются и функционируют отношения управления и подчинения, которые основываются на разных принципах легитимности.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

1. согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей,

социальных групп в процессе социального производства;

2.поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

3.придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии

с целями общества или господствующих слоев;

4.осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Виды и формы власти

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.

Легитимность - это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть. Название этого типа власти происходит от греческого термина " харизма", означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. В своей деятельности харизматический лидер опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирующие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; формированием социального управления, как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты, как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Таким образом, политическая власть свойственна всякому организованному обществу. Это сложное, динамичное и многоаспектное явление. В реальной жизни она представляет собой, определенным образом, организованную деятельность людей, направленную на согласование различных, часто противоречивых, интересов, путем подчинения их единой общественной воле.

Формы правления и государственного устройства. Политический режим

Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства, а прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Различают монархические и республиканские формы правления. Монархия - государство, главой которого является монарх. Республика- форма правления, осуществляемого выборными органами, т.е. источником власти выступает народное большинство.

Формы государственного устройства подразделяют на унитарные (единые) и федеративные (союзные).

Форма государства не исчерпывается формой правления, следует также иметь в виду и политический режим, т.е. методы осуществления государственного руководства обществом. Так, власть может осуществляться демократическими методами парламентаризма и антидемократическими методами тоталитаризма. Демократия - это

метод осуществления государственной власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству. Понятие права

Существенный признак государства - его неразрывная связь с правом. Отношения между людьми в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни регулируются государством с помощью законов, которые являются официальным выражением норм права и объявляются обязательными для всех. Т.о. право - это форма регулирования поведения людей, совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством с целью сохранения существующих в данном обществе экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля господствующего класса, возведенная в закон. Возникновение идеи правового государства

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя». Цицерон говорил о государстве как о «деле народа», как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности. В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве.

Понятие и признаки правового государства

Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: разделение властей, верховенство закона, строгое соблюдение прав и свобод человека, социальная и юридическая защищенность личности. Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону. Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Для создания правового государства нужны соответствующие условия и первое из них - наличие развитого гражданского общество. " Необходимым аспектом и условием развития человека как разумного и гуманного существа является его свобода" - сказано в конституции Республики Беларусь. Отсутствие свободы тормозит развитие права, а как следствие из этого - возникновение правового государства.

Современное понимание правового государства требует принятия в качестве основы его правовой системы прав человека в том объеме и определениях, как они даны во Всеобщей декларации прав человека. Первая ее статья гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», а далее эта императивная констатация разворачивается в систему гражданских и политических прав, главные из которых - право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на владение имуществом. Правовое государство обязано закрепить эти права граждан в Конституции, в иных, частных законодательных актах, но главное - оно обязано гарантировать осуществление этих прав своей правоохранительной деятельностью.

Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов, институтов и норм.

Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское обществ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.