Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Российское образование на пороге третьего тысячелетия






     

    В системе высшего образования сегодня наблюдаются следующие процессы:

    · коммерциализация — расширение платной основы обучения, которое имеет не только несомненные плюсы, но и явные минусы, принимая такие уродливые формы, как взятки за поступление в вуз или «сдачу» сессий (основные источники и формы финансирования вузов: собственная хозяйственная деятельность вузов — 47%, финансовая поддержка со стороны заказчиков проектов — 31%, региональный бюджет — 22%, отраслевое финансирование — 17%, иностранные фонды развития образования — 9%, пожертвования местных предпринимателей—5%)*;

    · элитизация — сокращение среди студентов доли выходцев из рабочих и крестьян и увеличение (с 50 до 70%) доли гуманитарной и технической интеллигенции;

    · регионолизация замыкание абитуриентов на своих региональных вузах и связанная с этим;

    · децентрализация системы высшего образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т. д.

    * Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 62—63,

     

    Все реже студенты выезжают на учебу в дальние города, особенно в столицу, и чаще ограничиваются местными вузами. Основная причина — увеличение дороговизны проживания вдалеке от родителей. Последствия регионализации специалисты оценивают так: «В условиях сосредоточения крупных научных школ в столичных городах стремление большей части (60%) руководителей вузов к чрезмерной автономии может привести к существенному снижению качества обучения, к узкой региональной профессионализации, отрыву системы образования регионов от высокой общей культуры. Однако проблема автономии вузов не только связана с узковедомственными интересами, но и имеет экономические основания. Все больше родителей не в состоянии материально поддерживать детей, обучающихся в столичных центрах, из-за высокой стоимости жизни, поэтому они выбирают местные вузы независимо от профессиональных ориентации самих молодых людей»*.

    * Там же. С. 58.

     

    Негативные тенденции в середине 90-х годов наблюдались в вузовской науке: физическая и моральная деградация научной инфраструктуры; отток научных кадров (прежде всего молодого и среднего возраста) в другие, преимущественно коммерческие сферы; ухудшение качественного состава оставшихся в вузах научных сотрудников (в определенной мере это относится и к профессорско-преподавательскому составу), ослабление желания молодежи связывать свою судьбу с наукой*. Опасаясь безработицы, более половины вузовских ученых оценивают свои возможности трудоустройства как средние или даже «безысходные». Престиж науки в глазах общества, в том числе самих ученых, падает, о чем свидетельствует тот факт, что лишь 20% ученых посоветовали бы своим детям пойти по их стопам**.

    * Там же. С. 187—188.

    ** Шереги. Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 225.

     

    Результаты общероссийского исследования (исследование 2500 студентов 1—5 курсов 42 вузов проведено в ноябре 1996 г. в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Твери, Владимире, Сыктывкаре, Калуге, Воронеже, Казани, Ижевске, Екатеринбурге, Кемерово, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке) свидетельствуют, что почти каждый второй студент сомневается в возможности трудоустройства по специальности. В наибольшей мере это беспокоит студентов гуманитарных, сельскохозяйственных и естественнонаучных специальностей. Более уверены в своем трудоустройстве по специальности студенты педагогических и медицинских вузов*. В настоящее время вузы слабо влияют на трудоустройство своих выпускников. Лишь в некоторых из них открыты маркетинговые службы, помогающие молодежи. Как показало исследование, на помощь в трудоустройстве со стороны своего вуза рассчитывают в среднем всего 4% студентов; они возлагают гораздо большие надежды на родителей, родственников, друзей**.

    * Там же. С. 226—227.

    ** Там же. С. 236.

     

    Запросы студентов в отношении своего первого рабочего места (особенно по размерам заработной платы) и уровень получаемой в вузе квалификации, приобретенный профессиональный опыт, как и раньше, далеко не всегда соответствуют требованиям рынка труда. Все возрастающее количество молодых специалистов вынужденно трудоустраивается не по специальности либо теряет найденную работу вследствие неспособности адаптироваться (переквалифицироваться) к меняющимся технологическим условиям производства.

    Неспособность выпускников вузов в полной мере реализовать себя в рыночных условиях ведет к разочарованию в выбранной ими профессии, смене профессии или к эмиграции, а следовательно, к девальвации государственных расходов на высшее образование, ослаблению интеллектуального потенциала страны, росту социальной напряженности в среде «прединтеллигенции», к которой можно отнести студентов, оканчивающих вузы и готовящихся вступить в систему общественного разделения труда*.

    * Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 242.

     

    Работать по специальности после окончания государственного вуза собираются 52%, среди студентов частных вузов таких 90%. Меньше всего желающих работать по специальности после окончания вуза среди студентов технических (44%) и гуманитарных (50%) вузов; больше всего — среди студентов экономических (69%) и медицинских (59%) вузов.

    Не получая от государства своевременных дотаций на питание, материальную помощь, компенсации на отдых, лечение, учебные принадлежности, проезд, студенты вынуждены ограничивать не только свои первичные потребности (в питании, одежде), но и потребности духовного порядка (в учебной, методической и художественной литературе, содержательных формах досуга). Возросла доля средств, затрачиваемых студентами на питание, одежду и обувь, снизилась доля средств, затрачиваемых на учебники и досуг. Чтобы удовлетворить основные жизненные потребности студентов только за счет стипендии, последняя должна быть повышена в 4—5 раз, что нереально при состоянии государственного бюджета*.

    * Там же. С. 267.

     

    Таким образом, в ходе эмпирических исследований, проведенных отечественными социологами в последние десятилетия, выяснилось, что социальное неравенство в доступе к среднему и высшему образованию увеличивается не только от одного исторического периода к другому, но и от одной ступени обучения к другой — от начальной к средней школе и от среднего образования к высшему.

    Возможно, что в России образование проходит тот исторический путь, какой оно прошло в европейских странах и прежде всего в Великобритании: от социального неравенства и стратификации в начале XX века к меритократической идеологии в середине столетия (предоставление равных возможностей всем на уровне среднего образования и неравного, по одаренности, на уровне высшего), а от нее к «парентократической» (от англ. parents — родители) модели, в которой «образование ребенка во все возрастающей степени зависит от благосостояния и желаний родителей, нежели от его собственных способностей и усилий»*.

    * Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 2. М.: ИС РАН, 1992 С. 163.

    Ключевые понятия:






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.