Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии
Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложно разветвленную и функционально взаимосвязанную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, и отрасли знания внутри одной науки. Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений социологии, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют сложно разветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и др. Постепенно некоторые из отраслей, в свою очередь, разделились на множество субдисциплин. Скажем, в рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т. д. В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и др. К усложнению внутренней структуры знания ведет процесс специализации. В 50-е гг. теоретическая физика включала всего четыре специальности, и одной из них была физика элементарных частиц Через 20 лет последняя стала самостоятельной дисциплиной и включала в себя шесть новых специальностей.. Еще через десять лет каждая из этих специальностей в свою очередь подразделилась на ряд новых направлений. То же самое происходит и в социологии. Чуть более ста лет назад о социологии говорили лишь как о разновидности философии. Конту, Веберу, Дюркгейму понадобилось много сил, чтобы доказать право социологии на самостоятельное существование. Теперь уже в этом никто не сомневается, за исключением советских философов, которые уже в 50-е годы XX в. отказывали социологии в праве быть самостоятельной наукой, считая ее философской специальностью. До начала 90-х годов XX в. в СССР научной степени по социологии вообще не существовало, хотя количество различных «социологий» достигало многих десятков. Сейчас же нередко впадают в крайность и спешат любую предметную сферу окрестить социологией. Так появились «социология моря» и «социология воспитания», «социология пенсионеров» и т. п. Отрасли группируются по родственным признакам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария, либо личные знакомства и симпатии. Постепенно формируются поисковые программы, исследовательские группы, научные школы, новые направления и дисциплины, наконец, когнитивные парадигмы. Их-то и называют внутридисциплинарными элементами знания. К ним надо относить идеи, теории, концепции, которые вместе с первыми образуют инвариантную структуру научного знания. Отрасли социологии можно уподобить производственным цехам, каждый из которых специализируется на изготовлении узкого круга деталей, к примеру, цех двигателей, цех кузовов, сталеплавильный цех и т. д. В то же время сквозные элементы (методология, картина мира, теория и др.) выполняют роль функциональных служб предприятия: отдела кадров, отдела главного технолога, отдела труда и заработной платы, бухгалтерии и т. д. Они обслуживают все цеха и потому считаются сквозными. Так и в социологии. Любое знание — теоретическое или эмпирическое — имеет двойное подчинение. Оно получено в рамках той или иной отрасли, но с соблюдением универсальных требований, касающихся методики, методологии или научной теории. Социолог строит программу конкретного исследования. Оно обязательно специализированно, т, е. выполняется в рамках, скажем, социологии труда или социологии семьи. Внутридисциплинарную матрицу можно представить в виде перевернутого дерева, где корнем выступает социология в целом, ветвями — отраслевые социологии, многие из которых, в свою очередь, расщепляются на дополнительные ветви (поддисциплины). Изобразим графически часть такого дерева. Оно примет следующий вид.
Рождение новых отраслей очень редко диктуется потребностями самой науки. Гораздо чаще побудительным стимулом является общество, в котором на первый план в разные периоды выходят те или иные социальные проблемы. В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы, в связи с ростом имущественного расслоения общества, падением материального благосостояния населения широкое развитие получили проблемы бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация), о которых при социализме никогда не говорили. Построим сводную таблицу, где в левом столбце отразим существовавшие в советский период отрасли социологии, а в правой — появившиеся в российской социологии. Таблица 1
|