Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особые расстановки






Bert Hellinger

ORDNUNGEN DES HELFENS

Carl-Auer-Systeme Verlag 2006


Берт Хеллингер

ПОРЯДКИ ПОМОЩИ

Институт консультирования и системных решений

Москва 2006


Перевод с немецкого: Анастасии Соколовой Научный редактор: к.п.н. Михаил Бурняшев

Хеллингер Б.

Порядки помощи. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2006. — 242 с.

Все права защищены.

Любая перепечатка издания является нарушением авторских прав и

преследуется по закону.

Опубликовано по соглашению с автором.

Умение оказывать помощь — это искусство. Как и любое другое искусство, оно требует навыка, которому можно учиться и в котором необходимо совершенствоваться. Человек помогающий должен чувствовать того, кому оказывает помощь, и понимать, что с ним происходит. Кроме того, он должен понимать, уместна ли и возможна ли помощь данному человеку, и осознавать границы своих возможностей и последствия своих действий.

Эта книга написана на основе материалов обучающих семинаров Берта Хеллингера — создателя метода системной семейной расстановки. В ней приведено множество примеров краткосрочной терапии с использованием различных подходов.

Книга адресована в первую очередь тем, кто в силу своей профессии призван помогать другим людям: врачам, психотерапевтам, сотрудникам различных социальных учреждений, учителям, священникам, консультантам. Но «помощь» — общечеловеческое понятие, а потому прочитать книгу будет полезно самому широкому кругу людей, в том числе всем родителям.

ISBN 5-91160-004-8

©B.Hellinger, 2006

© Институт консультирования и системных решений, 2006

© А. Соколова, перевод, 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие научного редактора........................................... 10

Мудрость.....................................................................................13

Об этой книге............................................................................ 14

Введение и обзор: помогать, что это значит?........................16

Помощь как компенсация.................................................16

Первый порядок помощи..................................................17

Второй порядок помощи.......................................................18

Изначальная картина помощи..........................................19

Третий порядок помощи....................................................20

Четвертый порядок помощи..............................................22

Пятый порядок помощи....................................................23

Особое восприятие..............................................................23

Наблюдение, восприятие, понимание, интуиция, созвучие.................................................................................25

Обучающий курс в Кёльне, ноябрь 2002................................27

«Круг»....................................................................................27

Ребенок, страдающий психозом.............................................27

Психоз как недуг системы................................................28

Свет и тьма..........................................................................29

Послесловие..........................................................................35

Преимущество новой системы...............................................35

Помощь по ту сторону от переноса и контрпереноса...............37

Перенос и контрперенос....................................................38

Мужество к восприятию..........................................................40

Ангел-хранитель.........................................................................40

Системная эмпатия...................................................................42

«Мы отпускаем вашего отца».................................................43

Системная позиция...................................................................45

Навязчивое мытье...............................................................46

Другая помощь.....................................................................47


Вопросы......................................................................................48

Перенос и контрперенос у детей.....................................49

Как обращаться с насилием.............................................49

Ребенок..................................................................................51

Внутренний рост..................................................................51

Понимание.................................................................................53

О краткосрочной терапии..................................................53

Страх............................................................................................54

Место помощника.....................................................................55

Достоинство................................................................................56

Меньше — значит больше.......................................................59

Осторожность.............................................................................60

Зависимость................................................................................63

Смерть.........................................................................................65

Решение как достижение: депрессия....................................66

Отход...........................................................................................68

Заключительное замечание: душа дарит.........................69

Обучающий курс в Пальма де Майорка, декабрь 2002.........70

Наркотическая зависимость........................................................70

Маниакально-депрессивный психоз......................................72

Юноша, страдающий психозом..............................................73

Промежуточное наблюдение: широкая душа.................77

Что приводит к психозам..................................................78

Медитация: примирение....................................................79

Негодование...............................................................................80

Смертельная игра......................................................................81

Контроль.....................................................................................82

«Иди к мужчинам»...................................................................85

Упражнение: родители........................................................86

Беспокойный ребенок..............................................................86

Заключительное замечание: благословение

и проклятье...........................................................................88

Особые расстановки

Из курса в Риме, май 2002......................................................90

Двойной тиннитус (ушной шум)................................................90


Из курса в Афинах, сентябрь 2002.........................................93

Тайная любовь...........................................................................93

Из курса в Стокгольме, сентябрь 2002..................................95

Аутизм.........................................................................................95

Послесловие.........................................................................101

Из обучающего курса в Форт Лаудердале, 2003.................102

Множественные нарушения личности.................................102

Обучающий курс в Бад Нойхайме, 2003...............................104

Другая помощь.....................................................................104

«Круг»....................................................................................105

«Теперь я рада, что больна»...................................................105

Искупление...........................................................................108

Любовь, которая больше....................................................109

Внимание..............................................................................111

Вина............................................................................................. 111

Другая семейная расстановка............................................113

Рак...............................................................................................115

Смерть........................................... '........................................117

Огонь...........................................................................................117

Ряд предков..........................................................................119

Серьезность................................................................................121

Супервизия для пары, которая сама проводит

расстановки..........................................................................124

Промежуточное замечание. Опасности супервизии......126

Любовь помощника.............................................................128

Множественные нарушения личности. Отец служил

в СС.......................................................................................129

Медитация: преступник и жертва....................................130

«Я позабочусь о матери».........................................................131

Отношения троих (треугольник)............................................132

Стратегическая помощь...........................................................133

Радость..................................................................................134

Помогать системно...................................................................135

Основная позиция...............................................................139


Когда умершие не отпускают.................................................141

Конец.....................................................................................143

Наилучшее место......................................................................143

Верность.......................................................................................145

Место силы................................................................................146

Вопросы.................................................................................148

Личное, системное, судьбоносное....................................148

Движение продолжается.....................................................149

Нетренированные участники.............................................150

Свободное пространство.....................................................150

Абортированные дети..........................................................151

Заключительное слово........................................................152

Обучающий курс в Зальцбурге, май 2003.............................153

Обучение...............................................................................153

Спасение.....................................................................................154

Смерть.........................................................................................156

Потерянный сын.......................................................................158

Помогать системно..............................................................160

Судьба....................................................................................162

Решение......................................................................................162

Ты моя судьба...........................................................................165

Бессилие.....................................................................................167

Поход на кладбище с ребенком............................................170

Завершенность счастья.......................................................171

Помощь помимо помощника............................................172

Покой умерших.........................................................................173

Промежуточное замечание: Любовь к судьбе................175

«Я ничего не скажу» (Икота).................................................176

Благословение............................................................................179

Хорватия и Сербия...................................................................180

Мысли на прощание..........................................................183

Обучающий курс в Цюрихе, июнь 2003................................185

Искусство помогать.............................................................185

Грусть..........................................................................................186

Отношения троих......................................................................190


Помогать системно..............................................................194

Обвинения............................................................................195

Терапевтические отношения..............................................195

Русский......................................................................................195

Помощь на службе примирения......................................198

Послесловие.........................................................................199

Цыгане........................................................................................200

Скорбь, которая разрешает................................................202

Правильное.................................................................................203

Основы помощи..................................................................206

Послесловие.........................................................................206

Прощание с переносом......................................................207

Достоинство................................................................................208

Аборты и их последствия..................................................210

Общность судеб...................................................................212

Потерянная душа......................................................................214

Спасение.....................................................................................216

Исцеляющий шаг......................................................................219

Страхи....................................................................................224

«Мы посмотрим на них».........................................................224

Выход..........................................................................................225

Исповедь.....................................................................................227

Гримаса.......................................................................................228

Умереть вместо другого...........................................................231

Помощник — воин..............................................................233

Порядок......................................................................................234

«Любовные» письма..................................................................235

Отход...........................................................................................237

Согласие......................................................................................238

Медитация «Я здесь»..........................................................239

Перспектива.........................................................................240

История «Путь»..................................................................240


ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Спрос на психотерапию и консультирование в нашей стране постоянно растет. Однако, далеко не все психотерапевты и консультанты умеют быстро и грамотно помогать. В этой книге Берт Хеллингер рассказывает и показывает, как это можно делать. Каким образом должны быть построены терапевтические отношения — отношения между клиентом и психотерапевтом, — чтобы они приносили наибольшую пользу как клиенту, так и самому психотерапевту или консультанту.

Эта книга — наглядная демонстрация применения принципов системно-феноменологического подхода к процессу помощи. Через многочисленные живые примеры из собственной практической работы с клиентами и помощниками Б. Хеллингер показывает, как это нужно делать. Используя метод семейной расстановки, он просто и элегантно показывает, что действительно помогает, когда необходимо остановиться и прервать процесс помощи, а в каких случаях помощь неуместна и даже вредна.

Эта книга многому научит психотерапевтов, консультантов и других помощников, т. к. в ней кроме описания самих порядков помощи показан сам процесс терапии и большое количество коротких, но очень эффективных интервенций из практической работы мастера. Для поиска решения Б. Хеллингер максимально использует ресурсы самого клиента и его родовой системы. Семейные расстановки в его исполнении сфокусированы на сути проблемы клиента и обращены непосредственно к душе. А когда речь идет о сути, душа реагирует мгновенно и клиент включается в процесс на очень глубоких уровнях бессознательного. Тогда решение можно найти очень быстро.

Простые читатели, которые являются «потребителями» помощи, также могут многое почерпнуть из этой книги. Ав-


тор на конкретных примерах показывает, что терапия может быть очень сжатой и короткой. Терапевт лишь указывает направление изменений, делает вместе с клиентом первый шаг, остальное клиент в состоянии сделать сам, если он доверится движению своей души. Клиента, знающего порядки помощи и понимающего как работает семейная расстановка, уже не так просто поймать в ловушку длительной терапии по модели «ребенок-родитель». Ведь когда между клиентом и терапевтом возникают подобные терапевтические отношения, то такая терапия может длиться годами и зачастую ни к чему не приводит. Это, к сожалению, не редкость. Клиенты, попавшие в такие отношения, долго злятся на своих терапевтов так же, как на своих родителей.

Еще одна распространенная ловушка для клиента — это когда терапевт делит окружение клиента на «хороших» и «плохих» людей. Тогда во всем, что происходит с клиентом, виноваты «плохие люди» и клиенту не нужно самому меняться, ведь его ответственности за то, что с ним происходит — нет, он просто жертва обстоятельств. Тогда нужно приходить к терапевту или консультанту всякий раз, когда тебе плохо и жаловаться на «несправедливость» мира. Так терапевтические отношения превращаются в многолетние «успокаивающие поглаживания» клиента со стороны терапевта. Прочитав эту книгу, читатель, обращающийся за помощью, сможет избежать этих и многих других ловушек терапевтических отношений.

В заключение скажу еще об одной ловушке, в которую нередко попадаются доверчивые клиенты, а также те, кто хочет быстро обучиться системно-феноменологическому подходу и методу семейной расстановки. В настоящее время некоторые «терапевты» и «консультанты», видя популярность системного подхода, называют себя «учениками» Б. Хеллин-гера, Г. Вебера или других известных системных терапевтов и начинают работать с клиентами или хуже того — обучать методу, не имея при этом необходимой подготовки и сертификации. Не надо объяснять к каким последствиям это приводит. Поэтому кратко расскажу, как этой ловушки можно избежать.


По правилам IAG (Международного общества системных решений по Б. Хеллингеру) работать с клиентами методом расстановки могут только те терапевты или консультанты, которые прошли длительную программу обучения (не менее 240 часов) у международно-признанных сертифицированных тренеров IAG или Института Хеллингера. Поэтому поинтересуйтесь у вашего терапевта или консультанта, где и у кого он обучался и имеет ли он сертификат.

Обучать системно-феноменологическому подходу и методу расстановки могут только опытные тренера, сертифицированные этими же организациями. После международной сертификации они должны иметь стаж практической работы не менее трех лет в области системных расстановок. Обучение может быть признанно, если оно проводится в институте, имеющим допуск IAG по программе, выполняющий все критерии качества установленные IAG, и сертифицированными тренерами. В России институт соответствующий всем вышеперечисленным критериям и имеющий допуск — это Институт консультирования и системных решений (ИКСР) и именно здесь можно получить международно-признанное образование.

Понятно, что для русскоязычного пространства этого мало, поэтому в сентябре 2007 года наш институт организует первый в России Международный конгресс, посвященный системно-феноменологическому подходу и системным расстановкам. На нем будут присутствовать ведущие специалисты в этой области. Это уникальная возможность увидеть и познакомится со звездами в этой области, непосредственно поучаствовать в работе их семинаров и мастерских и, конечно, найти среди всего этого многообразия свое хорошее место.

Михаил Бурняшев — к.п.н.,

сертифицированный тренер IAG,

системный психотерапевт







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.