Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Методика формирования морфологической стороны речи






    К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным.

    На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребёнок правильно изменяет его, при ошибочном - допускает ошибки (" кошка поймала мыша", " я хочу хлеба с солем").

    Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа " можу" вместо " могу" (от " мочь"); " не пустю" вместо " не пущу" (от " пускать"); " возьмил" вместо " взял" (от " взять"). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

    В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

    Основное содержание работы в данном возрастном периоде заключается в следующем: сначала идет обучение изменению слов по падежам, а затем -согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, за, на, под, около) и глаголов

    Обучением этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр - драматизаций.

    Формирование грамматических умений и навыков напрямую зависит от того, как ведётся работа по обогащению словаря. Так, при закреплении наименований животных и их детёнышей можно упражнять детей в образовании множественного числа существительных, обозначающих детёнышей: заяц - зайчата; лиса - лисята; волк - волчата.

    При построении упражнений надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. Следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

    Занятия в младших группах дошкольных учреждений, в большей части, проводятся с игрушками. Игрушка даёт возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, лежит, стоит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка - одна, котят - много). В процессе этих изменений ребёнку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

    Предлагается ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.

    С целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игру " Угадай, что изменилось? ". В начале детям предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (для понимания значения предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола), а дети отгадывают что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Игру " Угадай, что изменилось? " можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не меньше двух - трёх, чтобы внимание ребёнка было направлено на правильное изменение слова.

    У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для её усвоения можно рекомендовать дидактическую игру " Волшебный мешочек", а также рассматривание предметных картинок. Игрушки и картинки подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное.

    Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры - драматизации типа " День куклы", " Утро в кукольном доме".

    Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

    Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину.

    В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён.

    На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметны. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм. Большую роль для ребёнка играет, поставленная взрослыми, сценки речевой деятельности " Я правильно сказал? " или " Как нужно сказать правильно? "

    В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

    Продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов; формирование умений правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

    В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда - необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

    На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались раньше. Задача усложняется тем, что даётся не одна драматизация, а несколько ситуаций.

    В этом возрасте дети добиваются чёткости и внятности произношения окончаний; предлагается произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно; поддерживается поиск ребёнком морфем. Привлечь к этому ребёнка можно игрой " Исправь меня".

    Продолжается формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном, дательном и винительном падежах; работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имён существительных.

    Хорошо подходит игра " Чего не стало? ", где в среднем возрасте подбираются слова более трудные (" туфли-туфель", " сапоги-сапог", " тапочки-тапочек", " валенки-валенок", " сандалии-сандалий") и игра " День рождения куклы Кати".

    Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Дети отвечают на вопросы: Что это? Ведро какое? Тарелка какая? Так же можно использовать и словесные упражнения на усвоение прилагательных.

    Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения с выделением окончаний и определяющих местоимений, например: " Это груша. Какая она? "

    В средней группе проводится работа на усвоение несклоняемых существительных, а также игровые упражнения, с помощью которых дошкольники учатся правильно согласовывать слова в предложении. Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала.

    В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка.

    У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (" ухо - ухи", " длинноухий - длинноуший"), в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (" поезжай", " ляг", " вытри", " сотри", " положи", " сложи") и в сравнительной системе прилагательных (" слаще", " красивее", " твёрже"). Трудности представляют сочетания существительных с числительными и местоимениями, употребление причастий и глаголов (" хотеть", " звонить").

    На данном возрастном этапе ставятся следующие задачи:

    1. Учить детей правильно применять все слова, имеющиеся в их активном словаре.

    2. Воспитывать у ребёнка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи.

    3. Формировать потребность говорить правильно.

    Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные грамматические упражнения.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.