Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа, человек, человеческое познание и общество проходят развитие по тем же ступеням, что и Абсолютная идея (это своеобразная матрица развития).






Ступени развития Абсолютной идеи:

Ступень логики (этап развития Абс.идеи «в себе самой», процесс развертывания системы философских категорий = плана будущего развития мира).

Ступень появления природы. Когда Абс. идея достигает развития во всей полноте категорий, она «отчуждает от себя» окружающий мир, природу и человека. Так как природа материальна, а Абсолютная идея – дух, это ступень «инобытия» Абсолютной идеи.

Ступень духа – ступень развития собственно человеческой духовной жизни:

Субъективный дух – сознание человека;

Объективный дух – право, мораль, нравственность, т.е. общественная жизнь (семья, государство);

Абсолютный дух – искусство, религия, философия.

Философия, по Гегелю – высшая ступень развития Абсолютной идеи. Это «мир, схваченный мыслью», соединение начала абсолютной идеи с её концом (человеческим сознанием, или субъективным духом). Именно в философии Абс. идея возвращается к себе самой, познаёт саму себя.

При этом философия не может существовать без религии, она содержит её внутри себя. Абсолютная идея – философский вариант идеи Бога.

Целью развития природы, человека, общества является познание Абсолютной идеей самой себя. Через процесс самопознания Абсолютная идея осуществляет, реализовывает себя.

Человек, по Гегелю, является носителем Абсолютной идеи, его сознание – частица Мирового Духа. Это «конечный дух» Мирового Духа. Через мышление и деятельность человека осуществляется круговорот Мирового Духа к самому себе.

Познание человека также развивается по ступеням развития Абсолютной идеи и способно достигать апогея (пика и конечной цели развития).

Целью познания является достижение такого уровня знания, когда сознание обнаруживает, что материальный мир (объект познания) на самом деле не является чем-то независимым от сознания, был в нем самом (был им). Тогда исчезает различие между субъектом и объектом познания и разум становится «знающим себя», неограниченным ничем внешним и поэтому абсолютно свободным.

Т.о., один из важнейших выводов Гегеля – в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, мышлением) не существует. Разум (сознание, идея) обладают бытием, а бытие обладает сознанием. С этим связано знаменитое высказывание Гегеля:

«Всё разумное действительно, а всё действительное разумно».

Т.к. целью развития Абсолютной идеи является самопознание, Гегель полагал, что высшей наукой является его, Гегеля, философия (т.к. именно она говорит об Абсолютной идее и её развитии).

Человеческое общество, по Гегелю, также должно достигнуть максимума своего развития (остановиться в развитии), этой вершиной он считал современную ему прусскую монархию, т.к. она появилась одновременно с его философской системой.

Взгляды Гегеля на историю:

История – процесс самореализации Абсолютного духа (идеи). Т.к. Абсолютному духу присущи такие качества, как разумность и свобода, вся история есть процесс обретения человечеством всё большей и большей разумности и свободы.

Этапы истории по Гегелю:

Восточная эра (Др.Египет, Др. Китай и т.п.) – период истории, когда в обществе осознает себя и в полной мере свободен только один человек – фараон, император, а остальные – его рабы или слуги.

Антично-средневековая эра – стала осознавать и чувствовать себя свободной небольшая группа людей (аристократия, феодалы);

Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда осознают себя и свободны все.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.