Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговые полномочия публично-правовых образований; элементы; критерии закрепления; новации реформирования.






Согласно п.1 ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов. Обязательные элементы налога должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: 1) субъект налогообложения 2) объект налогообложения; 3) налоговая база и налоговый период; 4) налоговая ставка; 5) порядок исчисления налога; 6) порядок и сроки уплаты налога.

Налоговая систем РФ – это 1) совокупность налогов, сборов, пошлин; 2) совокупность законов, подзаконных актов, регламентирующие налоги (основа – НК); 3) совокупность органов, осуществляющих налоговое администрирование (это особый вид деятельности, включает в себя налоговое планирование, регулирование, контроль. Осуществляют все органы власти. Планирование – при формировании проектов бюджетов. Контроль – осуществляет ФНС. ФНС+ органы федерального казначейства администрируют сбор налогов, сборов. Требования налогового контроля – санкции (пени, штрафы).

Налоговые полномочия включают следующие элементы: -это прав публично – правовых образований по установлению (введение налога), закреплению дохода от налог за бюджетом, осуществлению налогового администрирования. Закрепляется юридически.

Большой объём полномочий закреплён за федеральными органами власти (НДС, НДФЛ, НДПИ, акцизы, налог на прибыль организаций, водный, сборы за право пользования объектами животного мира, государственная пошлина).

Органы гос.власти субъектов РФ имеют следующие полномочия – устанавливают налоговые ставки, льготы, сроки уплаты, формы отчётности по региональным налогам (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес – с 2009 г. должен взиматься на 4 территориях, сейчас взимается в букмекерских конторах); - имеют право закреплять часть региональных налогов за местными бюджетами (налог н имущество организаций до 2, 2%).

Органы МСУ имеют следующие полномочия –устанавливают налоговые ставки, льготы, сроки и формы отчётности поместным налогам (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Новый налог ввести невозможно, т.к существует ФЗ.

Существует задача разумного распределения налогового потенциала между уровнями бюджетной системы страны.

В соответствии с Конституцией РФ, Налоговым, Бюджетным кодексами РФ, ФЗ О финансовых основах местного самоуправления и другими нормативно-правовыми актами, налоговыми полномочиями обладают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Можно выделить следующие критерии распределения налогов между уровнями бюджетной системы:

1) стабильности - чем больше налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше уровень бюджетной системы, за которым они должны закрепиться;

2) экономической эффективности - за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться те налоги, налоговая база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти. При этом если трудно обеспечить уплату налога на местном уровне, то налог необходимо закрепить за более высоким уровнем власти;

3) мобильности налоговой базы, чем выше мобильность, тем на более высоком уровне должен собираться налог;

4) равномерности размещения налоговой базы, чем выше неравномерность размещения налоговой базы, тем больше должна быть централизация налога;

5) социальной справедливости - налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем;

6) бюджетной ответственности - платежи за бюджетные услуги должны поступать в бюджет того уровня власти, который данную бюджетную услугу оказывает.

Характеристики налоговой системы РФ: 1. косвенное налогообложение больше прямого => нарушение принципа соц. справедливости (налоги д. уплачиваться соразмерно доходам) 2. неправильное соотношение налоговой нагрузки: у ЮЛ больше, чем у ФЛ 3. неравномерное распределение доходов от налогов по уровням бюджетной системы с сильным перекосом: в федеральн. (60%), субъект - 30%, местный – 10% 4. существование 14 налогов и 4 налоговых режимов, пошлин и акцизов, некоторые из которых приносят мах доходы в бюджеты – НДС, акцизы на алкогольную продукцию, НДПИ, налог на прибыль орг-ций

Реформирование (до2023 г):

1 направление – снижение косвенного налогообложения, рост прямого

2 направление – снижение налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, рост-физических лиц

3 направление – снижение количества налогов путём их унификации (в РФ 8-10 наименований налогов – мелкие, будут унифицированы)

Косвенные налоги –НДС, акцизы; прямые налоги – НДФЛ, налог на прибыль. Налоговая нагрузка юр.лиц, предприятий – снизится, а физ.лиц- увеличится. Налог на недвижимость должны заменить 2 местных налога и 1 региональный налог на имущество (в ближайшие 3 года). К 2013 г. – рост акцизов (алкоголь, табак, нефтепродукты)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.