Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мораль социал-демократии две проповеди
(«VOLKSSTAAT» 1875)
I
[77] Наша партия, уважаемые товарищи, хочет того же, к чему стремились передовые умы всех времен и народов — она хочет истины и справедливости. Мы отвергаем истину и справедливость попов. Наша истина — это материальная, телесная или э мпириче- ская истина точной науки, которую мы сперва хотим
познать, и соответственно этому применить к действи- тельности...
В своей последней лекции я подробно развивал ту мысль, что мы, интернациональные демократы, систе- матически обосновываем все наши мысли телесными или эмпирическими фактами. В свете современной мо- рали сама «система» должна себя оправдать. Ведь мы и с нравственным законом считаемся лишь постольку, по- скольку он может быть обоснован материалистически...
[79] И в самом деле, «свободная любовь» не менее нравственна, чем христианское ограничение одной законной супругой, а в мно- го женстве нас возмущает не столько богатое разнообразие любви, сколько продажность женщины, падение человека, постыдная власть мамоны...
[81—82] Тут я должен кратко и точно изложить перед товарищами, в чем сущность нравственности и что такое истинная мораль. Придерживаясь нашей материалистиче- ской системы, мы при подобных исследованиях прежде всего останавливаемся на материале, в данном случае на материале моральном. При этом не будем выходить за пределы общепринятой, обычной терминологии. Настоя- щие каштан ы те, которые во всем свете будут называться каштанами в их общеупотребительном значении..,
• — сравни. Ред.
Только экономический материализм, только коммуни- стическая организация физического труда, к которой стремится социал-демократия, действительно объединят человечество...
В устах социалиста человеческое развитие не является какой-то идеальной ценностью, духовным совершенством, для которого нет материального мерила и который можно
превратно истолковывать на разные лады. Для нас чело- веческое развитие заключается в нашей растущей способ- ности подчинять себе природу. Для этой великой цели религия, искусство, наука и мораль являются простыми действиями...
[85—87] Здравомыслящие люди знают теперь, что идеи животного или растения не служили образцом своему объекту, но, напротив, сами явились его копиями или абстракциями...
| Для наших противников мы, социалисты, — «материа- листы», то есть люди без идеального размаха, тупо прекло- няющиеся лишь перед тем, что можно съесть или выпить, или по крайней мере считающие достойным внимания лишь одно весомое. Чтобы представить нас в жалком виде, они придают понятию материализма самое узкое и одиозное значение. Этому рафинированному идеализму мы противо- поставляем свою нравственную правду — идею или идеал, облеченный плотью или стремящийся воплотиться в жизнь. Где на небе и на земле вы еще найдете такой истинно разумный, моральный и возвышенный идеал, как идея интернациональной демократии? В ней слова о христиан- ской любви должны воплотиться в материальные формы. Скорбящие братья во Христе пусть станут братьями подвига и борьбы, пока наконец юдоль религиозной скорби не превратится в подлинное царство народа. Аминь!
[93] Кто хочет видеть в возникновении мира божественное начало, кто стремится обрести истину в отвлеченном мудрство- вании, а добро и право извлечь из внутреннего мира, тот идет по тому же ложному дедуктивному пути, на котором люди, так сказать, мыслят брюхом, а постигают сердцем...
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
|