Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение уровня существенности






в ЗАО «Племзавод «Разуменский» (тыс. руб.)

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта Доля (%) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности
1.Прибыль до налогообложения     335, 1
2.Выручка     6742, 3
3.Валюта баланса     14680, 6
4.Собственный капитал     12368, 7
5.Себестоимость продаж     5482, 5

1. Среднее арифметическое показателей:

(335, 1+6742, 3+14680, 6+12368, 7+5482, 5)/5=39609, 2/5=7921, 84 тыс. руб.

2. Наибольшее значение отличается от среднего на:

(14680, 6- 7921, 84)/ 7921, 84*100%=85, 32%

3. Наименьшее значение отличается от среднего на:

(7921, 84- 335, 1)/ 7921, 84 *100%=95, 77%

Исключаем из расчетов значение показателя, имеющее наибольшее отклонение от нормативного (20%), т.е. балансовая прибыль предприятия.

4. Среднее арифметическое показателей:

(6742, 3+14680, 6+12368, 7+5482, 5)/4=39274, 1/5=9818, 53 тыс. руб.

5. Наибольшее значение отличается от среднего на:

(14680, 6- 9818, 53)/ 9818, 53 *100%=49, 52%

6. Наименьшее значение отличается от среднего на:

(9818, 53 - 5482, 5)/ 9818, 53 *100%=44, 16%

Исключаем из расчетов значение показателя, имеющее наибольшее отклонение от нормативного (20%), т.е. валюту баланса.

7. Среднее арифметическое показателей:

(6742, 3+12368, 7+5482, 5)/3=24593, 5/3=8197, 83 тыс. руб.

8. Наибольшее значение отличается от среднего на:

(12368, 7- 8197, 83)/ 8197, 83 *100%=50, 88%

9. Наименьшее значение отличается от среднего на:

(8197, 83 - 5482, 5)/ 8197, 83 *100%=33, 12%

Исключаем из расчетов значение показателя, имеющее наибольшее отклонение от нормативного (20%), т.е. собственный капитал.

10. Среднее арифметическое показателей:

(6742, 3+5482, 5)/3=12224, 8/2=6112, 4 тыс. руб.

11. Наибольшее значение отличается от среднего на:

(6742, 3- 6112, 4)/ 6112, 4 *100%=10, 31%

12. Наименьшее значение отличается от среднего на:

(6112, 4 - 5482, 5) / 6112, 4 *100%=10, 31%

За уровень существенности принимаем значение 6112 тыс. руб., т.к. наибольшее и наименьшее значение не превышают 20%.

При проведении аудита, также следует рассчитать планируемый аудиторский риск.

Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность может содержать не выявленные существенные ошибки и иска­жения после подтверждения ее достоверности или что она со­держит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде следующей модели: ПАР= НР•РК•РН, где

ПАР приемлемый аудиторский риск.

Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финан­совая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключе­ние;

НР неотъемлемый риск.

Вы­ражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК риск контроля.

Выражает вероят­ность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую ве­личину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутри­хозяйственного контроля;

РН риск необнаружения.

Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подле­жащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превы­шающие допустимую величину.

Полагаем, что внутрихозяйственный риск в ЗАО «Племзавод «Разуменский» составляет 70%, риск контроля – 40%, а риск необнаружения составляет 10%.

После простых вычислений получаем значение риска при аудите 3% ПАР=(0, 7*0, 4*0, 1)= 3%.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что приемлемый уровень аудиторского риска в ЗАО «Племзавод «Разуменский» в данном случае должен быть не выше 3%.

С учетом результатов проверки системы внутреннего контроля разработаем план аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.

План аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики должен содержать: название проверяемой организации, период в течении которого будет проводиться проверка данной организации на этом участке, число человеко-часов, фамилию имя отчество руководителя аудиторской проверки, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, а также планируемый уровень существенности.

Таблица 7

План аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.

 

Проверяемая организация: ЗАО «Племзавод «Разуменский»

Период аудита: 01.03.2014 – 03.03.2014 гг.

Количество человеко-часов: 24

Руководитель аудиторской группы: Циватая О.В.

Планируемый аудиторский риск: 3%

Планируемый уровень существенности: 6112 тыс. руб.

 

 

№ п/п Планируемые виды работ Исполнитель Примечания
  Оценка организационной системы бухгалтерского учета Циватая О.В.  
  Анализ и оценка учетной политики предприятия Циватая О.В.  

 

В процессе изучения системы бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии ЗАО «Племзавод «Разуменский» аудитор использует следующие основные процедуры: осмотр, собеседование, тестирование, анкетирование сотрудников, аналитические процедуры.

Программа аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики предприятия составляется на основании плана аудиторской проверки данного участка.

Программу аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики в ЗАО «Племзавод «Разуменский» представим в таблице 8.

Таблица 8

Программа аудиторской проверки бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

 

Проверяемая организация: ЗАО «Племзавод «Разуменский»

Период аудита: 01.03.2014 – 03.03.2014 гг.

Количество человеко-часов: 24

Руководитель аудиторской группы: Циватая О.В.

Планируемый аудиторский риск: 3 %

Планируемый уровень существенности: 6112 тыс. руб.


№ п/п Перечень аудиторских процедур по разделам аудита Исполнитель Рабочие документы аудитора
  Оценка организационной системы бухгалтерского учета Циватая О.В.  
1.1 Определение ответственности и должностных полномочий в части организации и ведения бухгалтерского учета Циватая О.В. Должностные инструкции
1.2 Установление формы организации бухгалтерского учета, ее эффективности и оптимальности для реализации управленческих целей Циватая О.В. Учетная политика
1.3 Оценка закрепления и соблюдения функциональных обязанностей работников бухгалтерии Циватая О.В. Должностные инструкции
1.4 Контроль оформления первичной учетной документации и технологии обработки информации Циватая О.В. Учетная политика, график документооборота
1.5 Наличие рабочего плана счетов и его соответствие Плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению. Циватая О.В. План счетов и инструкция по его применению
1.6 Оценка действующего порядка проведения инвентаризаций имущества и обязательств Циватая О.В. Учетная политика
1.7 Установление качества бухгалтерской (финансовой) отчетности Циватая О.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
1.8 Определение порядка организации архива и условий хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов Циватая О.В. Учетная политика
  Аудит и оценка учетной политики Циватая О.В.  
2.1 Общая оценка учетной политики, основ ее оформления и формирования Циватая О.В. Учетная политика
2.2 Анализ организационно-технических положений учетной политики Циватая О.В. Учетная политика
2.3 Изучение методических положений учетной политики Циватая О.В. Учетная политика

 

Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабочей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего времени осуществляются руководителем аудиторской группы.

 

3.2. Проверка системы документации и документооборота в ЗАО «Племзавод «Разуменский»

Одним из направлений проверки организации бухгалтерского учета является аудит системы документации и документооборота.

Основными нормативными документами, определяющими требования к первичным документам и организации документооборота на предприятии, являются:

-​ Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.;

-​ Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

При проведении проверки выясняется наличие Положения о документах и документообороте проверяемого предприятия, которое определяет движение бухгалтерских документов в бухгалтерском учете. График документооборота разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Для каждого документа в бухгалтерском учете существует свой путь движения, т.е. свой документооборот. Однако для всех документов существуют пять основных этапов:

1) составление документа в момент совершения факта хозяйственной деятельности, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его оформлению;

2) передача документа в бухгалтерию, где контролируются своевременность и полнота сдачи его для учетной обработки;

3) проверка принятых документов бухгалтером по форме (проверяются полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка;

4) обработка документа в бухгалтерии, которая осуществляется в три этапа:

· таксировка (расценка) - предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель;

· группировка - подбор документов, однородных по экономическому содержанию;

· контировка - указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа;

5) сдача документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется на основании первичных учетных документов. В ЗАО «Племзавод «Разуменский» применяются типовые формы документов, предусмотренные общероссийским классификатором управленческой документации. Формы первичных учебных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, подлежат обязательному утверждению руководителем предприятия.

Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером или уполномоченным ими на то лицами. Перечень лиц, имеющих право подписи прочих первичных учетных документов, устанавливается приказом руководителя предприятия по согласованию с главным бухгалтером. Кроме того, руководители структурных подразделений предприятия имеют право подписи документов согласно их должностным и функциональным обязанностям.

В соответствии с п. 4 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета.

Предприятиями могут применяться машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной формы. Подобные регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах, ведомостях), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый или дебетовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту (по дебету) соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми (кредитуемыми) счетами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. [4]

График документооборота (Приложение 2) в ЗАО «Племзавод «Разуменский» составлен в 2013 году, а в 2014 году его не пересматривали и оставили в прежней форме. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота в организации осуществляет главный бухгалтер. График документооборота составлен в виде таблицы и имеет следующие графы: наименование документов, срок предоставления отчетов и ФИО исполнителя. В графике отсутствует графа сдачи документов в архив на хранение после составления по ним учетных регистров. Также график документооборота содержит неполный перечень хозяйственных операций.

 

3.3. Анализ и оценка учетной политики предприятия в ЗАО «Племзавод «Разуменский»

В настоящий момент учетная политика разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08 (утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н). Данное положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования), раскрытия (придания гласности) и изменения учетной политики организаций. Кроме того, учетная политика регулируется Федеральным законом 06.12.2011 г. за №402 ФЗ «О бухгалтерском учете», а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н).

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [16]

Путем формирования и раскрытия своей учетной политики организации реализуют свое право в выборе правил учета и составления отчетности; объясняют ее пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них. Посредством учетной политики пользователи также извещаются обо всех фактах отклонения от допущений и требований, сформулированных в Положении.[15]

Формирует учетную политику главный бухгалтер организации. При этом он исходит из обязательного соблюдений допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

В соответствии с положениями главы 25 НК РФ организации могут оформить учетную политику в виде двух отдельных учетных политик. Одну - для целей ведения бухгалтерского учета, другую - для целей налогообложения.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

В налоговой учётной политике определяется порядок организации учёта и документооборота по операциям, связанным с формированием величины налогооблагаемых баз, совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учёта иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика может быть изменена в следующих случаях:

– изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

– разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителя;

– изменение условий деятельности организации.

Основной задачей аудита учетной политики является изучение системы организации бухгалтерского учета. В учетной политике ЗАО «Племзавод «Разуменский» раскрыты следующие положения:

1. Способ начисления амортизации основных средств.

Амортизация основных средств согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, производится линейным способом.

Регулярность (периодичность) проведения переоценки стоимости объектов основных средств определяется также с учетом требования ПБУ 6/01 – ежегодно на начало отчетного периода.

2. Метод оценки материальных ресурсов и готовой продукции.

Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) при выбытии согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, определяется по средней себестоимости или стоимости приобретения.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности:

• готовая продукция в бухгалтерском балансе учитывается по плановой производственной себестоимости

• незавершенное производство отражается в балансе по фактической производственной себестоимости, включающей прямые расходы.

• расходы будущих периодов подлежат списанию по видам расходов равномерное в течение периода, к которому они относятся.

3. Формирование резервов.

Резервы предстоящих расходов и платежей могут создаваться в организации согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. К таким резервам относятся: резерв на предстоящую оплату отпусков работникам; резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год; резерв на ремонт ОС; резерв на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; резерв на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий; резерв на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

ЗАО «Племзавод «Разуменский» не создает резервы: по сомнительным долгам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

4. Учет прибыли (убытков), фондов, использования прибыли.

Прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия. Прибыли или убытки, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в состав внереализационных доходов (расходов) отчетного года.

5. Учет спецодежды на предприятии осуществляется на основании Приказа Минфина РФ №135н от 26.12.2002 года в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Аналитический учет спецодежды ведется в карточках, заведенных на каждого работника, обеспечивающих получение необходимой информации по учету, движению спецодежды в эксплуатации.

В приказе об учетной политике организации также отражен перечень следующих операций.

1. Стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, организация может полностью погасить при передаче в производство (эксплуатацию). Передача специальной одежды в производство (эксплуатацию) отражается в учете единовременным списанием стоимости спецодежды на затраты, стоимость которой не превышает 20000 рублей.

2. Незавершенное производство отражается в балансе по фактической производственной себестоимости, включающей прямые расходы. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитываются в бухгалтерском учете и отражаются в отчетности отдельно как расходы будущих периодов.

Расходы будущих периодов подлежат списанию по видам расходов равномерно в течение периода, к которому они относятся. Срок списания каждого вида указанных расходов устанавливается на основании специального расчета в момент их возникновения и отражения в бухгалтерском учете.

3. Общепроизводственные, коммерческие (расходы на продажу) и общехозяйственные (управленческие) расходы включаются в себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном периоде их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

4. Группировка и списание затрат на производство выбирается организацией в зависимости от отраслевых особенностей ее деятельности с учетом требований Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

5. Учет затрат по содержанию жилищно-коммунального хозяйства ведется на счете 29. Учет затрат ведется по дебету счета в разрезе утвержденных номенклатурных групп, подразделений и статей затрат. Затраты по каждому обслуживающему производству и хозяйству ведут по следующим статьям затрат: оплата труда; отчисления на социальные нужды; сырье и материалы; топливо; вода и электроэнергия; амортизация основных средств; прочие расходы.

В соответствии с нормами ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом, когда был утвержден соответствующий организационно-распорядительный документ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ФЗ от 06.12.2011 г. за №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:

· реорганизация предприятия;

· смены собственников предприятия;

· изменения нормативной базы или законодательства по бухгалтерскому учету;

· разработки новых способов ведения учета (как Минфином, так и самим предприятием);

· нового существенного изменения условий деятельности предприятия.

Для сопоставимости данных отчетности все изменения в учетной политике вводятся с начала нового финансового года. Исключения возможны, если нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым придается обратная сила.

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

По результатам аудита учетной политики организации были выявлены следующие нарушения:

1. приказ об утверждении или изменении учетной политики на текущий год датирован датой текущего года;

2. у организации отсутствует обязательное приложение к учетной политике, в частности, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;

3. в учетной политике не указан способ списания спецоснастки стоимостью более 20000 руб.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.