Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Крах Космоса 176






Достижения эпохи современности 176

Бедствия современности 178

Инструментальная рациональность: мир «это» 179

Фундаментальная парадигма Просвещения 180

Не Дух, не разум, а только природа 182

Ирония: настроение современности 183

Голос индустриальной сети 184

Глава 16. Эго и Эко 187

Эго против Эко 187

Близнецы поверхности 187

Истина Эго 188

Проблема Эго 190

Эго и подавление 190

Новое объединение мира 191

Назад к природе 192

Эко и регресс 193

Потерянный Рай 194

Машина, везущая в прошлое 196

Великая битва современности: Фихте против Спинозы 197

 

Глава 17. Доминирование Нисходящего пути 199

Эволюция: Великая Холархия, раскрывающаяся во времени 200

Эволюция: Дух-в-действии 201

Проблеск недуального 203

Всегда уже 203

Исчезновение образа 204

Господство Нисходящего пути 206

Интернет 206

Религия Геи 207

Глава 18. Раскрытие Бога 209

Письмена на стене 209

«Я» Сверхчеловека 210

Великая чудесная сеть под названием «Я» 212

По ту сторону разума эпохи постмодерна 214

Преобразование мира и культурная пропасть 217

Экологическая этика 220

Основная моральная интуиция 223

До свидания, поверхность 224


 

 

Предисловие

 

ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД, в 1989-м, я отправлялся в свое собственное паломничество на поиски мудрости по всей стране. Во время моих путешествий я брал интервью и работал более чем с двумястами психологами, философами, терапевтами, учеными и мистиками, которые утверждали, что у них есть ответы, которые я искал. К тому времени, когда я написал книгу «То, что действительно важно: Поиски мудрости в Америке», мне было совершенно ясно, что Кен Уилбер был одним из лучших. Я верю, что он, бесспорно, самый убедительный и проникновенный голос не так давно появившейся уникальной американской традиции мудрости.

Прошло уже почти двадцать лет, с тех пор как Кен Уилбер издал книгу «Спектр сознания». Он написал ее, когда ему было двадцать три года, и она внезапно сделала его, возможно, самым всесторонним философским мыслителем нашего времени. Эту книгу Уилбер написал через три месяца после получения степени дипломированного специалиста в биохимии, и в ней он показал, что человеческое развитие совершается в соответствии с определенными стадиями, часть из которых выходит за границы традиционных представлений западной психологии. Только успешно проходя через каждую стадию эволюции, считает Уилбер, возможно сначала развить здоровое чувство индивидуальности, а затем испытать опыт более высоких состояний, которые превышают личность человека и включают ее в себя. В действительности, Уилбер обвенчал Фрейда и Будду, которых до этого разделяли на первый взгляд непреодолимые противоречия. И это была только первая из его многочисленных оригинальных идей.

Название этой книги обманчиво кажется слишком размытым. «Краткая история всего» дает читателю именно то, что обещает. Она раскрывает длительный период истории, от Большого взрыва до постмодернистского настоящего. По ходу повествования она стремится понять часто кажущиеся противоречивыми различные пути развития человеческих существ: эмоциональный, сознательный, нравственный, духовный. И при всей ее широте, книга необыкновенно кратка и компактна.

Действительно, «Краткую историю всего» отличает и от «Спектра», и от одиннадцати последующих книг Уилбера то, что она не только развивает идеи, уже присутствовавшие в более ранних работах, но представляет их в простой, доступной, диалоговой форме. Большинство книг Уилбера требуют, по крайней мере, поверхностного знания основных восточных умозрительных традиций и западной психологии развития. «Краткая история всего» обращается к более широкой аудитории, а именно тем из нас, кто пытается найти мудрость в своей повседневной жизни, но в изумлении останавливается перед множеством потенциальных путей к истине, которые, кажется, так часто противоречат друг другу. Для тех читателей, которые захотят узнать больше после прочтения этой книги, я рекомендую недавнюю работу Уилбера «Пол, экология, духовность, в которой многие из представленных здесь идей разбираются в деталях.

Никто из тех людей, которых я встретил на своем пути, не описал путь эволюции человеческого сознания более систематично и всесторонне, чем Уилбер. Во время моего путешествия я сталкивался с многочисленными людьми, которые очень сильно возвеличивали ту специфическую версию истины, которой они придерживались. Почти всегда я обнаруживал, что они приходили к таким заключениям, выбрав одну из сторон, поддерживая один набор ценностей, и в то же время, исключая все другие.

Уилбер придерживается более широкого и всестороннего подхода, как вы скоро обнаружите сами. На страницах данной книги он последовательно излагает точку зрения, которая принимает и включает истины многочисленных и несоизмеримых областей: физики и биологии; социальных наук и наук о системах; искусства и эстетики; психологии развития и умозрительной мистики, а также положения противоречащих друг другу философских школ, от неоплатонизма до модернизма, от идеализма до постмодернизма.

Уилбер признает, что конкретные условия истинности могут быть достоверными, не будучи полными, то есть это истина, но только в определенном пространстве, и каждая отдельная истина должна рассматриваться как часть других одинаково важных истин. Возможно, самый мощный новый инструмент, который он пускает в ход в «Краткой истории всего», — это представление о четырех «секторах» развития. Изучая сотни карт развития сознания и человека, которые были созданы различными мыслителями в различные эпохи - карты биологического, психологического, познавательного и духовного развития (это лишь немногие) — Уилбер осознал, что они часто описывали совсем разные «истины». Внешними формами развития он называет те, которые могут быть изучены объективным и опытным путем. Но Уилбер ясно дает понять, что формы истины, связанные с внешним измерением, справедливы только в определенном пространстве. Любое всестороннее развитие включает в себя также внутренние субъективные измерения, требующие интерпретации, зависимые от сознания и самоанализа. Кроме того, Уилбер понимал, что внутреннее и внешнее развитие идет не только на индивидуальном уровне, но и на социальном или культурном уровнях. Следовательно, мы имеем дело с четырьмя секторами.

Ни одна из этих форм истинности, иллюстрируемых в ряде ярких примеров, не может быть сведена к другой. Бихевиорист (в качестве примера) не может понять внутренний опыт человека, так как наблюдает лишь за его внешним поведением или за сопровождающими его физиологическими процессами. Истина действительно освободит вас, но только если вы признаете, что существует более чем один вид истины.

«Краткая история всего» иллюстрирует развитие на нескольких уровнях. Это самая богатая карта мира, в котором мы живем, в ней обозначены места мужчины и женщины на разных этапах исторического развития. Уилбер, используя диалектические методы, объясняет, что каждая стадия развития преодолевает ограничения предшествующей стадии, и одновременно вносит нечто новое. Эта точка зрения отражает постоянно продолжающуюся борьбу, являющуюся элементом любого подлинного поиска более сознательной и полной жизни. «Никакая эпоха не может считаться более привилегированной, — пишет Уилбер. — Мы все — пища завтрашнего дня. Процесс продолжается, и сам Дух находится в процессе развития, а не в какой-то определенной эпохе, времени или месте».

На другом уровне Уилбер в «Краткой истории всего» выступает как демистификатор, проницательный критик учителей, методов, идей и систем, которые обещают показать дорогу к истине, но обычно являются неполными, вводящими в заблуждение, дезинформирующими или искажающими правду. Слишком часто нас запутывают. Напуганные возможностью любых изменений и крайне склонные к самообману, мы слишком поспешны, чтобы обращать внимание на простые ответы и быстрые решения, что в итоге только сужает нашу перспективу и прерывает развитие.

Уилбер — редкий голос. Он делает свое дело с искренним сердцем и преданностью правде. Он увеличивает масштаб, чтобы увидеть самую большую картину, но при этом он отказывается считать все ее элементы равными. Он делает качественные различия. Он оценивает глубину. Он не боится приобрести врагов, хотя многие упоминают о нем с почтением. Результатом является тот очень оригинальный свет, который «Краткая история всего» проливает не только на космическое измерение нашей жизни, но и на множество запутанных и тревожных проблем нашего времени. Изменение ролей мужчин и женщин; продолжающееся разрушение окружающей среды; разнообразие и мультикультурализм; подавление воспоминаний и детское сексуальное насилие; роль Интернета в информационную эпоху и многое, многое другое.

Я не могу представить себе лучший способ понимания идей Кена Уилбера, чем эта книга. Она содержит рассуждения о развитии, сознании и нашей способности преобразовать себя и перейти на полностью новый уровень. Говоря более практично, она спасет вас от многих оплошностей и ложных путей к мудрости, которые вы можете выбрать.

Тони Шварц

Моему читателю

В КНИГЕ ДУГЛАСА АДАМСА «АВТОСТОПОМ ПО ГАЛАКТИКЕ» описывается мощный суперкомпьютер, разработанный для того, чтобы дать окончательный, абсолютный ответ, который полностью объяснил бы «Бога, жизнь, вселенную и все остальное». Но этому компьютеру потребуется семь с половиной миллионов лет, чтобы сделать это, и к тому времени, когда компьютер, наконец, получил ответ, все уже забыли про вопрос. Никто не помнил главный вопрос, но главный ответ, который предложил компьютер, был таков: 42.

Это удивительно! Наконец-то получен окончательный ответ. Столь замечательный ответ, что пришлось проводить соревнование, чтобы определить, можно ли придумать к нему вопрос. Было предложено много глубоких вопросов, но окончательным победителем был признан вопрос, главный ответ на который звучит «42»: «Сколькими дорогами должен спускаться человек?»

«Бог, жизнь, вселенная и все остальное» — это, в значительной степени, и есть предмет этой книги. Хотя, конечно, ответ на него не совсем столь же однозначен, как «42». Речь пойдет о материи, жизни, разуме и духе и о тех течениях эволюции, которые, кажется, объединяют их всех в единой обшей модели.

Я написал эту книгу в форме диалога: вопросы и ответы. Многие из этих диалогов действительно имели место, но большей частью они были написаны специально для этой книги. Вопросы достаточно реальны — эти вопросы мне чаще всего задавали о моих книгах вообще и о моей новой книге в частности («Пол, экология, духовность»). Но для того чтобы понимать смысл написанного, нет никакой необходимости читать какую-то из моих книг: предлагаемые темы, я считаю, интересны сами по себе, и диалоги не требуют никаких специальных знаний в тех областях, о которых идет речь. Ученые, которые заинтересуются ссылками, библиографией, примечаниями и более детальными аргументами, могут обратиться к моей книге «Пол, экология, духовность».

Первые главы имеют отношение к материальному космосу и зарождению жизни. Что привело хаос в порядок? Как из материи произошла жизнь? Какие эволюционные потоки влияют на эту необыкновенную игру развития? Есть ли «дух» экологии? Действительно ли это важно?

В дальнейших главах исследуется появление разума или сознания, и мы с вами проследим эволюцию мировоззрения и сознания через пять или шесть главных стадий человеческого развития, от доисторической, садоводческой и аграрной до индустриальной и информационной. Каков был статус мужчин и женщин на каждой из этих стадий? Почему в некоторых из этих стадий главенствует мужчина, а в некоторых — женщина? Проливает ли это какой-то свет на сегодняшние гендерные войны? Участвуют ли в человеческом развитии и в космической игре в целом те же самые потоки? Как человеческое развитие в прошлом связано с сегодняшними проблемами людей? Если мы не помним прошлого, то осуждены ли мы повторять его ошибки?

Затем мы рассмотрим область Божественного, обратим внимание на то, как оно могло бы быть связано с творческими потоками в материи, разуме и жизни. Как и почему религия в ходе истории уступила место психологии? Раньше, если вы были внутренне растревожены, взволнованны и искали ответы, вы говорили со священником. Сегодня вы обращаетесь к психиатру, а они редко соглашаются друг с другом. Почему? Что случилось? Может быть, у них обоих есть кое-что важное, что они хотят нам сказать? Может быть, они не должны враждовать, и могут, наконец, помириться?

К кому мы обращаемся за ответом в нашей собственной жизни? Обращаемся ли мы за окончательными ответами к суперкомпьютеру Адаса? Обращаемся ли мы к религии? Политике? Науке? Психологии? К гуру? К вашему лучшему другу? Кому мы в итоге можем доверить обязанность быть советчиком в действительно важных вопросах? Это говорит нам о чем-то? Есть ли способ связать эти различные источники вместе, чтобы каждый из них говорил свои собственные истины, и в итоге формировалась сбалансированная и гармоничная точка зрения? Возможно ли это вообще в сегодняшнем расколотом мире?

Последние главы посвящены поверхности — сведению богатого многочисленными измерениями Космоса к плоскому, скучному и одномерному миру, к холодному и одноцветному миру современности и постмодерна. Но речь пойдет не просто об осуждении современного мира, а скорее о попытке обнаружить работу сияющего Духа даже в наши, очевидно, забытые Богом времена. Где обитают Бог и Богиня в этих мелких водах?

Сколькими дорогами должен спускаться каждый из нас? На этот вопрос мог бы, в конце концов, быть найден ответ, потому что удивление продолжает нарастать, и прорывается радость, чувствуя освобождение и полное пробуждение личности. И все мы знаем, как удивляться, а удивление говорит на языке Бога, который находится внутри нас и указывает нам путь домой.

К. Уилбер

Болдер, Колорадо

Весна 1995






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.