Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика Мусульманской лиги в 1930-гг.М Джинна






Мусульманская националистическая партия во главе с Ансари, выступившая за единство действий сИНК, была немногочисленна и не пользовалась особым влиянием в среде индийских мусульман. Остальные же мусульманские организации - как более авторитетная и крупная Мусульманская Лига во главе с М.А. Джинной, так и менее значимые Всеиндийская мусульманская конференция во главе с Ага-ханом и группа М. Шафи, отколовшаяся от Лиги, негативно относились к гандистским методам борьбы, будучи приверженцами умеренного конституционализма.

Отход отИНК консолидировал мусульман: на Аллахабадской сессии Лиги 1930 г. Джинна и Шафи воссоединились. Большинство мусульманских политиков отказывалось обсуждать вопросы будущего конституционного вопроса до решения индусско-мусульманской проблемы. Мусульманам-конгрессистам все труднее становилось находить общий язык с лидерами Мусульманской Лиги.

12 ноября 1930 г. открылась I конференция «круглого стола» в Лондоне.

Мусульманская Лига выдвинула «14 пунктов», главным из которых были требования проведения реформ в Синде и создания полноправной, имеющей Законодательное собрание Северо-Западной пограничной провинции. В случае их удовлетворения она о своей готовности к политическому диалогу с представителями других политических сил Индии. Отказ делегации Хинду маха сабха обсудить «14 пунктов» Лиги помешали выработке общей точки зрения. Нежелание английской стороны в отсутствии Конгресса проводить переговоры было расценено мусульманскими лидерами как признание ИНК ведущей политической силой Индии, а Лигу - второстепенной организацией. На конференции не было принято никаких конструктивных решений.

II конференция «круглого стола» состоялась в сентябре 1931 г. На конференции, в центре внимания которой оказалась проблема гарантии прав малых народностей, религиозных общин и каст, наметилось два кардинально различных подхода к общинному вопросу.

Конгресс рассматривал разрешение общинной проблемы в качестве венца конституции, предусматривающей самоуправление, Мусульманская Лига - как ее фундамент, что предполагало необходимость решения всех спорных проблем индусско-мусульманских отношений до определения нового государственного статуса страны. При этом Мусульманская Лига не настаивала на обязательном сохранении куриальной системы выборов, считая возможным урегулировать общинную проблему путем резервирования определенного числа мест в центральных и провинциальных органах за мусульманами.

 

Отсутствие единства и взаимопонимания между политическими силами Индии позволило англичанам взять разработку нового закона об управлении Индией в свои руки.

В результате выборов Индийский национальный конгресс одержал победу в 8 провинциях из 10 («кроме Пенджаба и Бенгалии) и сформировал там провинциальные правительства. Правда, в 1938 г. Конгресс и Мусульманская лига создали коалиционные правительства в Ассаме и Синде.

Поражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. заставило ее руководство пересмотреть свои позиции. На очередной сессии Лиги в Калькутте в 1938 г. М.А. Джинна выступил с заявлением, что отныне его партия будет строить свои отношения с конгрессом на основании «полного равноправия», а не на правах религиозного меньшинства. Условием возможного диалога должно быть признание Конгрессом права Лиги представлять всех мусульман Индии.

Растущая обособленность индийских мусульман была обусловлена не только развитием изоляционистических теоретических установок их лидеров на базе роста мусульманского национализма. Она была вызвана последовательной политикой англичан, нацеленной на внесение раскола в национально-освободительное движение, ростом активности индусских коммунистических сил, выступавших за создание индусского государства, и проявлениями антимусульманских настроений среди части конгрессистов.

В создавшейся обстановке руководство Мусульманской лиги попыталось укрепить свои позиции за счет главного политического соперника - Национального конгресса. В декабре 1939 г. Лига объявила о проведении в стране кампании «освобождения от ига Конгресса» (после ухода в отставку провинциальных конгрессистских правительств), однако это движение не приняло массового характера. Сепаратистская позиция руководства Мусульманской лиги в значительной степени предопределила дальнейшее развитие политической борьбы в стране. Политика Мусульманской лиги играла на руку англичанам, уже давно сделавшим ставку на разжигание индусско-мусульманских противоречий.

16. «Рабская» Конституция 1935 г.

В августе 1935 г. была принята новая Конституция для Индии.

Она предусматривала сохранение центральной власти в руках вице-ко­роля, поэтому была названа «рабской». Вице-король по-прежнему назна­чался английским королем и обладал всей полнотой исполнительной власти: мог приостановить действие Конституции и ввести чрезвычай­ное положение. Но одновременно в Индии создавалась провинциальная автономия: в провинциях расширялись полномочия органов власти, со­здавались ответственные перед местными Законодательными собрания­ми правительства, имущественный ценз резко снижался, благодаря чему общее число избирателей выросло сразу в 4 раза.

Таким образом, индийские политические партии в случае победы на выборах получали возможность сформировать свои правительства в 11 провинциях. Иными словами, это означало передачу местной вла­сти в руки индийцев. Англичане, видимо, в будущем готовились поки­нуть Индию.

Индия становилась федерацией провинций и княжеств. В Конституции зафиксировано также право князей самостоятельно решать, будут они присоединяться к независи­мой Индии или останутся в рамках своего княжества.

И все же Индия по-прежнему оставалась колонией: Центральный исполнительный совет нес ответственность не перед Центральным законодательным собранием, а перед Государственным советом, ко­торый был тесно связан с колониальной администрацией. О будущем политическом статусе Индии не упоминалось вообще.

Выборы в провинциях по новому закону прошли в 1937 г. ИНК одержал победу на выборах и сформировал свои правительства по­всюду, за исключением двух провинций — Пенджаба и Бенгалии (там победила Мусульманская лига). Сразу же изменилась местная поли­тика: были освобождены политические заключенные, восстановлены демократические свободы, отменена цензура. Стала проводиться но­вая социальная политика, принимались законы, расширяющие права крестьян-арендаторов, ограничивались размеры уплачиваемой арен­даторами ренты, устанавливался мораторий на выплату ростовщичес­кой задолженности малоимущими слоями.

Новые провинциальные правительства в рамках отведенных им полномочий стали поощрять развитие национального предпринима­тельства, содействуя вытеснению английского капитала из индийской экономики. Англия постепенно утрачивала свои позиции в Индии.

Вместе с тем осложнились и без того напряженные отношения между двумя религиозными общинами: индусами и мусульманами. Появление автономных провинций с явным преобладанием мусульманского населе­ния готовило почву для будущего раздела страны. Мусульманская лига все больше ориентировала своих сторонников на несотрудничество с ИНК: в 1938 г. М. А. Джинна на сессии в Калькутте даже призвал исклю­чать мусульман—членов Конгресса из Лига. Мусульманская община по­степенно склонялась к созданию в Индии своего «национального очага».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.