Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства гармонизации






Для того, чтобы композицию привести в полную гармонию, создать соразмерность и гармоничность соотношений всех ее частей и деталей, придать ей наиболее полную эстетическую выразительность, необходимо применить средства гармонизации: симметрия и асимметрия; метр, ритм, метроритм; нюанс.

Симметрия и асимметрия. Выразительность композиционного решения повышает использование системы осей, относительно которых в произведении возникает уравновешенность или симметрия. Наиболее распространенными являются одноосевая, двухосевая и трехосевая виды симметрий. При нечетном количестве осей композиция собирается к центру и становится более выразительной. При четном - связь элементов получается значительно меньшей и приходится вводить композиционные объединяющие детали (общее обрамление, связующую деталь, примером тому служат серьги-двойчатки – ювелирное изделие 16 века.). В трехосевой симметрии центральная ось является главной, остальные - второстепенными. При асимметричном построении композиции отдельные элементы ее располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют. Фигуры с центральной симметрией (круг, квадрат) и центрально-угловой (розетки) наиболее выразительны; фигуры, имеющие только осевую симметрию, следуют за ними; на последнем месте в этом отношении находятся фигуры произвольной формы.

Метр, ритм, метроритм. При частом повторении осей возникает ритм. Основная композиционная задача при использовании ритма - так выбрать частоту повторения в заданном размере, чтобы это усиливало выразительность, а ритмизированный элемент естественно вписывался бы в композиционную схему. Излишне частый ритм измельчает деталь и делает ее художественно неубедительной, так же как и слишком крупный. Ощущение ритма появляется только при наличии не менее трех повторений. Существует два вида повторяемости: метр и ритм. Простейший вид - метр - основан на повторении одинаковых или чередовании 2-3 разных элементов с равными интервалами между ними. Более сложный вид повторяемости - ритм - основан на закономерном изменении форм и интервалов; изменением каких-либо свойств элементов и интервалов: нарастание или убывание их числа, размеров, форм и т. д. Метрическое построение характеризует покой, статичность композиции: ритмическое - выражает направленность, динамичность. Еще более сложный вид повторяемости основан на сочетании и единстве метра и ритма и носит название метроритмического сочетания.

Нюанс. Сущность его заключается в плавном переходе (изменении) характеристики элемента композиции в сторону усиления или ослабления. Градации нюанса могут быть выявлены в тех же пределах, что и контраст (например, переход от белого к черному), только при нюансном переходе не будет ясно выраженных границ стыков. При незначительной разнице в характере формы или элементов нюанс приобретает вид оттенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.