Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






НЕ-Я — противополагаемый Я один из членов второго основоположения наукоучения Фихте




НЕ-Я — противополагаемый " Я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласяще­го: " Я" полагает " Н." или " Я" полагает " Н." в " Я". Ис­ходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания (" Я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для " Я" определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является " H." (" H." не есть " Я"). Так как только " Я" по­лагается первоначально, то и противополагать можно только этому " Я"; более того, только само " Я" есть то, что противополагает, и таким противополагаемым " Я" есть " Н.". Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что " Я", полагая " H.", тво­рит тем самым природу и мир вне человека — т.наз. " ве­щи в себе". Фихтеанское " Н." не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской " вещи в себе", полагая, что " Н.", даже будучи отличным от " Я", полагается " Я" не где-нибудь, а именно в сознании (от­сюда: " Я" полагает " Н." в " Я"), т.е. " Н." само является только чем-то представленным в сознании, в " Я", его со­держанием и не более. В определенной мере отношение " Я" и " Н." может быть выражено через категории субъ­екта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосозна­ния и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого вза­имоотношения (" Я" и " Н.") осуществляется у Фихте че­рез категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: " Я" про­тивополагает в " Я" делимому " Я" делимое " Н.", из кото­рого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как " Я" и " Н." оба полагаются в " Я" и через " Я", как ограниченные друг

другом, то соответственно их объединение предполага­ет их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо " Я" определено " Н." и между ними складывается причинное отношение основания и " Я" оказывается теоретичес­ким; 2) либо " Н." определено " Я" и между ними склады­вается причинное отношение цели и действия, а " Я" оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становят­ся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность " Н." может быть уяснена только из теоретического " Я", а необходимость последнего — из практического " Я". Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновыва­ет единство теоретического и практического " Я", пока­зывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру.

Т.Г. Румянцева


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.