Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития. Можно предполагать, что еще больше возросли требования к индиви- дуальной продуктивности и успешности
Можно предполагать, что еще больше возросли требования к индиви- дуальной продуктивности и успешности. Чаще всего отец в семье высту- пает образцом интеллектуальной и профессиональной успешности. И по- этому возрастают его влияние как идеала социально-адаптированной лич- ности на детей и значение его в интеллектуальном развитии детей.
Какой вклад вносит семейное общение в нормальной полной семье в интеллектуальное развитие детей?
Многочисленные исследования касаются прежде всего влияния семьи на различия в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек. В частно- сти, констатируется, что с рождения к мальчикам и девочкам предъявля- ются разные требования и создаются различные условия для их интеллек- туального развития. Игрушки и игры, предназначенные для мальчиков, стимулируют развитие независимости. Они поощряют исследовательский подход при решении задач и понимание пространственных отношений. Мальчики эмоционально более отдалены от родителей, им предоставля- ется большая автономия, они сталкиваются с более широким кругом яв- лений окружающего мира. От девочек же требуют большего послушания и дисциплинированности, чаще по отношению к ним практикуют гиперо- пеку, что препятствует развитию их познавательной активности. Но мате- ри чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями.
Гипотеза «интеллектуального климата»
Большое значение для общего интеллектуального развития детей имеет так называемый «интеллектуальный климат» семьи. Впервые к этому понятию обратился известный психолог Р. Зайонц [Zajonc, Marcus H., Marcus G., 1979] после анализа фактов, касающихся различий в уровне интеллекта де- тей из больших и малых семей. Дети из многодетных семей показывают бо- лее низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам, по срав- нению с детьми из семей, где было 1—2 ребенка. Наблюдается и другой эф- фект: зависимость уровня интеллекта ребенка от порядка рождения. У де- тей, родившихся позже, уровень интеллекта ниже, чем у старших братьев и сестер. Причем существует высокая положительная и значимая корре- ляция (статистическая связь) между порядком рождения ребенка в семье (независимо от его пола) и уровнем его интеллекта. До Зайонца было вы- двинуто множество объяснений этой зависимости. Ряд исследователей предложили физиологические гипотезы. Популярность приобрела гипотеза «маточной усталости». С возрастом, а также после ряда родов у матери ухудшается «качество матки». Плод не может усваивать необходимые для развития питательные вещества. Это приводит к тому, что позднорожден- ные дети становятся менее интеллектуальными. Согласно этой гипотезе, чем в более позднем возрасте рождается ребенок, тем хуже он должен вы- полнять тесты интеллекта. Если интервал между рождением ребенка и его старших братьев и сестер велик, то матка «успевает отдохнуть» и различий быть не должно. Однако экспериментальные данные свидетельствуют о
|