Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 15. Детерминанты когнитивного развития. Можно предполагать, что еще больше возросли требования к индиви- дуальной продуктивности и успешности






Можно предполагать, что еще больше возросли требования к индиви-
дуальной продуктивности и успешности. Чаще всего отец в семье высту-
пает образцом интеллектуальной и профессиональной успешности. И по-
этому возрастают его влияние как идеала социально-адаптированной лич-
ности на детей и значение его в интеллектуальном развитии детей.

Какой вклад вносит семейное общение в нормальной полной семье в
интеллектуальное развитие детей?

Многочисленные исследования касаются прежде всего влияния семьи
на различия в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек. В частно-
сти, констатируется, что с рождения к мальчикам и девочкам предъявля-
ются разные требования и создаются различные условия для их интеллек-
туального развития. Игрушки и игры, предназначенные для мальчиков,
стимулируют развитие независимости. Они поощряют исследовательский
подход при решении задач и понимание пространственных отношений.
Мальчики эмоционально более отдалены от родителей, им предоставля-
ется большая автономия, они сталкиваются с более широким кругом яв-
лений окружающего мира. От девочек же требуют большего послушания
и дисциплинированности, чаще по отношению к ним практикуют гиперо-
пеку, что препятствует развитию их познавательной активности. Но мате-
ри чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями.

Гипотеза «интеллектуального климата»

Большое значение для общего интеллектуального развития детей имеет так
называемый «интеллектуальный климат» семьи. Впервые к этому понятию
обратился известный психолог Р. Зайонц [Zajonc, Marcus H., Marcus G.,
1979] после анализа фактов, касающихся различий в уровне интеллекта де-
тей из больших и малых семей. Дети из многодетных семей показывают бо-
лее низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам, по срав-
нению с детьми из семей, где было 1—2 ребенка. Наблюдается и другой эф-
фект: зависимость уровня интеллекта ребенка от порядка рождения. У де-
тей, родившихся позже, уровень интеллекта ниже, чем у старших братьев
и сестер. Причем существует высокая положительная и значимая корре-
ляция (статистическая связь) между порядком рождения ребенка в семье
(независимо от его пола) и уровнем его интеллекта. До Зайонца было вы-
двинуто множество объяснений этой зависимости. Ряд исследователей
предложили физиологические гипотезы. Популярность приобрела гипотеза
«маточной усталости». С возрастом, а также после ряда родов у матери
ухудшается «качество матки». Плод не может усваивать необходимые для
развития питательные вещества. Это приводит к тому, что позднорожден-
ные дети становятся менее интеллектуальными. Согласно этой гипотезе,
чем в более позднем возрасте рождается ребенок, тем хуже он должен вы-
полнять тесты интеллекта. Если интервал между рождением ребенка и его
старших братьев и сестер велик, то матка «успевает отдохнуть» и различий
быть не должно. Однако экспериментальные данные свидетельствуют о







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.