Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижения и проблемы неоструктурализма






Три описанные выше неоструктуралистские теории противоречат друг дру-
гу- Если прав Деметриу, и стадии развития различны в разных областях, то
не правы Паскуаль-Леоне и Кейс, считающие, что развитие во всех обла-
стях когнитивной сферы подчиняется одним и тем же закономерностям,
связанным с увеличением поля сознания. Но если прав Кейс с идеей раз-
личных уровней когнитивного развития, то не прав Паскуаль-Леоне, ко-
торый эти уровни отрицает. Казалось бы, очень просто провести исследо-
вания, которые установят, какая из теорий точнее отражает реальность.
Однако неопиажеанцы оказываются удивительно равнодушными к тому,
чтобы произвести экспериментальную критику соперничающих теорий. В
этом современные исследователи когнитивного развития отличаются от
психологов, работающих в области таких когнитивных процессов, как па-
мять или внимание. Так, в области памяти, как это видно из главы 6, был
проведен ряд экспериментов, направленных прямо против трехкомпонент-
ной теории.

Дело, по-видимому, заключается в том, что теория начинает подвергать-
ся систематической критике только тогда, когда ее приверженцы добива-
ются больших успехов и начинают претендовать на монопольное положе-
ние в своей области. Так, в 60-х годах XX века такую претензию на моно-
полию в сфере когнитивного развития демонстрировала теория Пиаже. От-
ветом стала разрушительная ее критика. Очень серьезными были в свое
время и претензии на окончательную истину трехкомпонентной теории и
селективных теорий внимания. Отсутствие жесткой критики неострукту-
рализма сегодня, пожалуй, может быть расценено как показатель того, что
этому течению, несмотря на вложенные усилия, остроумные теоретические
идеи и интересные эмпирические результаты, все еще далеко до того ав-
торитета, каким в свое время обладало пиажеанство.


Глава 12. Когнитивное развитие

Литература

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-
Центр, 2000.

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

ВенгерЛ.А., Запорожец А.В., Зинченко В.II., Рузская А.Г. Восприятие и действие.
М.: Просвещение, 1967

ВенгерЛ.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Раздел III.
Психология развития // Психология. М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экс-
периментального психологического исследования. М., 1986.

Донаяьсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.
М., 1996.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 2000.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Ментальная репрезентация: структура и динамика / Под ред. А.В. Брушлинс-
кого, Е.А. Сергиенко. М.: ИП РАН, 1998.

Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психоло-
гии. М., 1980.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. М., 1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тревола, 1995.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагоги-
ческая академия, 1994.

Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.

Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной дспривации на интерсенсорное вза-
имодействие // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 32—48.

Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в раннем онтогенезе человека//
Ментальная репрезентация: динамика и структура/Под. ред. А.В. Брушлин-
ского, Е.А. Сергиенко. М.: изд-во ИП РАН, 1998. Гл. II. С. 135—163.

Сергиенко Е.А. Когнитивное развитие // Современная психология. М., Инфра-
М, 1999. С. 409-430.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология М., 1996.

Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967

Antell S.E., Keating D.P. Perception of numerical invariance in neonates// Child Devel.
1983. Vol. 54. P. 695-701.

Baillargeon R. Rcprescntating the existence and location of hidden objects: object
permanence in 6- and 8-month-old infants// Cognition. 1986. Vol. 23. P. 21—41.

Baillargeon R. Object permanence in 3.5 and 4.5-month-oId infants // Developmental
Psychology. 1987. Vol. 23. P. 655-664.

Baillargeon R. Young infants' expectations about hidden objects: a reply to tree
challenges// Developmental Science. 1999. Vol. 2, № 2. P. 115—133.

Bornstein M.H. Two kinds of perceptual organization near the beginning of life//Aspects
of Devel. of Competence. W.A.Collins (Ed.). N.Y.Hillsdale, 1981. P. 39-91.

Buttenvorth C, Hopkins B. Hand-mouth coordination in the newborn baby // British
J. Devel. Psychol. 1988. Vol. 6. P. 303-314.


Список литературы

Butterworth, G.T., Jarrett N., Nicks L. Spatio-temporal identity in infancy: Perceptual

competence or conceptual deficit? // Developmental Psychology. 1982. Vol.18.

p. 435-449.
Butterworth G.E., Grover L. Joint visual attention, manual pointing and preverbal

communication in human infancy // Attention and performance XIII., M.

Jeannerod (Ed.), London; Erinbaum, 1989.
Butterworth G.E., Franco F. Votor development: communication and cognition // A

longitudinal approach to the study of motor development in early and later

childhood. Kalverboer L., Hopkins В., Gueze R.H. (Eds.), Cambridge University

Press. Cambridge, 1990.
Butterworth G., Harris M. Principales of developmental psychology. Erlbaum, 1994.
Carey S. Conceptual differences between children and adults // Mind and Language.

1988. Vol. 3. P. 67-82.
Case R. Intellectual development: Birth to adulthood. N. Y.: Academic, 1985.
Cox M. V. The child, s point of view. Hemel: Harvester. 1991.
DeLoache J.S. Rapid change in the symbolic functioning of young children // Science.

1987. Vol. 238. P. 1556-1557.
Diamond A., Gilbert J. Development as progressive inhibitory control of action: retrieval

of contiguous object // Cognitive Devel. 1989. Vol. 4. P. 223—249.
Field T.M., Woodson R., Greenberg R., Cohen D. Discrimination and imitation of facial

expressions by neonates// Science. 1982. Vol. 218. P. 179—181.
FlavellJ.H., Flavell E.R., Green F.L. Development of the appearence — reality distinction

//Cognitive Psychology. 1983. Vol. 15. P. 95-120.
Flavell J. N. Developmental of children's knowledge about the mental world //Inter-
national Journ. Of behavioral development. 2000. Vol. 24. № 1. P. 15—23.
Fraiberg S. Insight from the blind. Comparative studies of blind and sighted infants.

N.Y., 1977.
Gelman R. Epigenetic foundations of knowledge structures: initial and transcendent

constructions // The epigcnesis of mind: essays on biology and cognition. Hillsdale,

N.J.: Lawrence Erbaum Associaties, 1991.
Goodale M.A., Milner D.A. Separate visual pathways for perception and action // Trends

in Neuroscience. 1992. Vol. 15. P. 20—25.
Gopnik A. Conceptual and semantic development as theory change // Mind and

Language. 1988. Vol. 3. P. 197-216.
Hetherington E.M., Parke R.D. Child psychology. A contemporary viewpoint.

McGraw-Hill. Inc. New Jersy, 1993.
Hobson R.P. Autism and the Development of Mind. Hove, 1993.
Hofstein С von. The organization of arm and hand movements in neonate /

Neurobiology of Early Infant Behavior.Eds.C.von Euler, T.Forssberg, H.

Lagercrantz. L.: Macmillan, 1989. P. 129-142.
Hofstein С von, Vishton P., Spelke E.S., Rosander K., Feng Q. Predictive action in infancy:

head tracking and reaching for moving objects. Submitted manuscript. 1994.
In-Kyeong K. Spelke E. Perception and understanding of effects of gravity and inertia

of object motion //Developmental Science. 1999. Vol. 2. № 3. P.339-363.
Light P. Context.conservation and conversation Hove Lawrence Erlbaum Associates, 1988.
MacKeiie B.E., Bigelow E. Detour behaviour in young human infants // British journ.of

Developm. Psychology. 1986. Vol. 4. №1. P. 139—148.
Mandler J.M., Bauer P.J. The cradle of categorisation: Is the basic level basic? //

Cognitive Psychology. 1988. Vol. 23. P. 263-298.
Meltioff A., Moor M.K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates//

Science. 1977. Vol. 218. P. 179-181.


Глава 13. Когнитивное развитие

MeltzoffA., Gopnik A. The role of imitation in understanding persons and developing

theories of mind // Baron-Cohen S., Tager-Flushberg H., Cohen D. (Eds.)

Understanding other minds: Perspectives from autism. Oxford: Oxford University

Press, 1996. P. 335-366.
Milner B. Effect of Brain lesions on card sorting // Archives of Neurology. 1963. Vol. 9.

P. 90-100.
Moore C. Theories of Mind in Infancy// British Journal of Developmental Psychology.

1996. Vol. 14. P. 19-40.
Perner J. Understanding the representational mind. Cambridge, Massachusetts: MIT

Press, 1991.
Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral

and Brain Sciences. 1978. Vol. 1. P. 515-526.
Repocholi B.M., Gopnik A. Early reasoning about desires: Evidance from 14- and 18-

monthsolds // Developmental Psychology. 1997. Vol. 33. P. 12—21.
Rieser J.J., Doxey P.A., McCarrell N.J., Brooks P.H. Wayfinding and toddlers' use of

information from an aerial view of a maze // Developm. Psychology. 1982. Vol.18.

№4. P.714-720.
Siegal M. Knowing children: experiments in conversation and cognition. L.: Lawrence

Erlbaum Associates Publishers, l991.
Spelke E.S. Perception of unity persistance and identify: thought on infants' concep-
tions of objects//Neonate Cognition. N.Y., 1985.P. 89-113.
Spelke E.S. Preferential-looking methods as tools for the study of cognition in infancy

// Measurement of Audition and Vision in the First Year of Postnatal Life. G.

Gottlieb, N.Krasnegor.Norwood (Eds). N.Y.: Ablex, 1985. P.323-364.
Spelke E.S. Where perceiving ends and thinking begins: the apprehension of objects

in infancy// Perceptual development in infancy.The Minnesota Symposia on Child

Psychol. A. Yonas (Ed.). 1988. Vol. 20. P. 197-235.
Spelke E.S. Physical knowledge in infancy: reflections on Piagert's theory // Study in

Biology and Cognition.S.Carey R.Gelman (Eds.). Hillsdale, N.Y.: Erlbaum, 1991-

P. 133-170.
Spelke E.S., Breinlinger K., Macomber J., Jacobson K. Origins of knowledge //

Psychological Rev. 1992. Vol. 99. № 4. P. 605—632.
Spelke E.S., Philips A., Woodward A.L. Infants' knowledge of object motion and human

action // Causal cognition: A multidisciplinary debate. Sperber D., Premack D.,

Premack A. (Eds). Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 44-78.
Starkey P., Cooper R.G Perception of number by human infants// Science. 1980. Vol.

210. P. 1033-1035.
Starkey P., Spelke E., Gelman R. Detection of intermodal numerical correspondences

by human infants //Science. 1983. Vol. 222. P. 179-181.
Thines G, Costall A., Butterworth G.E. Michotte's experimental phenomenology of

perception. Hillsdale, N.J.: Erbaum, 1990.
Trevarthen С Communication and Cooperation in Early Infancy: a description of

primary intersubjectivity// Before Speech: The Beginings of interpersonal

communication. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.
Trevarthen С Development of Early Social Interactions and the Affective Regulation of

Brain Growth //Neurobiology of Early Infant Behavior. London, 1989. P. 191—206.
Wellman H.M. The child's theory of mind. Cambridge, MA: Bradford/MIT Press, 1990.
Wynn K. Addition and subtraction by human infants // Nature. 1992. Vol. 358,

P. 749-750.


Глава 14

Речевой онтогенез*

Развитие речи ребенка является особой линией и важнейшей стороной об-
щего когнитивного онтогенеза, а также социальной функцией первостепен-
ного значения. Неудивителен поэтому научный и практический интерес к
этому объекту. Исследования детской речи начались на первых же порах ста-
новления научной психологии, в конце XIX— начале XX столетия. Тогда
появилось значительное количество публикаций в нашей стране и за рубежом,
где описывались многие факты этого процесса (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоз-
дев, К. Бюлер, К. и В. Штерны и др.). Вклад в эту литературу внесли не толь-
ко ученые — психологи, биологи, лингвисты, но и люди других специаль-
ностей: интересующиеся родители, воспитатели, детские писатели. В резуль-
тате сбора разностороннего материала внешние проявления хода речевого
онтогенеза относительно давно оказались хорошо изученными.

Тем не менее природа речевой способности человека, скрытые механизмы,
движущие речевым онтогенезом, вклад природного и социального факторов в
этот процесс и многие другие проблемы до настоящего времени оставляют от-
крытое для исследований поле. Усилия исследователей направляются на то,
чтобы определить возрастные и индивидуальные нормы формирования разных
сторон речевой способности ребенка; рассматриваются данные усвоения деть-
ми языков разного типа, в условиях би- и полилингвизма; выявляются инди-
видуальные особенности речевого развития, формы отклонений от нормы в
речевом онтогенезе; исследуется мозговая обусловленность речевого процес-
са; обсуждается вопрос о его генетической обусловленности и т.п.

Основные факты речевого развития, как и их теоретическое понимание,
будут рассмотрены здесь в двух направлениях: раннее, так называемое
предречевое, относящееся к периоду жизни ребенка от рождения до года;
и от года до школьного возраста, до 7 лет. Эти периоды разделены пото-
му, что обычно в возрасте года (возможно и раньше, но чаще позднее) в
развитии малышей, в том числе речевом, происходят важные изменения,
в результате которых возникают качественно новые особенности в их пси-
хической и, в частности, речевой деятельности. Время перехода от пред-
речевого к речевому периоду неодинаково у разных вполне нормальных и
здоровых детей. Поэтому при разделении указанных периодов важен не
конкретный календарный момент, а качественные особенности развития,
проявление новых форм психологического функционирования.

* Написание данного раздела поддержано грантом РГНФ № 01-06-00241а.


Глава 14. Речевой онтогенез






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.