Глава 13. Когнитивное развитие. Первый модуль — физические механизмы
Первый модуль — физические механизмы. Начинает развиваться у детей с 3—4 месяцев. Ребенок обрабатывает информацию о поведении физичес- ких объектов и создает классификацию объектов, основанную на их физи- ческих свойствах. Если объект может начинать движение или изменять его сам по себе, то он скорее всего может быть субъектом. Если же это проис- ходит только с привлечением внешних источников энергии — он не субъект.
Второй модуль — механизмы мышления. Начинает развиваться у детей с 6—8 месяцев. Обрабатывает информацию о субъектах и их целенаправ- ленных действиях.
Третий модуль — механизмы мышления. Начинает развиваться у детей около 18 месяцев. Обрабатывает информацию о субъектах и их менталь- ных отношениях к возможно существующему. Следовательно, эти меха- низмы ответственны за метарепрезентации, а также за понимание дей- ствий в отношении потенциально несуществующих обстоятельств.
С. Барон-Кохен (цит. по: [Hobson, 1993]) решающую роль в развитии theory of mind отводит детекции ребенком направления взгляда. Автор тео- рии добавляет к перечисленным выше модулям еще детектор намерений (определение намерения другого человека), детектор направления взгля- да (прослеживание ребенком взгляда взрослого, что позволяет ментально присоединиться к намерению взрослого), а также механизм общего вни- мания, когда внимание ребенка и взрослого встречаются на одном объек- те, что дает представление об обмене психическими состояниями.
Согласно теориям этой группы, развитие модели ментальное™ главным образом зависит от собственной активности ребенка в социальном мире. Различия во взглядах авторов заключаются в том, предшествует ли понима- ние эквивалентности себя и другого человека различению социального мира и мира объектов. В первом случае мы имеем теории симуляции, которые предполагают, что понимание другого происходит через уподобление их соб- ственной направленной деятельности на базе собственного опыта.
Б. Рассел, например, считает, что знание о разделении на субъект и объект и знание об объекте есть на самом деле знание об отношении меж- ду собой как субъектом опыта и объектом. Опыт социального взаимодей- ствия играет огромную роль в развитии понимания себя и других как субъектов (цит. по: (Hobson, 1993]).
Теории подобия (matching)
Основное внимание в теориях этой группы уделяется проблеме понимания эквивалентности себя и другого. Предполагается, что врожденное сходство между собой и другими наиболее очевидно в ситуациях, где Я и другой во- влечены в одну и ту же деятельность. Это и есть ситуации подобия, позво- ляющие младенцу понять, что Я и другой одинаковы в их потенциальной возможности вступать в психологические отношения с объектами.
Два главных подхода в этих теориях схожи в подчеркивании централь- ной роли интермодальной интеграции и амодальной репрезентации ин- формации, полученной от себя и других.
Познание ментального мира
|