Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценочного поведения






Определенные экспериментальные манипуляции ситуативными и лично-
стными факторами могут служить непосредственными доказательствами
того, что критерием оптимальности оценочных суждений могут быть не
только точность отражения реальности, но и указанные выше критерии,
такие как экономия когнитивных усилий, повышение эффективности пос-
ледующего действия и улучшение эмоционального состояния.

Дефицит времени является одним из очевидных внешних факторов, обус-
лавливающих необходимость экономить на когнитивных операциях и исполь-
зовать вместо систематического и полного анализа ситуации упрощенные
способы оценочного поведения. Например, если вы выбираете товар в ма-
газине, вы можете, конечно, внимательно прочесть все, что написано на упа-
ковке, сравнить состав продукта с составом других аналогичных товаров и
т. д. Но в целом ряде случаев на дотошный анализ внешней информации
просто нет времени. В таких случаях, как показывают результаты исследо-
ваний [Hulland, Kleinmuntz, 1994], человек обращается к внутренней инфор-
мации, которая хранится у него в памяти, в частности, к некоторой интег-
ральной оценке привлекательности объекта, сформированной в ходе пред-
шествующего опыта. В роли такой информации могут выступать сложивши-
еся стереотипы и установки (например, «Новое поколение выбирает " Пеп-
си"»). Опора на эти стереотипы и установки чревата серьезными заблужде-
ниями, но в тех случаях, когда необходимо действовать оперативно, извле-
чение из памяти схематичной информации бывает весьма эффективно.

Одной из демонстраций влияния повышения эффективности действия как
одного из критериев оптимальности оценочного поведения могут служить ре-
зультаты экспериментов известного германского исследователя в области мо-
тивации Хекхаузена и его коллег [Heckhausen, 1990]. Основным методичес-
ким приемом, использованном в этих исследованиях, была диагностика на-
личия и выраженности ошибок и иллюзий в оценочных суждениях на различ-
ных стадиях подготовки к действию. Логично допустить, что чем ближе к мо-
менту начала действия, тем более значимой для индивида становится его эф-
фективность, тем в большей степени индивид сосредотачивается на выпол-
нении предстоящего действия. Все остальное отходит на задний план. Резуль-
таты высказываний испытуемых (с помощью метода мышления вслух) под-
тверждают это предположение: чем ближе к началу действия, тем все больше
мыслей о том, как сделать намеченное как можно лучше, и все меньше мыс-
лей о том, что необходимо сделать, насколько это действие возможно и важ-
но. Таким образом, доминирующим становится стремление к достижению
максимальной эффективности действия. И именно на стадии, непосредствен-
но предшествующей действию, как показывают результаты все тех же экспе-
риментов, у людей относительно чаще возникает иллюзия контроля.

Улучшение эмоционального состояния как критерий оптимальности оце-
ночных суждений с наибольшей отчетливостью проявляет себя в тех слу-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.